Главные фильмы 2020 года

filmz

2020 год был, мягко говоря, не очень. Однако, просидев много месяцев в карантине, редакция «Настоящего кино» нашла силы на то, чтобы посмотреть несколько сотен фильмов и отобрать из этого многообразия лишь те работы, которые оставят след в истории кино.

Игровой дебют документалистки Китти Грин был показан в Берлине и сразу стал любимцем публики. Перед зрителем один день из жизни личной ассистентки крупного кинопродюсера. Приходит она в офис раньше всех, уходит – позже. Из кино в её жизни – только скромная возможность заглянуть в свежий драфт сценария. В остальное время девушка выписывает чеки, заказывает еду, прибирается в офисе и старается совладать с собственной совестью, которая отказывается мириться с неформальными кастингами её босса. Скупыми приёмами документального кино «Ассистентка» сообщает о системном устройстве харрасмента куда больше, чем любой другой фильм эпохи «MeToo».

Как и многие виртуозно сделанные комиксы, «Птицы» провалились в прокате. Их не спасли ни привязка к большой вселенной комиксов, ни звездный состав, ни один из главных персонажей масскульта последних лет в лице Харли Квинн. Явление это столь же необъяснимое, как провал «Хранителей» и «Запрещенного приема» Зака Снайдера. И пусть «Птицы» не так блестящи, как тот же «Sucker Punch» (хотя прямо ему наследуют), с задачей подарить зрителю два часа разноцветного безумия кино Кэти Янь прекрасно справляется. А нам ведь больше ничего для счастья и не надо.

Огромности нового полотна Андрея Сергеевича не мешает ни «ч/б», ни соотношение сторон кадра «4:3», ни порезанная цензурой матерщина. Главная героиня «Товарищей» – партийный деятель Людмила, фронтовичка, убежденная коммунистка и большая приверженица товарища Сталина. Когда 1 июня 1962 года на улицы её родного Новочеркасска вывалят протестующие рабочие, Людмила призовёт зачинщиков не церемонясь расстрелять. Когда 2 июня армия откроет огонь по толпе, окажется, что среди протестующих, была и дочь Людмилы. «Дорогие товарищи!» – это, если угодно, «Союз спасения» для людей с совестью. Кино о великой стране, где сплошь танцы на крови и безымянные могилы.

Тихое, почти шепчущее о своей боли кино о двух девушках, едущих на аборт в Нью-Йорк. Кино о помощи, которую негде попросить, и жизни, наконец взятой в собственные руки. «Никогда, редко, иногда, всегда» – третий фильм независимой американской режиссерки Элизы Хиттман и первый, удостоенный большого мирового признания. В нем постановщица продолжает исследовать жизнь простых американских подростков: их первую любовь, определение собственной сексуальной ориентации, попытки освободиться от гнёта жестокого мира.

— Роман Гневнов

У себя на родине новый фильм Гая Ричи снискал критику довольно сдержанную. Британцам, например, показалось, что автор топчется на месте, в очередной раз заводя старую пластинку о том, как по-быстрому срубить большой куш. В России у «Джентльменов» дела предсказуемо сложились получше. Согласно опросу «Кино Mail.ru», например, картина была признана «фильмом года» среди российских зрителей. Традиционная любовь соотечественников к творчеству британского режиссера в 2020-м возникла не на пустом месте. «Джентльмены» — самый взрослый фильм в карьере Ричи. В нем автор по-своему подводит итоги, показывая, как сильно изменился (или не изменился вообще) сегодняшний мир, в котором уличные бандосы нацепили дорогие костюмчики, научились хорошим манерам и вместо мелких хулиганских разборок занялись большой политикой.

Трагикомедия «Ещё по одной» поначалу напоминает другой обласканный критиками фильм Томаса Винтерберга, вышедшую в 2012 году «Охоту»: тут снова пригород Дании, педагоги в центре внимания и Мадс Миккельсен в главной роли. Мрачного психологизма тут, впрочем, в разы меньше. Картина наполнена юмором, а главным героем тут, как ни странно, вообще выступает алкоголь. Фильм начинается, как анекдот, а заканчивается, как пронзительная экзистенциальная драма, одинаково понятная как на просторах Скандинавии, так и у нас в России. На прошедшей онлайн-церемонии вручения наград Европейской киноакадемии картина удостоилась четырех наград. Вероятно, именно ей суждено совсем скоро еще и взять «Оскара» за «лучший иностранный фильм».

