Топ по теме | Как это было: 1-й Международный зрительский фестиваль авторского кино
Автор: Сергей Горбачев
Накануне старта 2-го Международного зрительского фестиваля авторского кино, организаторами которого выступают «Искусство кино» и «Москино», мы решили вспомнить, что ожидало зрителей дебютного киносмотра в прошлом году.
Первый фестиваль прошел в Москве с 24 по 31 января 2019 года в кинотеатрах «Космос» и «Звезда». Зрителям были продемонстрированы картины в трех программах: «самые ожидаемые премьеры», «лучшие фильмы 2018 года» по версии «Искусства кино» и «большую ретроспективу картин новой румынской волны».
Вход на киносмотр, как и в этом году, был бесплатным по предварительной регистрации, однако количество мест было ограничено. Картины демонстрировались на оригинальном языке с русскими субтитрами.
Фильм открытия: «Айка» 2018
Картина режиссера Сергея Дворцевого была удостоена приза за «лучшую женскую роль» Каннского фестиваля 2018 года.
Молодая девушка (Самал Еслямова), приехавшая в Москву из Киргизии на заработки, оставляет новорожденного ребенка в роддоме. Бесконечные трудности гастарбайтерской жизни заставят ее задуматься, готова ли она смириться с разлукой.
«Айка» — это первая российская картина, награжденная призом за лучшую женскую роль в Канне, она также была включена в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Детройт 80-х, город постепенно приходит в упадок, его наводняют наркотики и преступность. Отец-одиночка Ричард Верше (Мэттью МакКонахи) пытается содержать дочь Доун (Бел Паули) и сына Рика (Ричи Мерритт) при помощи нелегальной перепродажи оружия. Однажды Рика ловят агенты ФБР и вынуждают стать доносчиком, угрожая отправить его отца в тюрьму. Фильм основан на реальных событиях.
Премьеры фестиваля: «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» 2018
Режиссер Раду Жуде. Главный приз фестиваля в Карловых Варах 2018 года.
Немцы, как известно, во Вторую мировую воевали не одни. Фашистской Германии среди прочих помогал румынский режим, который порой в ретивости и жестокости превосходил самих немцев. Художник-концептуалист Марьяна (Иона Якоб) получает у муниципальных властей разрешение на историческую реконструкцию вторжения румынской армии в Восточную Европу в 1941 году. Собравшиеся на площади горожане аплодисментами и криками одобрения встретили вступившие на площадь румынскую и немецкие части, советский же отряд вызвал резко негативную реакцию. Сцены геноцида (имитация сжигания евреев в закрытом сарае) приняли и вовсе на ура.
Режиссер Ширин Серо. Приз за лучший азиатский фильм Роттердамского фестиваля 2018 года.
Восьмилетняя Яэль часто чувствует себя не в своей тарелке. Вместо того чтобы танцевать под аплодисменты семьи, она предпочитает писать письма. Девочка постоянно слушает кассеты с записями голоса отца, который уехал в Эр-Рияд на заработки. Ее дядя, рок-звезда из группы The Futures, старается заменить ей папу. Когда Яэль видит рекламу ручки, которая подарит ей «чудесную жизнь», она решает потратить на нее все сбережения.
Режиссер Джанни Дзанаси. Приз за лучший европейский фильм «Двухнедельника режиссеров» Каннского фестиваля 2018 года.
Люсия — мать одиночка, которая пытается балансировать между работой архитектора-геометра и воспитанием дочери. Ее карьера оказывается под угрозой, когда она понимает, что амбициозный проект будущего здания содержит ошибки в расчетах.
Режиссер Асгхар Фархади. Фильм открытия Каннского фестиваля 2018 года.
Главные роли в новом фильме двукратного обладателя «Оскара» иранца Асгара Фархади исполняют Пенелопе Крус и Хавьер Бардем. На этот раз семейная драма, мастером которых является Фархади, разворачивается не в Тегеране, а в испанской глуши. После фактурной экспозиции с обязательными «элементами интерьера» — вином, зноем, сбором винограда — разворачивается детективный сюжет.
Сценаристом и режиссером картины выступил Михаил Идов. Саундтрек к финальным титрам написал российский рэпер «FACE».
«Юморист» — это квази-байопик: вымышленный эстрадный комик Борис Аркадьев — очень успешный по советским меркам человек. У него образцовая семья, образцовая карьера, образцовые поклонники и довольно неплохие отношения с контролирующими органами. Портит картинку лишь одна «мелочь», которая перевешивает все остальное — преследующее ощущение внутренней и внешней несвободы. Однако в советском государстве засомневавшийся человек, пусть даже успешный, мгновенно становится неудобен. Недвусмысленный слоган фильма — «Шути. Пока можно».
Премьеры фестиваля: «Сможете ли вы меня простить?» 2018
Режиссер Мариэль Хеллер. Две номинации за Золотой Глобус — 2019.
