Россия – 1999 – «Вор»
Типичная для
Павла Чухрая мелодрама, отснятая на видном историческом фоне. Послевоенный Союз начала пятидесятых. Молодая женщина, потерявшая на фронте мужа, встречает боевого офицера и влюбляется в него. Фильму, как ни странно, всерьез прочили награду. Так или иначе, пить шампанское и потирать позолоченную лысину в 1999 году было суждено нидерландцу
Майку ван Диму, экранизировавшему роман-бестселлер Фердинанда Бордевейка
«Характер».
-
СССР – 1969 – «Война и мир»
Первым нашим оскаровским лауреатом на художественном поприще стала нашумевшая
«Война и мир», не без блеска экранизированная
Сергеем Бондарчуком. Как ни странно, многострадальное киноплотно (во время съемок картины режиссер дважды пережил состояние клинической смерти) впечатлило заокеанскую аудиторию значительно сильнее, чем голливудское же прочтение 1956 года с
Одри Хепберн в главной роли. После своего оскаровского триумфа фильм Бондарчука был закуплен для международного проката и получил хорошую прессу в мире.
-
СССР – 1973 – «...А зори здесь тихие»
«...А зори здесь тихие», душераздирающая военная драма, снятая по одноименной повести Бориса Васильева, представляла СССР на «Оскаре-1973». Истории девушек-добровольцев, отважно вступивших в неравный бой с врагом, не повезло с противником не только в кино. В 1973 году фильм
Станислава Ростоцкого имел честь делить шорт-лист с новым творением
Луиса Бунюэля, одной из лучших картин испанского классика, сюрреалистической комедией
«Скромное обаяние буржуазии».
-
СССР – 1985 – «Военно-полевой роман»
Премьера
«Военно-полевого романа» состоялась на Берлинском кинофестивале.
Инна Чурикова тогда была отмечена как лучшая актриса. Позднее мелодрама
Петра Тодоровского была включена «Американская киноакадемией» в шорт-лист. Фильм уступил конкурсанту из Швейцарии, кинокартине
«Диагональ слона».
-
Россия – 1996 – «Утомленные солнцем»
Оскорбившись в Каннах на повышенное внимание к
Квентину Тарантино, который якобы увел у
«Утомленных солнцем» Золотую пальмовую ветвь,
Михалков вдоволь упился триумфом на церемонии вручения «Оскаров» 1996 года. Увешанный фестивальными наградами, «Оскаром» и народной любовью кинороман повествует о сложносочиненных мытарствах комдива Котова и его семьи в сталинскую эпоху. В нулевых легендарный эпос обзавелся двухсерийным продолжением, просмотр которого – и пытка, и подвиг одновременно.
-
СССР – 1972 – «Чайковский»
Биографический фильм, рассказывающий о жизни композитора Петра Ильича Чайковского, снимался преимущественно в Англии и Франции. Оскаровским правилам, разумеется, это никак не противоречит, поэтому
«Чайковский» появился в 1972 году в списке номинантов. Несмотря на грандиозную актерскую работу солирующего тут
Смоктуновского, фильм академиков не впечатлил, а «Оскар» достался итальянской картине
«Сад Финци-Контини».
-
СССР – 1981 – «Москва слезам не верит»
Советские кинокритики этот культовый на сегодняшний день фильм разругали в пух и прах.
«Москву» в периодике на момент выхода картины на экраны характеризовали «упаднической по духу и довольно дешевой мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей». Неожиданный «Оскар», который и сейчас довольно трудно объяснить, для кинематографического руководства и критиков картины стал полной неожиданностью.
Владимир Меньшов соревновался в 1981 году с такими мастодонтами кинематографа, как
Иштван Сабо,
Акира Куросава и
Франсуа Трюффо.
-
СССР – 1970 – «Братья Карамазовы»
Спустя год после победы
«Войны и мира» на важнейший мировой киносмотр отправилась другая экранизация нетленной литературной классики – прилежно растянутые на три серии
«Братья Карамазовы». Мало кого смутил тот факт, что режиссер
Иван Пырьев закончить свой фильм, в сущности, не успел. 7 февраля 1968 года он скончался от инфаркта, в результате чего постановщиками третьей серии стали
Кирилл Лавров и
Михаил Ульянов. «Золотого болвана» у экранизации Достоевского утянул из-под носа
Коста-Гаврас, поразивший в 1970 году киноакадемиков своей
«Дзетой».