Возможно, самый стильный фильм 2020 года, аскетичный черно-белый байопик «Манк», разработанный Дэвидом Финчером специально для Netflix. Создавая самый личный проект в своей карьере, Финчер обратился к сценарию, написанному более десяти лет назад его покойным отцом. «Манк» при этом не только рассказывает о судьбоносном эпизоде из жизни сценариста Манкевича («Гражданин Кейн»), но и умело обыгрывает в картине обратную сторону кинопроизводства, выступающего тогда и сегодня одним из главным рычагом американской политики. Вскрывая гнойники голливудского закулисья, которые актуальны и по сей день, Финчер остался верным себе. Перед нами работа большого визионера, безупречная ретро-стилизация, погружающая зрителя в самый центр интриг «фабрики грез» сороковых годов прошлого столетия.

— Сергей Горбачев

Трудно переоценить значимость картин, простым языком рассказывающих про борьбу бравых активистов с социальными проблемами, да и выходят такие фильмы нечасто. В уходящем году громких релизов было как минимум два: «Суд над чикагской семёркой» и «Безупречный». Молодому постановщику Кори Финли удалось, пожертвовав размахом, сделать камерную историю, которая бы отличалась не только хорошими актерскими работами (одна из лучших ролей Хью Джекмана) и актуальностью проблематики (тема коррупции и важности журналистской работы). Следуя модной сегодня одержимостью антигероями, авторы провернули трюк, подобный прошлогоднему «Джокеру» и смогли рассказать целостную трагичную историю, не выходя за рамки произошедших в реальности событий. Кроме того, «Безупречный» – это одна из первых весточек ностальгии по началу «нулевых»: по ним еще не принято скучать, но они уже начали увядать в памяти.

Фильмы-головоломки – жанр практически вымирающий. Один из виднейших авторов Голливуда Чарли Кауфман не в первый раз создает на экране такой первоклассный пазл. Фильм ожидаемо злой, восхитительно остроумный и изобретательный. И, что немаловажно, имеющий конкретную разгадку и закрытый финал. Зрелище это не самое простое, оно наполнено множеством культурных референсов и иных деталей. Сценарист традиционно ведет подковерный диалог с ненавистными ему кинокритиками, без которых он, к слову, не может существовать. Разобраться, к чему был разговор о бровях Брежнева, зачем нам показывают несуществующий фильм Роберта Земекиса и засвечивают в кадре труд Гёте, почему одежда героев может внезапно поменять цвет – это процесс, доставляющий редчайшее удовольствие. А за слоем всех этих информационных пластов кроется традиционная меланхоличная рефлексия на тему бытия и смысла жизни.

Фильм-палиндром, апофеоз изобретательности Кристофера Нолана. Самый смешной (с характерным снобским юмором) и самый «бондовский» фильм режиссера. Здесь сочетаются, с одной стороны, многочисленные отсылки к массовой культуре, а с другой – почти младенческий восторг автора-модерниста, заново создающего велосипед и игнорирующего предшествующий богатейший литературный пласт научной фантастики. Это, пожалуй, самая большая за последние годы, и, скорее, удачная попытка переизобрести опыт кинопросмотра, показывая невиданные ранее спецэффекты. Призванный быть флагманом возрождения кинотеатрального просмотра, провалившийся в прокате «Довод», в каком-то смысле, стал его лебединой песней. Это, вероятно, один из последних представителей прекрасной эпохи, в которой вся высокобюджетная научная фантастика отдана таким самобытным и интеллектуальным авторам, как Кристофер Нолан и Дени Вильнев.

— Павел Гребнев

Читайте также:

Рецензия на фильм «Никогда, редко, иногда, всегда»
Выдающаяся картина о двух девушках, тайно едущих на аборт в Нью-Йорк. Гран-при жюри последнего Берлинале...

Рецензия на фильм «Думаю, как всё закончить»
Два с лишним часа упражнений в собственном стиле – от Чарли Кауфмана, сценариста «Адаптации» и режиссера «Нью-Йорк, Нью-Йорк»...

Рецензия на фильм «Довод»
Главный герой в исполнении Джона Дэвида Вашингтона пытается предотвратить надвигающуюся Третью Мировую войну, используя загадочную технологию инверсии времени...

Рецензия на фильм «Джентльмены»
Гай Ричи возвращается к истокам с картиной, снятой в его узнаваемом и неповторимом стиле. Зрителей ждет невероятная возможность насладиться уникальной игрой воображения режиссера. В новой криминальной комедии «Джентльмены» с лихвой хватает всего того, за что так любят фильмы Ричи — бешеной динамики, накала страстей, сарказма и поэтичности...

Рецензия на фильм «Манк»
Netflix презентовал на суд зрителя «Манка», новую работу Дэвида Финчера, реализация которой была давней мечтой автора и стала возможной лишь с легкой руки вездесущего стриминга. Рассказываем, как скромно вышедший на малых экранах «Манк» стал одним из самых колоссальных успехов в карьере легендарного голливудского перфекциониста...


Все новости