Топ по теме | Не «Фордом» единым: пять других ярких лент о гонках
Автор: Екатерина Мартина
В прокат вышел фильм Джеймса Мэнголда «Ford против Ferrari». Картина повествует о подлинной истории противостояния автоконцернов Форда и Феррари за победу в 1966 году в гонке «24 часа Ле-Мана» – и в честь её премьеры давайте вспомним пять других ярких лент о гонщиках и гонках.
Гонка / Rush (2013)
В 2013 году на экраны вышла спортивно-историческая драма Рона Ховарда, повествующая о событиях, которые произошли в гоночном сезоне «Формулы-1» 1976 года.
В фильме не так много гонок. Режиссер больше внимания уделил реальному противостоянию двух гонщиков: австрийца Ники Лауды (Даниэль Брюль) и британца Джеймса Ханта (Крис Хемсворт). Первый - благоразумный и расчетливый, второй - импульсивный и отвязный, склонный к неоправданному риску, гоняющийся и за победой, и за удовольствиями. Лауда предпочел азарту холодный расчет, а также постоянство - и в личной жизни, и в гонке. Ханс выбирает хрупкий баланс между скоростью и смертью, проживая каждый день, как последний.
Ховард постоянно показывает героев с разных сторон, выявляя положительные и отрицательные качества то одного, то второго. И зритель до конца не может определиться, кто из гонщиков ему нравится больше. Фильм — своеобразная гонка с неоднократной сменой лидера на протяжении всего заезда. И шанс примчаться к финишу первым есть у каждого.
В «Гонке» показаны и яркие персонажи, и их сложное противостояние как на заездах, так и в жизни; завораживающие сцены гонок и тяжелые сцены с аварией Лауды; его длительная борьба за здоровье, восстановление и возвращение на трассу. Самое удивительное — создателям удалось воссоздать это реальное противостояние, не исказив правду, не вызвав возмущения реальных прототипо: Лауда, увидев фильм, остался им доволен (Хант умер в 1993 году от сердечного приступа).
Картина получила две номинации на премию «Золотой глобус», в том числе и как лучший драматический фильм года.
Режиссер Тони Скотт, уже работавший с Томом Крузом над фильмом «Лучший стрелок», выпустил вторую свою картину со знаменитым актером в главной роли - еще одну историю о молодом, импульсивном, дерзком, но талантливом человеке, который не прочь рискнуть жизнью ради любимого дела. При этом оба фильма оказались «скоростными» и захватывающими: если первый повествует о летчиках военных самолетов, то второй — о самых зрелищных гонках NASCAR.
Опытный тренер Гарри Хогг (Роберт Дюваль), покинувший мир профессиональных гонок, готовит к соревнованиям Коула Трикла (Тома Круза), который ранее участвовал только в заездах на болидах, но теперь желает попытать счастья в NASCAR. Трикл делает успехи, но попадает в аварию; зато в клинике он встречает доктора Клер Левики (Николь Кидман)…
Тони Скотт — один из тех редких режиссеров, что умеют работать с техникой в кадре, полностью вовлекая зрителя в происходящее на экране. Здесь и интерес к гонкам как к виду спорта, и жизнь гонщиков, которая обычно остается скрытой от поклонников, с их мыслями, тревогами, травмами. Яркая картинка дополняется сочной музыкой Ханса Циммера, одного из ярчайших композиторов в истории кино: написанное им драматичное и эмоциональное сопровождение сразу же погружает зрителя в атмосферу скоростной борьбы на трассе.
Актерский состав ленты настолько богат, что даже уже состоявшаяся к тому времени звезда (а Том Круз создал дерзкий, одержимый и противоречивый образ) не затмевает собой остальных. Игра актеров, их диалоги дополняют историю, добавляя ей яркости – известно, что свой бурный экранный роман Круз и Кидман перенесли в итоге в реальную жизнь.
Гонки здесь изображены динамично и интересно, но центр картины — не болиды, а человек, его смелость, его стремление домчаться до финиша первым. Ведь в итоге именно от гонщика и зависит победа.
