«Гравитация»
Джеймс Кэмерон, продолживший однажды
историю о том, как безразличен космос к чьим-либо крикам, назвал
«Гравитацию» лучшей кинолентой о космосе в истории кинематографа. Заявление спорное.
Куарон действительно снял одну из самых зрелищных работ последнего времени — фильм, который точно так же, как и
«Аватар», в общем и целом оправдывает технологию 3D. Вместе с тем «Гравитация», как всякий высокотехнологичный фильм-экспириенс, грешит недостатком внятной драматургии. Этот сентиментальный моноспектакль в открытом космосе ценен как большой и честный аттракцион. Второй раз на него пойдешь вряд ли, однако, безусловно, запомнишь на всю жизнь.
-
«Пекло»
События научно-фантастического триллера
«Пекло» датированы 2057 годом. Солнце стремительно затухает, и человечество встает перед лицом вымирания. Последняя надежда планеты Земля связана с «Икаром 2», космическим кораблем, миссия экипажа которого — доставить ядерный заряд, с чьей помощью предполагается повторно воспламенить гаснущее Солнце. Научным консультантом «Пекла» выступил небезызвестный физик Брайан Кокс. Правда, постоянному сценаристу
Дэнни Бойла Алексу Гарлэнду это не особо помогло. «Пекло» безукоризненно снято и поставлено. Наблюдать за восхитительными космическими пейзажи при этом гораздо более интересно, чем за героями-функциями, которым, кажется, сценарист не прописал ничего, кроме профессии.
-
«Аполлон 13»
Фраза «Хьюстон, у нас проблема» стала крылатой во многом из-за фильма
Рона Ховарда. В основе сюжета
ленты — реальные события: в 1970 году «Аполлон 13» должен был стать третьим космическим кораблем, который доставил бы астронавтов на Луну, однако уже на подлете к цели на корабле произошла серьезная авария, которая поставила под угрозу жизнь экипажа. В отличие от
«Парней что надо» фильм Рона Ховарда стал большим хитом. Не обошлось и без «Оскаров». Будучи представленным в девяти номинациях, кино взяло две премии — за звук и монтаж.
-
«Луна 2112»
В центре событий этого камерного сай-фая — астронавт Сэм (потрясающий здесь
Рокуэлл). Его контракт подходит к концу: он провел три года на Луне, следя за автоматизированной станцией по добыче редкого газа. Три долгих года в полном одиночестве, если не считать говорящего робота ГЕРТИ, могут изменить любого. За две недели до возвращения на землю Сэм встречает своего сменщика… У снявшего
«Луну» Данкана Джонса поразительно точное чувство ритма и легкая режиссерская рука, его лента в своем безупречном декоративном минимализме выверена настолько, что все отсылки и прямые заимствования воспринимаются как нечто должное.
-
«Парни что надо»
Трехчасовая космодрама
«Парни что надо» основана на сюжете одноименной книги Тома Вулфа, рассказывающей об экспериментальных высокоскоростных исследованиях на базе ВВС «Эдвардс», и о летчиках, многих из которых выбрали для первых пилотируемых космических полетов на кораблях «Меркурий». Несмотря на четыре «Оскара» (в восьми номинациях), фильм
Филипа Кауфмана слабо выступил в прокате, едва отбив потраченные на съемки деньги. Посмотреть «Парней», так или иначе, стоит всем, кому небезразлична фрагментарная история американской астронавтики с 1947 по 1963 год, когда после долгих и трагических испытаний американцы все-таки вышли в космос.
-
«Миссия на Марс»
Не самая удачная для
Брайана Де Пальмы картина. В нулевых режиссер ушел в совсем уж глухой формализм, отчего сценарии этой и всех его последующих лент оставляли желать лучшего.
«Миссия на Марс» — сентиментальная побасенка, рассказывающая о загадочной катастрофе, случившейся с первой пилотируемой экспедицией, которая ступила на Красную планету. На планете этой оказалось так же, как на Земле — глупо и мелодраматично, однако, впрочем, очень и очень красиво: багровое небо в фильме заливает кровавым маревом, падают метеоритные дожди, вздымают в безвоздушное пространство песчаные бури, актеры дефилируют в дизайнерских скафандрах, а
Конни Нильсен невозмутимо хлопает своими прекрасными ресницами. За свое отчаянное визионерство Де Пальма получил в 2000-м свою пятую номинацию на «Золотую малину». Жестокие люди всегда так и норовят обрушиться на тех, кому, как в одной песне из отечественного мультика, всего-навсего «летать охота».
-
«2001: Космическая одиссея»
Лучший научно-фантастический фильм в истории Голливуда по версии Американского института кино, великая кубриковская
«Космическая одиссея», в 1969 году была скромно представлена на церемонии вручения «Оскаров» всего-навсего в четырех номинациях: спецэффекты, режиссура, сценарий и работа художника-постановщика. Революционный новаторский фильм, предложивший зрителям два с половиной часа, за которые перед глазами проносится вечность — от каменного века до звездной эры, сквозь несколько форм сознаний, под величественного Рихарда Штрауса, прямиком к тайне «черного монолита», что уже много лет примиряет нас с самими собой — как ни странно, показался академикам работой, которую стоит похвалить лишь за визуальные эффекты.
-
«Космическая одиссея 2010»
Действие
сиквела вышеупомянутой
«Космической одиссеи» происходит спустя девять лет после событий предыдущей картины. Космический корабль «Алексей Леонов» с советско-американским экипажем на борту отправляется на Юпитер, чтобы разгадать тайну оставленного на орбите корабля-первопроходца «Дискавери». Над продолжением киношедевра
Кубрика принято подтрунивать, хотя это совсем небезнадежный фильм. Для создания картины
Питер Хаймс пригласил
Артура Кларка, консультанта первой части (в послесловии к роману «3001: Последняя одиссея» Кларк упоминает фильм Хаймса и называет его «блестящим»). Критики, конечно, после премьеры поморщились, однако это не помешало сиквелу собрать кассу и получить пять номинаций на премию «Оскар».
-
«Солярис»
Экранизацию своего романа Станислав Лем, как известно, разругал. «Я просидел шесть недель в Москве, пока мы спорили с
Тарковским о том, как делать фильм, потом я обозвал его дураком и уехал домой... Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле — прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот». Меньшим шедевром, разумеется, слова Лема кинематографическую версию
«Соляриса» не делают. Тарковский никогда не был обычным иллюстратором (что доказал вскоре
экранизацией «Пикника на обочине» братьев Стругацких). «Солярис», как и положено антиподу
«Космической одиссеи», философская притча, где космос лишь декорация: когда
Кубрика интересует место человека во вселенной, Тарковский наоборот — нащупывает миры, что существуют внутри нас.
-
Смотрите также
-