Рецензия на второй сценарий «Все, что тебе нужно, — это убивать»

filmz

Второй сценарий фильма «Все, что тебе нужно, — это убивать» являет собой классический пример того, что происходит с любой, даже самой неординарной работой, которая проходит через жернова голливудской студийной системы. В 2010 году Данте Харпер написал действительно хороший сценарий научно-фантастического экшна — весьма масштабный, брутальный, с интересными персонажами и запоминающейся концовкой.

Последняя строчка сценария, наконец, дописана, работа отправлена агенту (если у автора он, конечно, есть), агент находит продюсера и каким-то образом убеждает последнего прочесть творение своего клиента. Продюсер, сочтя сценарий потенциально выгодным вложением средств, либо сам выписывает чек, либо находит людей, которые готовы это сделать, после чего начинается пре-продакшн. Такова крайне упрощенная схема, благодаря которой сценарии в Голливуде находят покупателя. Но если для первоначального сценариста на данном этапе все часто и заканчивается (весьма вероятно, что в дальнейшем он больше никоим образом не будет участвовать в разработке фильма), то для продюсеров, заполучивших перспективный материал, наоборот, вся работа еще впереди. Нужно заинтересовать инвесторов, составить смету будущего фильма, подобрать съемочную группу и актеров, составить график съемок и т.п. Девяносто процентов всех голливудских проектов так и не проходят эту стадию, навсегда оставаясь в категории нереализованных.

В процессе пре-продашна скрипт практически всегда приходится адаптировать к реальности — актерам, которые будут сниматься в главных ролях, выбранным съемочным локациям и требованиям продюсеров, которые, по их мнению, лучше всех знают, что в скрипте можно оставить, а что нужно переделать.

Второй сценарий фильма «Все, что тебе нужно, — это убивать» являет собой классический пример того, что происходит с любой, даже самой неординарной работой, которая проходит через жернова голливудской студийной системы. В 2010 году Данте Харпер написал действительно хороший сценарий научно-фантастического экшна — весьма масштабный, брутальный, с интересными персонажами и запоминающейся концовкой.

Однако один из самых основных козырей сценария — гигантский масштаб — при подготовке к съемкам превратился в проблему. Постановка такого фильма требовала огромного бюджета (который в итоге составил не менее 140 миллионов долларов), а тот факт, что экранизировались не комиксы, подростковые бестселлеры или популярные линейки игрушек, а всего лишь не самая известная на Западе японская манга, значительно усложнял задачу. В такой ситуации продюсерам оставалось рассчитывать или на участие именитого режиссера, способного потянуть большой проект, или на звездного исполнителя главной роли, под которого можно было выделить такой бюджет.

В итоге, ставка была сделана на привлечение в проект большой звезды — актера Тома Круза. Проблема заключалась в том, что в сценарии Данте Харпера главному герою было от силы 20 лет, как, в общем-то, и большинству остальных действующих лиц. Этот факт играл немаловажную роль в истории, добавляя ей трагизма — ведь все герои погибали, по сути, так и не сумев ни пожить, ни полюбить.

Том Круз на съемочной площадке

После прихода Круза, линии всех персонажей нужно было подвергнуть переработке, исходя из возраста исполнителя главной роли. Но невозможно изменить один элемент сценария, не меняя других. В результате, cтудией Warner Bros. был нанят Джоби Хэрольд, который переписал сценарий, адаптировав его под участие Круза. В августе 2011 года им была представлена новая, 120-страничная редакция сценария под названием We Mortals Are.

В этой версии главный герой (Билл Кейдж) превратился из необстрелянного новичка в ветерана нескольких битв. Когда-то у него была любящая семья — но после нападения пришельцев жена погибла, а сын попал в лагерь беженцев. Сам же Кейдж был насильно призван в армию, откуда он постоянно пытается сбежать в самоволку, чтобы повидаться с сыном — и потому, у него крайне напряженные отношения с начальством и сослуживцами. Что касается остальных персонажей, то роль Риты Вратаски (Эмили Блант) заметно увеличилась и по количеству экранного времени почти сравнялась с главным героем. А вот партия сержанта Фарелла (Билл Пэкстон) наоборот, подверглась сильному урезанию — если у Харпера он был наставником Кейджа, то в этой версии не проявляет себя ничем интересным и в основном паникует.

В первом варианте сценария действие происходило в Центральной Америке — на полуострове Юкатан и Кубе. В скрипте Хэрольда действие перенесено в Европу — силы людей сосредоточены в Англии и готовятся повторить «День Д», высадившись во Франции. Исчез закадровый голос Кейджа, были удачно переработаны флэшбеки, так что теперь они не замедляют повествование.

