«Нимфоманка» — комедия года
«Нимфоманку» продавали как порно со звездами. Подобное продвижение, в конечном счете, одновременно разочаровало и эротоманов, обнаруживших вместо искомой «клубнички» ерническую комедию, и ханжей, что пришли в кинотеатры пощекотать нервы да пожмуриться от стыда. Написанная на трезвую (как
уверяет режиссер) голову «Нимфоманка» — в общем-то, типичный поздний
Ларс фон Триер: Бога нет, любовь умерла, мир рухнул, кончить невозможно, да и возбуждаться по большому счету не на что. Выводы, конечно, так себе, тем не менее в отличие от предыдущих двух картин автора «Нимфоманка» предлагает зрителю как минимум расслабиться и получить от этого невеселого умозаключения должное удовольствие.
-
«Исчезнувшая» — детектив года
Дэвид Финчер временами оказывается жертвой собственного мастерства.
«Девушка с татуировкой дракона», допустим, была типичным примером того, как безупречная режиссура способна легко оголить несовершенства сюжетного материала. Однако в случае с
«Исчезнувшей» — очередным, на первый взгляд, бестселлером с полки «Читать модно» — режиссеру сильно повезло. Роман за авторством Гиллиан Флинн хорош сам по себе. Вместо опостылевших подробностей очередного загадочного убийства писательница на протяжении пятисот с лишним страниц обнажает хронологию смерти одного конкретного семейного брака. Любой другой режиссер сделал бы на такой литературной основе тоскливое моралите. Финчер же столь неочевидную для детективного романа тему превращает в истинные «американские горки». Найти более захватывающую в 2014 году ленту решительно невозможно.
-
«Люди Икс» — кинокомикс года
Вплетая мифы в американскую историю, очень легко сойти за слабоумного.
Брайан Сингер, позволяющий себе вписывать в
«Дни минувшего будущего» персонажа Никсона и шутки про Джона Кеннеди, тем не менее по-прежнему снимает кино с таким изяществом, что диву даешься. В отличие от всех кинокомиксов этого года, авторы которых вели себя немножечко как слоны в посудной лавке, Сингер сумел сделать кино максимально изящное — пожалуй, перед нами самая сбалансированная серия «Людей Икс». Играясь с временными пластами — обращаясь то к прошлому, то к будущему — автор ни на секунду не путается, а с десяток разномастных героев, у каждого из которых есть молодой двойник в 60-х, умудряются не тянуть на самих себя сюжетное одеяло. «Дни минувшего будущего» — впечатляющий режиссерский проект, слаженность которого невозможно не оценить по достоинству.
-
Актриса года — Тильда Суинтон — «Выживут только любовники», Отель «Гранд Будапешт», «Сквозь снег»
Тильду Суинтон в 2014 году можно было увидеть в проектах, которые так же с легкостью можно отнести к главным фильмам уходящего года. Актриса сыграла ключевую роль в выдающейся вампирской элегии
Джима Джармуша «Выживут только любовники», смешно покривлялась у
Уэса Андерсона в модернистском трагифарсе
«Отель «Гранд Будапешт», а также изобразила эффектную злодейку в фантастической притче
«Сквозь снег». Просмотра этих трех фильмов, в общем, достаточно для осознания того, что Суинтон — главная актриса 2014 года, абсолютная богиня перевоплощения, лицедейка невероятной фактуры и таланта, которая растворяется в своих ролях настолько, что в кадре ее с трудом идентифицирует даже опытный киноман.
-
Актер года — Джейк Джилленхол — «Враг»
Джейк Джилленхол, по прогнозам букмекеров, главный претендент на актерский «Оскар» в этом году.
«Стрингера», к сожалению, нам еще не показали, зато мы в полной мере насладились перфомансом актера во
«Враге», где Джилленхоол впечатляюще сыграл сразу две роли. Фильм рассказывает историю Адама, институтского преподавателя философии, обнаруживающего в случайно взятом на прокат фильме своего двойника. Формально «Враг» инспирирован романом Жозе Сарамаго, к книге которого многие побежали за ответами сразу же после просмотра кино. Фактически эта напоминающая творчество
Дэвида Линча картина — фильм-паззл, о чем можно догадаться еще из начального титра, честно предупреждающего нас о том, что хаос — это еще не что иное, как расшифрованный порядок.