В 2001 году режиссер Ренни Харлин выпустил спортивную драму, посвященную автогонкам серии CART. В отличие от фильма «Гонка» «Гонщик» не основан на реальных событиях, его главные герои вымышлены.
Картина повествует о гонщиках и гонках, о скоростях и риске, о победах и поражениях. В разгар чемпионата мира по автогонкам действующий чемпион Во Бранденбург (Тиль Швайгер) сражается за первенство с молодым и очень талантливым гонщиком Джимми Блаем (Кип Парду). Вдруг Блай понимает, что «сдает», и у него появляется наставник, опытный гонщик и экс-чемпион. Джо Тэнто (Сильвестр Сталлоне) хватается за возможность не только сделать из Блая нового чемпиона, но и показать всё, на что он еще способен.
Критики дружно отметили слабый сценарий картины: одним из сценаристов выступил по своему обыкновению сам Сталлоне, и сюжет оказался не более чем каркасом, на который нанизаны спецэффекты и красивые гонки (динамичную визуализацию как раз могли и похвалить). В итоге фильм не понравился не только критикам, но и зрителям; по итогам года он получил семь номинаций на «Золотую малину», в том числе за худший фильм, худшую режиссеру и да – за худший сценарий.
Документальный фильм Азифа Кападиа повествует о карьере Айртона Сенны, одного из лучших гонщиков за всю историю «Формулы-1», начиная с 1984 года и заканчивая его трагической гибелью десятью годами спустя. Это первый фильм о бразильском гонщике, который был снят с одобрения и при поддержке его семьи (а также руководства «Формулы-1»), и это история о человеке, который на гоночных трассах творил чудеса.
В центре повествования — соперничество Сенны с французским гонщиком-чемпионом Аленом Простом. Для бразильца не было соперника принципиальнее, чем этот стратег, прозванный «профессором»; Прост был полной противоположностью Сенны.
Создатели фильма решили сделать то, что обычно делают поклонники: собрали интервью, записи гонок, видео из домашнего архива, улучшили качество изображения, поставили музыку - и получился ставший культовым документальный фильм о поразительном и противоречивом человеке. Сенна мог остановиться во время гонки, чтобы помочь пострадавшему гонщику, а мог запросто подраться с другим соперником. За пределами трассы он занимался благотворительностью, но на трассе выплескивал всю свою экспрессивность и агрессию.
Лента получила множество престижных наград: «BAFTA» за лучший документальный фильм и за лучший монтаж, премию Гильдии сценаристов США, «Спутник», премию британского независимого кино. «Когда я стремлюсь к победе, я всегда нахожу в себе ещё немного больше, снова и снова. Но в этом есть противоречие: когда ты становишься быстр как никогда, то ощущаешь себя невообразимо хрупким и уязвимым, потому что за долю секунды всё это может исчезнуть. И две эти крайности, дополняя друг друга, помогают познать себя, всё глубже и глубже». Айрнтон Сенна
Need for Speed: Жажда скорости / Need for Speed (2014)
Экранизацию легендарной серии видеоигр «Need for Speed», созданную режиссером Скоттом Во, от других фильмов нашего списка отличает то, что её сюжет в целом далек от профессионального мира гонок и автоспорта.
Бывший гонщик и гениальный автомеханик Тоби Маршалл возвращается из тюрьмы, отсидев два года за преступление, которого не совершал. Теперь он стремится как подзаработать денег, так и отомстить за смерть погибшего в подпольных гонках брата (а заодно – и за самого себя). Тоби смело собирает людей и едет через всю страну, чтобы участвовать в очередных соревнованиях.
В таких фильмах бессмысленно искать глубокую сюжетную линию, их смотрят ради экшена, зрелищности и красочности. Герой Аарона Пола тут угрюм и крут, но с минимумом харизмы; наряду с гоночными трюками присутствует и романтическая линия. Эту «Жажду скорости» часто сравнивают с серией фильмов «Форсаж» - и понятно, что в пользу устоявшейся франшизы.
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).
За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.