На протяжении всего действа Хэрольд пытается выдерживать масштаб скрипта Харпера, но стоит признать, что в ряде мест размах баталий заметно упал. Отчасти это компенсируется большим разнообразием экшн-сцен — теперь бои происходят не только на побережье, но и в небольших городках, церквях и в воздухе. Также добавились крайне зрелищные эпизоды ядерного холокоста, а финальная экшн-сцена разворачивается на верхушке Эйфелевой башни.

Из сценария исчезла вся техника пришельцев, сами пришельцы стали больше походить на помесь Чужих и жуков из верхувенского «Звездного десанта». К обычной инопланетной пехоте добавились водоплавающие и летающие монстры, огромные пришельцы-«артиллеристы» и финальный босс — гигантская Королева и ее 9-метровые охранники, прозванные «Потрошителями».

К сожалению, при написании второй версии сценария куда-то пропала интересная задумка о том, что, несмотря на то, что основные события дня всегда повторялись в неизменности, остальные детали могли отличаться. Например, постоянно меняющаяся погода вносила коррективы в тактику боя Кейджа.

Том Круз в роли Билла Кейджа

Радикальные изменения были внесены во вторую половину скрипта, которая после переписывания стала более «голливудизированной» и имеет мало общего с первоначальной версией. Сценарий Харпера держал в напряжении до самых последних страниц — главный герой не знал, как выбраться из временной петли, а когда узнавал, то это ставило перед ним невероятно трудный выбор. В варианте Хэрольда почти весь драматизм заменили на героизм. Решение по выходу из петли приходит на 74-й странице, после чего оставшийся сюжет, по сути, сводится к простой формуле «проникнуть в гнездо врага, побороть финального босса и выиграть битву». Да, герой снова становится смертным и у него лишь одна «жизнь», чтобы победить (отсюда и новое название) — но тот факт, что в главной роли снимается Том Круз, весьма вероятно уменьшит драматический эффект от использования данного приема.

Голливудизация происходящего также проявляется и в стандартном тезисе о том, что только герои могут спасти человечество. Он теперь озвучивается практически постоянно. В варианте Харпера от исхода сражения тоже зависела судьба человечества, но сами персонажи не говорили об этом — всё, что они хотели, лишь пережить день битвы. Также, у Хэрольда непонятно куда пропали почти все небольшие трогательные моменты, которые делали сценарий живым. Да и любовная линия, которая у Харпера начиналась в третьем акте и была действительно хорошо подана, во второй версии сценария стала более типовой.

Впрочем, всем известно желание голливудских продюсеров перестраховаться — а, как ни крути, Даг Лиман пока что не входит в когорту избранных режиссеров, способных ставить на съемочной площадке свои условия. Из-за желания минимизировать риски, рейтинг предсказуемо стал смещаться в направлении PG-13 — крови и оторванных конечностей стало меньше, исчезла вся ненормативная лексика. Впрочем, другого вряд ли стоило ожидать.

Это вторая версия скрипта. Известно, что Кристофер МакКуорри и Роберто Орси впоследствии также работали над переписыванием сценария. Кроме того, официальный синопсис сообщает, что Круз будет играть «подполковника, ни разу не участвовавшего в бою» — вероятно, что в третьем варианте сценария было снова решено сделать Круза новичком, чтобы избежать ассоциаций с его другим научно-фантастическим эпиком «Обливион», где он тоже играет ветерана межпланетной войны.

Съемки фильмов стартовали в октябре 2012 года, и уже вскоре последовало неприятное известие о том, что компания Legendary Pictures решила выйти из финансирования проекта. Пока трудно сказать, какое влияние это окажет на съемки, остается лишь уповать на то, что продюсеры смогут найти нового инвестора и бюджет фильма не придется урезать.

В любом случае, даже несмотря на то, что после всех правок проект, в общем-то, стал больше походить на обычный голливудский блокбастер, он все еще вызывает интерес необычной концепцией, размахом и интересными экшн-сценами. Вероятно, не стоит особо надеяться на то, что итоговая версия фильма сможет порадовать нас какими-то неординарными сюжетными поворотами или неожиданными сценарными находками. Но, по крайней мере, определенно стоит рассчитывать на сцены масштабных сражений с участием облаченных в экзоскелеты людей и ордами чудовищных инопланетных монстров. Вряд ли такое зрелище способно надоесть.


Все новости