Джозеф Кан
Джозеф Кан делает примерно то же самое, что режиссер Худяков — три с половиной минуты бледной банальности, пропущенной сквозь анилиновые цветофильтры. Пожалуй, лучшее из видеографии режиссера — видеоролики для славной девушки
Бритни Спирс образца начала нулевых, когда певица была в хорошей физической форме, не пила, не брилась наголо и не принимала тяжелые наркотики. В козырном «Toxic», например, можно узреть занятную девичью «бондиану» с переодеваниями, спецэффектами, актером
Мартином Хендерсоном и прозрачным, инкрустированном кристаллами Swarovski платьем. Ерунда, конечно, но сверкает так ярко, что глаз не отвести. В общем, примерно то же самое, наверное, можно сказать о полнометражных работах Кана — молодежном хорроре
«Наказание*» и экшн-триллере
«Крутящий момент».
-
Дэвид Финчер
В 1986 году рекламщик
Дэвид Финчер переходит на работу в ту же студию, которая в 90-х возьмет под свое крыло Майкла Бэя — Propaganda Films. Наибольшую известность для Финчера-клипмэйкера получает сотрудничество с Мадонной. Музыкальное видео Vogue, которое было бы глупо не упомянуть, получило девять из девяти возможных номинаций в ежегодной церемонии награждения MTV Video Music Awards, став в 1990 году самым номинируемым видео в этой церемонии. В этом перфекционистском монохромном ролике Финчер сознательно приглушает агрессивную сексуальность Мадонны, облачая певицу в строгий брючный костюм. После выхода Vogue признанная секс-бомба ко всему прочему стала на долгие годы «иконой стиля». Финчер же, очевидно, выросши из короткого метра, снимает своего многострадального
«Чужого³». Продолжение известной саги зритель принял без особого энтузиазма. Но это, к счастью, не остановило режиссера на достигнутом. Сегодня в активе автора: пара-тройка ставших нетленной классикой триллеров, культовый
«Бойцовский клуб», удостоенная тринадцати оскаровских номинаций
«Загадочная история Бенджамина Баттона» и безупречный биопик
«Социальная сеть», включенный «Кайе дю синема» и Американским институтом киноискусства в списки лучших фильмов нулевых.
-
Антон Корбайн
Нидерландский фотограф
Антон Корбайн по приезду в Лондон посвятил себя фотографии новых британских групп. Чуть позже Корбайн нашел себя в музыкальном видео. Наиболее значимые свои работы режиссер сделает в тандеме с Depeche Mode — им он снимет десять музыкальных короткометражек. Дебютом автора в кино стал
«Контроль» — зафиксированная на пленку биография солиста легендарных Joy Division. Безупречной эту действительно выдающуюся картину сделал не столько наметанный глаз постановщика, сколько достаточно зыбкая дистанция между самим Корбайном и персонажами его фильма:
Иена Кертиса, фронтмэна группы, режиссер знал лично, сценарий был написан по мемуарам жены музыканта, особенного накала страстей и драматизма прибавлял восторженный пиетет автора перед главным героем, чей жизненный путь в свое время был весьма похож на траекторию полета мотылька, стремительно летящего на открытое пламя.
«Американец», сделанный Корбайном в 2010 году, несмотря на схожесть героев, аналогичных чувств ни у зрителя, ни у критиков, кажется, не вызвал. Этот очень красивый и обескураживающе пустой фильм оказался достойным клипмейкера, но не кинорежиссера.
-
Тарсем Сингх
Тарсем Дхандвар Сингх, нежно любимый юными эстетами и бывалыми искусствоведами за интеллигентское визионерство, известен большим стилем, который с большей вероятностью вписалась где-нибудь в музее современного искусства, нежели в кино. Каждый фильм режиссера — от психотриллера
«Клетка» до пеплума
«Бессмертные: Война миров» — небывалый микс из постимпрессионизма, глянцевой рекламы условных трусов и авангардистских кунштюков, позаимствованных у
Дерека Джармена. Мало кто знает, что все это Сингх проделывал не раз и в коротком метре. Наиболее полно излюбленные идеи и техники Сингха нашли отражение в видео на «Loosing My Religion» для R.E.M. Клип выиграл в 1991 году в шести номинациях на MTV Video Music Awards. На стилистику этого клипа, по признанию режиссёра, во многом повлияли образы картин Караваджо и фильмов Тарковского.
-
Флориа Сигисмонди
Флориа Сигисмонди начинала карьеру как фэшн-фотограф. Устроившись в кинокомпанию The Revolver Film Co., она сняла несколько клипов для ряда канадских групп. Многих видных музыкантов привлек инновационный стиль работы Сигисмонди, ее тревожащее душу видение, которое она сама описывала как «энтропические преступные миры, населяемые замученными душами и всемогущими существами». Несомненный талант художницы ярко рисовать темными красками пришелся многим по душе. Но больше всех, кажется, Сигисмонди очарован
Дэвид Боуи. Для него канадская художница сняла четыре клипа. Самый показательный — провокационный Next Day — с
Гэри Олдманом и
Марион Котийар в главных ролях. Что до кино, в 2011 Сигисмонди сняла
«Ранэуэйс*», недооцененный биопик о легендарной американской рокерше Джоан Джетт, затрагивающий карьеру и жизнь певицы в 1970-е годы, когда та была солисткой девчачьей рок-группы The Runaways.