Основанная на реальных событиях история о популярной писательнице-биографе 70-80-х годов Ли Израэль. Осознав, что теряет карьерный успех, Ли (Мелисса МакКарти) благодаря своему писательскому таланту, путем обмана и откровенного преступления находит новый способ заработка.
Во время Второй мировой войны шестилетняя Анна лишается семьи и чудом выживает во время расстрела: мать закрыла ее своим телом. Больше двух лет девочка прячется в камине немецкой комендатуры, до прихода советских войск. Не сойти с ума и не умереть с голоду ей помогают ночные вылазки.
Фильм Алексея Федорченко был признан лучшим российским фильмом 2018 года на кинопремиях «Золотой орёл», «Ника» и премии кинокритиков «Белый слон». Картина была участником основной конкурсной программы Роттердамского фестиваля 2018 года. Исполнительница главной роли Марта Козлова была награждена специальным дипломом жюри «За создание пронзительного образа войны глазами ребёнка».
Режиссер Цзя Чжанкэ. Участник основной конкурсной программы Каннского фестиваля 2018 года.
2001 год, индустриальная провинции Шаньси. Молодая танцовщица Цяо влюбляется в местного гангстера Биня. Однако ее красота не должна вводить в заблуждение: твердостью характера она ничем не уступает возлюбленному — и даже готова защитить его. За это она в итоге и попадает в тюрьму на пять лет. Выйдя из заключения, Цяо отправляется на поиски Биня, но у того уже есть новая партнерша, которая советует Цяо «не поддаваться эмоциям». Оказавшись забытой и преданной всеми, она готова все отвоевать обратно.
Режиссер Карлос Рейгадас. Участник основной конкурсной программы Венецианского фестиваля 2018 года.
Жила-была в Мексике семья, и выращивала она быков для корриды. Хуан (сам Рейгадас), по совместительству талантливый и известный поэт, отбирает быков, а его жена Эстер (жена режиссера Наталия Лопес), преподавательница английской литературы, управляет ранчо и занимается хозяйством. Вскоре в их жизни появляется Фил, объездчик лошадей, которым очаровывается Эстер. И хотя ранее Хуан объявил их брак «свободным», ему оказывается не так-то просто справиться с ревностью и рефлексией.
Документальный фильм Сергея Лозницы обращается к тем временам отечественной истории, когда «правосудие по Вышинскому» было единственной формой юридического разбирательства и не имело ничего общего с настоящим правосудием.
Режиссер Аличе Рорвахер. Приз за лучший сценарий Каннского фестиваля 2018 года.
Действие происходит в крошечной итальянской деревеньке Инвиолата, что переводится как «некоррумпированная, неиспорченная». Время там остановилось, на дворе — феодализм. Местные жители подчинены злой маркизе де Луна, которая нещадно их эксплуатирует, а те — наивного юношу Лазаря. Так бы и все и продолжалось, если бы однажды не пропал сын маркизы и в Инвиолату не нагрянула полиция.
Режиссер Хирокадзу Корээда. Золотая Пальмовая ветвь Каннского фестиваля 2018 года.
Большая семья нищего японского рабочего еле сводит концы с концами. Они живут, а, скорее, выживают на пенсию бабушки и воруют всякую мелочь в супермаркетах. Холодным зимним днем отец семьи Осаму с сыном находят на улице девочку Юри и решают взять ее к себе. В их семье нет достатка, зато много любви. Однако даже такое относительное счастье оказывается иллюзорным. Когда по телевизору сообщают о пропавшей девочке, которую семья Осаму не собирается возвращать, одна за одной начинают раскрываться тайны этой видимой идиллии.
Режиссер Томас Штубер. Участник основной конкурсной программы Берлинского фестиваля 2018 года.
Кристиан (Франц Роговски) устроился на работу в гипермаркете. Теперь его будни протекают в бесконечном лабиринте стеллажей. Он быстро попадает под крыло Бруно из отдела напитков, который рассказывает ему, что да как, а вскоре влюбляется в Мэрион «из сладостей». Производственный роман, который развивается в самых приземленных сеттингах — у кофемашины, у кулера, в морозильной камере.
Режиссер Корнелиу Порумбою. Участник программы «Форум» Берлинского фестиваля 2018 года.
Лаконичный документальный фильм Корнелиу Порумбою, который стал хитом Берлинского кинофестиваля — 2018. Порумбою продолжает исследовать травматическое сознание современников, 27 лет назад переживших румынскую революцию. Поклонник футбола Лауренциу, а ныне мелкий госслужащий и фантомный рационализатор, в далеком 1986-м во время школьного матча сломал под натиском ровесников ногу. С тех пор он решил, что цель его жизни — придумать безопасные правила для игры в футбол.
Режиссер Кристи Пую. Участник основной конкурсной программы Каннского фестиваля 2016 года.