-
Россия – 2008 – «12»
Слегка ухудшенная
версия люметтовских
«Двенадцати разгневанных мужчин», уступившая «Оскар» австрийской трагикомедии
«Фальшивомонетчики». Сместив акценты с «дела» подсудимого,
Михалков концентрируется на жизненных историях присяжных, которые, все как одна – притчи про постсоветскую Россию. Несмотря на «оскаровскую» номинацию, «12» стал первым михалковским фильмом, после которого кинокритики стали в своих заметках дружно провожать некогда любимого режиссера на пенсию.
-
Лучший короткометражный анимационный фильм – 2000 – «Старик и море»
Техника, в которой рисует свои фильмы
Александр Петров, называется «пальцевая живопись». Выдавив краску на стекло, Петров рисует пальцами, лишь в исключительных случаях используя кисточки. Всемирную известность художнику принесла короткометражная
«Русалка», с большим успехом прокатившаяся по фестивалям. Но любим режиссера мы, конечно, за
«Старика и море», экранизацию одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, за которую в 2000 году Петров был удостоен премии Американской киноакадемии.
-
СССР – 1942 – «Разгром немецких войск под Москвой»
В это сложно поверить, но свой первый «Оскар» СССР получил в 1942 году. Лауреатом стала созданная по заказу Иосифа Сталина документальная картина «Разгром немецких войск под Москвой». В ленте режиссеров Леонида Варламова и Ильи Копалина была представлена хроника за октябрь 1941 – январь 1942, рассказывающая о защитниках Москвы. Для показа в США фильм был адаптирован для американского зрителя: переозвучен и перемонтирован. Название заменили на «Moscow Strikes Back».
-
Россия – 1997 – «Кавказский пленник»
В 1997 году Россию на «Оскаре» представил
«Кавказский пленник», горький фильм по мотивам одноименного рассказа Льва Толстого, рефлексирующий на тему первой Чеченской войны. Награду картина уступила чешской драме
«Коля». В контексте этой картины, наверное, куда важнее, что в 1996 году
Бодров-младший познакомился на «Кинотавре» с режиссером
Балабановым, который, будучи обезоруженным харизмой начинающего актера, приступил к съемкам легендарного
«Брата».
-
СССР – 1979 – «Белый Бим Черное Ухо»
«Белый Бим Черное ухо», покореживший неокрепшую психику миллионов советских кинозрителей, пытался разжалобить киноакадемиков в 1979 году. Обаянию шотландского сеттера с трудной судьбой голливудские циники не поддались. Члены оскаровской комиссии в этом году предпочли ронять слезы на другом фильме, мелодраме французского мэтра
Бертрана Блие под говорящим названием
«Приготовьте ваши носовые платки».
-
СССР – 1983 – «Частная жизнь»
В 1983 году мало кто предполагал, что история о простом советском пенсионере привлечет внимание зарубежных фестивальных отборщиков. Так или иначе,
«Частную жизнь» ждал крупный успех и несколько призов в Венеции, отправившихся к исполнившему главную роль
Михаилу Ульянову и режиссеру
Райзману «за артистическое и профессиональное сотрудничество». Несколько месяцев спустя «Частная жизнь» отправилась на «Оскар», чтобы попытать удачу в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Увы, победа тогда досталась испанской ленте
«Начать сначала».
-
Россия – 1993 – «Урга – территория любви»
Первая и, как известно, далеко не последняя вылазка
Никиты Сергеевича Михалкова на церемонию вручения «Оскаров» состоялась в 1993 году. Академикам автор презентовал
«Ургу — территорию любви», многозначительную притчу о монгольской семейной паре, живущей в степи. «Оскар» Никите Сергеевичу заполучить не удалось. Премия тогда ушла французской драме
«Индокитай».
-
Смотрите также
-