-
Джонатан Глейзер
Один из самых недооцененных режиссеров современности, экс-клипмейкер
Джонатан Глейзер, снял в 2000 году
«Сексуальную тварь» — великий фильм, который, кажется, никто так и не посмотрел. Ровно ту же участь разделило
«Рождение». На Венецианском кинофестивале эту пронзительную кубрикианскую драму о зыбкости семейного благополучия, как это часто бывает, недопоняли и освистали. Негативному имиджу ленте, очевидно, прибавила шумиха с просочившимся в интернет кадром, где
Николь Кидман сидит обнажённой в ванной с маленьким
Кэмероном Брайтом. В 2013 в рамках опять-таки Венецианского кинофестиваля Глэйзер представил
«Побудь в моей шкуре*», экспрессионистскую визионерскую фантастику со
Скарлетт Йоханссон, играющей пришельца-каннибала. В качестве примера концептуальных видеоработ Глэйзера предлагаем обратить внимание на гениальный минифильм, снятый на композицию Rabbit In Your Headlights. В главных ролях — постоянный актер
Леоса Каракса, традиционно изумительный
Дени Лаван.
-
Спайк Джонз
Абсурдистская комедия
«Быть Джоном Малковичем», которую
Спайк Джонз поставил в 1999 году, мгновенно стала самым оригинальным и смешным фильмом 90-х. Безусловно, эта выдающаяся картина открыла миру не только Джонза, но и великого сценариста
Чарли Кауфмана, в тандеме с которым Спайк снимет три года спустя
«Адаптацию» («Серебряный Медведь» Берлинского кинофестиваля). Собственно говоря, карьеру клипмэйкера Джонз, несмотря на статус состоявшегося кинорежиссера, не оставляет до сих пор. Из лучших его работ, наверное, стоит выделить коллаборацию с
Бьорк. Говорят, что именно после «It’s Oh So Quite»
Ларс фон Триер загорелся идеей ставить свою
«Танцующую в темноте». В феврале 2014 года на отечественные экраны выходит новый полнометражный фильм автор, расхваленная критиками
«Она» — романтическая комедия про нежданную и негаданную любовь, вспыхнувшую между незадачливым писателем и компьютерной операционной системой.
-
Ромен Гаврас
Ромен Гаврас, как несложно догадаться, сын
Коста Гавраса. То, что Гаврас младший вошел в пантеон самых ярких клипмейкеров нового времени, стало ясно в 2008 году, когда режиссер сделал запрещенное в ряде стран видео на композицию «Stress» для группы Justice. Окончательно свое реноме Гаврас подтвердил год назад, сняв «Bad Girls» для радикально настроенной рэперши M.I.A. Клип, получивший две награды на MTV Video Music Awards, посвящен женщинам в Саудовской Аравии, которым по сей день за поездку за рулем положено десять ударов плетью. В перерывах между видео режиссер успел сделать две полнометражки. Одну из них, социальную драму
«Наш день придет», французская критика не без оснований сравнивает с первыми фильмами
Матье Кассовица.
-
Фрэнсис Лоуренс
Купающегося в лучах славы
Фрэнсиса Лоуренса — пожалуй, самого плодотворного ремесленника с MTV — кинокритики в рецензиях до сих пор бичуют «короткометражным клиповым мышлением». Лоуренс, так или иначе, на сегодняшний день автор четырех не самых плохих фильмов на свете: цирковой мелодрамы
«Воды слонам!», красивого мистического кинокомикса
«Константин: Повелитель тьмы», фантастического хоррора
«Я — легенда» и недавнего сиквела к
«Голодным играм». Вершиной клипового творчества Лоуренса не без оснований считается ролик на композицию «Bad Romance». Артистка Леди Гага в образе Мэрилин Монро, зачатой пришельцами, пытается соблазнить какого-то хмыря. Такая, в общем, метафора поп-музыки — она насилует нас в уши, а мы хотим еще. У-ла-ла, caught in a bad romance.
-
Майкл Бэй
После выпуска из киношколы
Майкл Бэй устроился на студию Propaganda Films, где какое-то время снимал рекламу и музыкальные клипы. В 1997-м — за год до выхода в прокат
«Армагеддона» — в объектив камеры главного мегаломана Голливуда попала, например, группа Aerosmith. Видео на композицию «Falling in Love is Hard on the Knees» выглядит миксом из
«Бразилии» и
«Города потерянных детей». Свою собственную антиутопию, стильный фантастический боевик
«Остров» о нравах утопического, но охраняемого поселения середины XXI века, Майкл Бэй, как известно, снимет в 2005 году.
