Николас Виндинг Рефн
Режиссер
Николас Виндинг Рефн — тяжелый, в общем-то, случай. Автор успел побыть кем только можно было:
Квентином Тарантино в «Пушере»,
Дэвидом Линчем в
«Страхе Х»,
Вернером Херцогом в
«Вальгалле»,
Майклом Манном в
«Драйве». Пожалуй, самый яркий выход у датского эпигона случился в 2008 году, когда на экраны вышел
«Бронсон», энергичный биопик о британском заключённом Чарльзе Бронсоне, который был создан под безусловным кинематографическим влиянием
«Заводного апельсина», что чувствовалось в каждом кадре. Рефлексируя по сей день на тему природы насилия, Рефн продолжает копировать чужие авторские почерки. Вызывает это по большей части жалость, причем не столько оттого, что из постановщика не получилось полноценного
Кубрика, а скорее потому, что за всё это время Рефн так и не решился показать в своем кино самого себя.
-
Данкан Джонс
В
интервью «Настоящему кино»
Данкан Джонс признавался в пламенной любви к классике, к образцам научно-фантастического кино 70-х и 80-х. «Те фильмы были о людях», — заключал Джонс, — а фильмы, что Голливуд делает сейчас — они о спецэффектах». Главное на сегодняшний день достижение режиссера — камерная и ностальгическая
«Луна 2112», по-своему безупречный монофильм, в котором герой
Сэма Рокуэлла кукует на Луне, следя за автоматизированной станцией по добыче гелия-3. А компанию ему составляет Герти — добрый родственник робота Хэлла из
«Космической одиссеи».
-
Марк Романек
Марк Романек — значительная фигура в мире музыкального видео, создатель клипов
Мадонны, Nine Inch Nails и культового «Scream»
Майкла Джексона (который, кстати говоря, до недавних пор был самым дорогим видеоклипом в истории). В большом кино, как ни странно, Романек пока что обращается с совсем скромными бюджетами. Однако сей факт не мешает ему снимать работы наподобие пронзительной фантастической антиутопии
«Не отпускай меня». Холодная эстетика, хирургически точный монтаж, сдержанная режиссура этой действительно заслуживающей внимание ленты побудили киноведов записать Романека в кубриковского последователя. В этом, похоже, уверены и голливудские продюсеры. По слухам, именно Романек будет снимать
«Отель Оверлук*», приквел легендарного
«Сияния».
-
Пол Томас Андерсон
В киношных СМИ ходит байка, что
Пол Томас Андерсон решил пригласить в
«Магнолию» Тома Круза только ради того, чтобы попасть на съемочную площадку своего кумира
Стэнли Кубрика, как раз снимавшего Круза в
«Широко закрытых глазах». Кубрик, мол, заметив Андерсона на площадке, сперва послал его к черту, но потом сменил гнев на милость, узнав, что молодой автор не только режиссер, но и сценарист (люди пишущие вызывали у Кубрика некоторый интерес). Андерсон, который, в первую очередь воспринимается, конечно же, как наследник традиций
Роберта Олтмана, вызвал у прессы ассоциации с Кубриком, когда начал работать над
«Мастером». Он решил снимать кино на 65-миллиметровую камеру (Кубрик на нее снимал свою
«Космическую одиссею»). В качестве реверанса кумиру, сделанному в «Мастере», отдельно стоит отметить сцену сексуальной оргии, глядя на которую, невозможно не вспомнить «Широко закрытые глаза».
-
Терренс Малик
Терренс Малик ввиду своей абсолютной самодостаточности, возможно, не самая очевидная кандидатура для этого топа. С
Кубриком тем не менее режиссера роднит куда больше, чем может показаться с первого взгляда. И речь не только о непостижимом масштабе творческих личностей мэтров. При всех очевидных различиях в эстетике, режиссерском инструментарии и мировоззрениях (Кубрик — убежденный атеист, Малик — судя по его последним фильмам, отчаянный богоискатель), сложно не заметить, как антимилитаристская
«Тонкая красная линия» перекликается с пронизанной презрением к военным действиям
«Цельнометаллической оболочкой»; и как космогоническое, выстроенное по законам академической музыки
«Древо жизни» созвучно кинематографической симфонии, аранжированной Кубриком в
«Космической одиссее».
-
Стивен Спилберг
«Искусственный разум», как известно,
Стэнли Кубрик хотел поставить ещё в начале 1970-х. Фильм находился в стадии производственного ада в течение нескольких лет из-за того, что Кубрик счел компьютерную графику тех лет недостаточно совершенной. Съёмки фильма начались уже после смерти Кубрика, в эпоху рассвета CGI — в 2000 году. Место режиссера занял
Стивен Спилберг, которого заняться этой кинолентой побудила вдова автора идеи, Кристиана Кубрик. На «Искусственном разуме», кстати говоря, Спилберг не остановился. На пресс-конференции 66-го Каннского кинофестиваля, где Спилберг сидел в жюри, режиссер рассказал французскому телеканалу Canal+, что также собирается поработать над мини-сериалом о Наполеоне по еще одному нереализованному сценарию Кубрика.
-
Гаспар Ноэ
Ближе к финалу
«Необратимости» героиня
Моники Беллуччи пересказывает сон, где фигурирует кроваво-красный подземный переход, разламывающийся пополам. О том, что девушка в этот злосчастный переход, к сожалению, зайдет, зрителю уже показали. Фильм движется задом наперед, беспощадно демонстрируя, как «время разрушает всё»: красоту, молодость, любовь, жизни. Финальные сцены, когда всё жуткое уже показали, в общем-то, самые страшные: Белуччи с
Касселем нежатся в спальне, на стене красуется постер
«Космической одиссеи», «дорогой, мне приснился странный сон». Следующей заметной работой
Гаспара Ноэ стал
«Вход в пустоту», эффектный фильм-трип, абсолютный парафраз пресловутой «Одиссеи» с той лишь разницей, что космос для Ноэ абсолютное ничто в сравнение с человеком, который и есть, по мнению режиссера, та самая непостижимая вселенная.
-
Джонатан Глейзер
Джонатан Глейзер, бывший клипмэйкер, автор регулярно освистываемых на кинофестивалях картин, которые через какое-то время, как правило, оказываются в ранге культовых.
«Рождение», например, заклеванное критиками в 2004 году, сейчас регулярно всплывает в топах «лучших фильмов нулевых». В этой душераздирающей ленте о зыбкости семейного счастья Глейзер снимает сентиментальную мелодраму в ритме хоррора: отсылает к визуальной эстетике
«Сияния»; превращает дом главной героини в миникопию отеля «Оверлук», в пространство, сотканное из бесконечных коридоров и призраков прошлого. Равно как и классик, Глейзер каждой новой своей работой пытается ответить примерно на один и тот же вопрос: что есть такое человек? Наиболее полно ответы были проиллюстрированы в этом году лентой о пришельце в теле
Скарлетт Йоханссон, сыгравшей в фантастической драме
«Побудь в моей шкуре», в стопроцентно кубриковском фильме, снятом, похоже, одним из самых талантливых его последователей.
-
Смотрите также
-