-
Режиссер года — «Интерстеллар» — Кристофер Нолан
Новый фильм
Кристофера Нолана киноманы встретили с привычным восторженным улюлюканьем, в котором сравнения ленты с творчеством любимого автором
Стэнли Кубрика перемежались с цитатами трудов именитых астрофизиков и космологов.
«Интерстеллар», явно замахнувшийся на лавры
«Космической одиссеи», по духу, конечно же, куда ближе к фантастическим работам
Стивена Спилберга. И в общем, несмотря на то, что им фильм подчистую проигрывает, должное Нолану отдать стоит. Не заметить его нельзя, не отметить — невозможно. Он по-прежнему единственный в Голливуде режиссер, которому студии доверяют огромные суммы, зная, что автор не будет подстраиваться под запросы зрителя, а скорее наоборот — станет подтягивать его до своего интеллектуального уровня.
-
«Больница Никербокер» — многосерийный фильм года
Зависимость у всех разная. Доктор Тэккери зависит от кокаина и тщеславия, медсестра Элкинс — от любви, что сжигает ее изнутри. Доктор Гэллинджер сидит на «игле» предрассудков, его жену «ломает» от привязанности к умершей дочери. Самая ничтожная тут аддикция — у заведующего больницей Барроу, он не может жить без шлюх; самая диковинная — у сестры Хэрриет, которая плотно «сидит» на милосердии. Помнится, когда выходил
«Побочный эффект», режиссер
Содерберг дал грустную пресс-конференцию, «ах, мои дорогие, я устал, я ухожу» и всё в таком духе. Мы тогда все страшно расстроились, хотя режиссер просто ушел на телевидение. На сегодняшний момент автор успел снять прекрасное
кино про Либераче и лучший многосерийный фильм этого года
«Больницу Никербокер». Вероятно, у сериала будет второй сезон; возможно, и третий. Еще через какое-то время автор с большой вероятностью вернется в Голливуд, потому что кино — та неизлечимая зависимость, которой, похоже, страдает сам Содерберг.
-
«Одержимость» — инди-фильм года
Безусловно, главный инди-фильм этого года.
«Одержимость», как работа опытного дирижера, потрясает напором, талантом и перфекционизмом, которыми тут по сюжету одержимы и главные герои. Педагогическая поэма о противостоянии способного ученика и требовательного наставника с подачи режиссера
Дэмиена Шазеля превращается в классическую спортивную драму: с кровью, потом и слезами, то и дело стекающими тут на барабаны. Невозможно не отметить и
Дж. К. Симмонса, сыгравшего в фильме гениального дирижера. Его роль — один из главных актерских перфомансов этого года, который, вероятно, не обделят вниманием на предстоящей «оскаровской» гонке.
-
«Грань будущего» — блокбастер года
«Грань будущего» — один из самых увлекательных аттракционов года, который не держит зрителя за идиота. В сущности, это
«Звездный десант», помноженный на
«День сурка». Главный герой — офицер Кейдж, ни разу не бывавший на поле битвы, пока его неожиданно не бросили в самую гущу боя, фактически обрекая на смерть. Через считанные минуты Кейджа убивают, но случается невозможное – он попадает во временную петлю, заставляющую его раз за разом идти в один и тот же бой, сражаться и умирать… снова и снова.
-
«Побудь в моей шкуре» — фильм года
Джонатан Глейзер, автор видеоклипов Radiohead и создатель гениального
«Рождения», продолжает снимать экспрессионистское, контекстуальное, визуально тревожное, страшно красивое кино для эстетов. Фантастическая драма
«Побудь в моей шкуре» — отчасти зафиксированный на пленку актерский перфоманс (ряд эпизодов, где
Скарлетт Йоханссон взаимодействует с не узнающими ее шотландскими прохожими, снят скрытыми камерами); отчасти чувственный видеоарт, уместно бы смотревшийся где-нибудь в застенках MoMA. Ко всему прочему это еще и стопроцентно кубриковский фильм, снятый, очевидно, главным на сегодняшний день его последователем. Картины более величественной (и одновременно с этим глубоко интимной) в 2014 году, кажется, не было.
-
Смотрите также
-