-
Сэмюэл Бэйер
Карьера
Сэмюэла Бэйера началась со «Smells Like Teen Spirit», главного хита Nirvana, ставшего для поколения X самым настоящим гимном: в 1992 году ролик был резонно отмечен двумя наградами на премии MTV Video Music Awards; а Бэйер, в свою очередь, стал любимчиком рокеров (в 90-х к нему за помощью обращались чуть ли не все — от
Оззи Осборна до
Мэрилина Мэнсона). Свой дебют в большом кино 51-летний режиссер снял лишь в нулевых. В 2010 году на экраны вышел нелепый ремейк
«Кошмара на улице Вязов». Критика фильм растоптала, остроумно отметив, что вместо переделки классики Бэйер снял расширенную версию своего нетленного «Smells Like Teen Spirit», вооружив полоумного уборщика из клипа перчаткой с острозаточенными лезвиями.
-
Мишель Гондри
Гений короткого метра, большой выдумщик, икона для хипстеров.
Мишель Гондри зарекомендовал себя одним из самых ярких представителей волны режиссёров, пришедших в большое кино из индустрии телевизионной рекламы и музыкальных видео. Дебют автора состоялся в 2001 году с выходом на экраны картины «Звериная натура». Второй его фильм,
«Вечное сияние чистого разума», аналогично созданный в тандеме с
Чарли Кауфманом, получил «оскаровские» номинации и культовый статус. Титульным фильмом Гондри по праву считается
«Наука сна». Как и в своих клипах, режиссер выплетает в ленте рукодельную материю из сна и реальности, в которой поди разбери, что есть что. Выбирать у Гондри лучший клип затруднительно. Было бы резонно ткнуть пальцем в любое видео певицы Бьорк, которой Гондри снял семь роликов. Учитывая, что Бьорк уже была страницей раньше, пусть здесь покрасуется заглавная тема из любимого синефилами
«Донни Дарко» — тоже, в общем, фирменный Гондри, очень изобретательно снятый (если нас нигде не обманули) без монтажных склеек.
-
Йонас Окерлунд
Твист, который шведский клипмейкер
Йонас Окерлунд, проделал в «Smack My Bitch Up» по эффектности соседствует с лучшими фильмами Шамалана. Окерлунд, собственно говоря, мастер не только кадра, но и концовок (у видео The Cardigans на композицию «My Favorite Game» их было четыре, например). Свою большую режиссерскую карьеру автор начал в начале нулевых. В 2003 году на экраны вышел культовый в определенный кругах
«Высший пилотаж», черная комедия из жизни амфетаминщиков, снятая и смонтированная так, словно режиссер и сам не прочь снюхать дорожку-другую. В 2009 году Окерлунд снял любопытный шамаланоподобный триллер
«Всадники», рассказывающий о недавно овдовевшем и всё ещё оплакивающим смерть жены копом, который находит себя в расследовании ужасных и извращённых убийств, основанных на библейском пророчестве о Четырёх Всадниках Апокалипсиса.
-
Марк Уэбб
Марк Уэбб, известный нынче как режиссер хипстерского хита
«500 дней лета» и перезагруженного
«Человека-паука», тоже начинал когда-то с короткометражных музыкальных роликов. Из вагона и маленькой тележки видео, которые Уэбб успел наштамповать, сложно выбрать что-то действительно оригинальное. Что ж, пусть это будет композиция «Why Do You Let Me Stay Here?», спетая очаровательной
Зои Дешанель (которая, кстати говоря, записала три чудных альбома, будучи солисткой ретро-группы «She & Him»). В качестве «Him» встречайте в ролике партнера Дешанель по «500 дням лета»
Джозефа Гордона-Левитта.
-
Марк Романек
Возможно, главный американский клипмэйкер,
Марк Романек, в 1980 году был вторым ассистентом режиссёра
Брайана Де Пальмы в работе над
«Домашними фильмами*», автобиографической картиной Де Пальмы, задуманной как задание для его студентов. После нескольких лет написания сценариев Романек решил сосредоточиться на видеоклипах и стал работать в Satellite Films. В 1997 году Марк Романек стал первым режиссёром, получившим специальную награду VMA — Video Vanguard Award за вклад в развитие видео индустрии. Два его клипа были добавлены в коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке: «Bedtime Story»
Мадонны и «Closer» Nine Inch Nails. В 2002 году Романек снял
«Фото за час», странный психотриллер, напомнивший зрителю, что
Робин Уильямс хорош не только на комедийном поприще. В 2012 у режиссера вышла прекрасная ретро-антиутопия
«Не отпускай меня», экранизация известного романа Кадзуо Исигуро с
Кэри Маллиган,
Эндрю Гарфилдом,
Кирой Найтли в главных ролях.
-
Смотрите также
-