Родственники съезжаются в Бухарест на поминки главы семейства. Тут же начинается жаркий спор, который благодаря участию всех родственников стремительно превращает поминки в экзистенциальный трагифарс.
Румынская новая волна: «Смерть господина Лазареску» 2005
Режиссер Кристи Пую. Приз программы «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2005 года.
Фильм об одном дне из жизни румынского пенсионера. Как-то ночью господину Лазареску (Ион Фишутяну) стало плохо. Он вызвал скорую, которая увезла его в трагикомическую реальность румынских больниц, где сочетаются ужас, абсурд и хтонь.
Румынская новая волна: «Хочу свистеть – свищу!» 2010
Режиссер Флорин Шербан. Серебряный Медведь Берлинского фестиваля 2010 года.
Силвиу через 15 дней должен выйти на свободу. Но долгий срок, отбытый в исправительно-воспитательной колонии для молодых правонарушителей, покажется ему коротким по сравнению с вечностью, в которые превратятся эти несколько дней. Его мать уехала в Италию на заработки, а когда узнала, что Силвиу приговорен к долгому сроку, и вовсе предпочла о нем забыть. Теперь она вернулась, но только на неделю и чтобы забрать с собой младшего брата Сильвиу, за которым в ее отсутствие он присматривал. Молодой человек оказывается на грани нервного срыва.
Режиссер Корнелиу Порумбою. Приз особому таланту в программе «Особый взгляд» Каннского фестиваля 2015 года.
«Сокровище» начинается со сказки о Робин Гуде, которую нуждающийся в деньгах Кости (Тома Кузин) читает сыну. Вдруг появляется сосед – Адриан Пуркареску. Он на полном серьезе рассказывает о сокровищах, которые его дед успел закопать до прихода в 1948 году коммунистов. Азарт берет свое, и Кости за половину доли решает ввязаться в авантюру.
Режиссер Раду Жуде. Специальный приз жюри фестиваля в Локарно 2016 года.
1937 год. Эммануэль страдает от костного туберкулеза он обездвижен и вынужден переносить острую боль, связанную с инъекциями в позвоночник. Он отправляется в санаторий на Черном море, где неожиданно влюбляется. По мере того, как его тело слабеет, Эммануэль пытается все острее чувствовать жизнь. Сюжет фильма основан на автобиографической книге румынского писателя Макса Блетчера, который умер в 1938 году в возрасте всего 28 лет.
Румынская новая волна: «4 месяца, 3 недели и 2 дня» 2007
Режиссер Кристиан Мунджию. Золотая Пальмовая ветвь Каннского фестиваля 2007 года.
Действие фильма происходит в Румынии 1987 года. Репрессивный коммунистический режим Николае Чаушеску доживает последние дни. Перемены неизбежны, но пока законы по-прежнему не считаются с логикой и нормами гуманизма. Среди прочего под угрозой смертной казни запрещены аборты. Две студентки — Отилия и Габицэ — соседки по общежитию и подруги. Габицэ забеременела и хочет избавиться от ребенка. Вместе девушки собирают деньги для того, чтобы снять номер в дешевой гостинице и сделать нелегальный аборт.
Специальный показ фестиваля: «Звоните ДиКаприо!» 2018
Режиссер Жора Крыжовников. Национальный кинофестиваль «Движение»: приз за лучший сценарий. Премия «Белый слон»: приз молодых кинокритиков «Голос». Премия Ассоциации продюсеров кино и телевидения за «Лучший телевизионный мини-сериал (5–24 серий)».
Егор Румянцев (Александр Петров) — звезда хитового (и трешового) сериала про врачей. У него тяжелая стадия (звездной) болезни, но как выясняется, не только ее: посреди пьянок, интрижек и экзальтированных выходок Егор вдруг узнает, что он ВИЧ-позитивен. Его брат Лев (Андрей Бурковский) — полная противоположность звезды: добродушный и безвольный неудачник, который работает на кабельном телеканале «Муравей-ТВ», где наряжается в комбинезон и ведет никому не нужную детскую программу. Дома его ждут жаждущие любви (и зарплаты) беременная жена и две маленькие дочки. Лев ревнует к брату и подсознательно хотел бы оказаться на его месте. Кто бы мог подумать, что ему может представиться такой шанс?
90-летний садовод и ветеран Корейской войны Эрл Стоун совсем одинок, его собственный бизнес в упадке, отношения с женой не клеятся, дети, кажется, позабыли о нем. Неожиданно ему предлагают несложную, но прибыльную работу — водить машину. Стоун соглашается, однако вскоре понимает, что стал наркодилером мексиканского картеля.
Клинт Иствуд снова обращается к своим излюбленным темам — сожаления, прощения, неизбежности смерти, а роль Стоуна подходит ему идеально — актер всегда с необыкновенной ловкостью и достоинством умел изобразить антигероя как героя.
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).
За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.