«Горькая луна»
«Горькую луну» кинокритики, обычно крайне почтительные к творчеству
Романа Полянского, разнесли в свое время в пух и прах. В этой откровенной, пожалуй, даже вызывающей мелодраме Полянский не без присущей ему ядовитой иронии рассказывает историю английской супружеской пары — Найджела и Фионы. Проводя время в морском круизе по Средиземному морю, герои знакомятся на лайнере с другими несколько странными супругами: пожилым американским писателем Оскаром и его молодой женой — француженкой Мими. Когда Оскар замечает недвусмысленные взгляды Найджела в сторону Мими, он решает поведать новому знакомому историю своих любовных отношений с женой, некогда идиллических, а теперь — откровенно садомазохистских, как в физическом, так и в моральном плане. Смотря «Горькую луну» сегодня, в общем-то, сложно осознать причину столь недружественного ее приема в 1992 году. Скорее всего, зритель был банально раздосадован тем, что вместо томной под стать своему поэтичному названию эротики ему показали малоприятный и, честно говоря, довольно жутковатый фильм о том, насколько хрупка грань между чувственной страстью и жестокостью.
-
«Романс X»
Работы французской феминистки
Катрин Брейя всегда отличались смелостью, ригоризмом и практически порнографической откровенностью. Не стал исключением и скандально известный
«Романс Х». Эта картина повествует о буднях молодой парижанки, учительницы младших классов Мари, которая пускается во все тяжкие из-за семейного кризиса, вызванного отсутствием сексуального интереса со стороны ее любимого человека. Не найдя ни счастья, ни банального удовлетворения в интрижках с незнакомцами с улицы, Мари вскоре вступает в отношения со своим коллегой, директором школы с садистскими наклонностями. «Он связывал меня, не связывая эмоционально. Вот в чем состояла тайна его успеха» — признаётся Мари сама себе в какой-то момент. Забавно, что «Романс Х» в 2000 году взял специальный Приз XXI Московского международного кинофестиваля. Учитывая нынешний православно-патриотический тренд, очевидно, что сегодня бы мадам Брейя за такое кино, привезенное в российскую столицу, наверняка окропили бы святой водицей, а то бы и распяли под грозное улюлюканье блюстителей морали и традиционных ценностей.
-
«Восставший из ада»
Титулованную классику хоррора,
«Восставшего из ада», британский фантаст
Клайв Баркер придумывал, явно будучи под впечатлением от БДСМ эстетики. Сенобиты — «ангелы для одних, демоны для других» — и в романе, и в одноименном фильме вторгаются в реальный мир, когда кто-либо отгадывает старинную шкатулку-головоломку, что по идее должна открывать своему владельцу врата в мир неописуемых чувственных удовольствий. Наслаждение, которым одаривают свою жертву гремящие цепями, облаченные в латекс, изуродованные радикальным пирсингом (если, конечно, таким термином можно обозначить вбитые в череп гвозди) садисты, мало кому из персонажей «Восставшего из ада» по-настоящему нравится. Зрителю, так или иначе, искренне очарованному философией боли, которая проходит кроваво-красной линией через всю серию франшизы, фильм приглянулся настолько, что на сегодняшний день «Восставший из ада» имеет с десяток невразумительных сиквелов и планы голливудских киноделов на
ремейк.
-
«Секретарша»
В голливудской романтической комедии — жанре тупом, лживом и предельно заштампованном — редко удается найти кино, которое имеет смыл смотреть дважды.
«Секретарша», к счастью, предлагает гораздо больше того, на что обычно рассчитывает рядовой посетитель мультиплекса. Изумительная тут
Мэгги Джилленхол играет девушку по имени Ли Холлоуэй. Она — робкая одинокая мазохистка, только что выписавшаяся из психиатрической клиники. Склонность к самоистязанию, ставшая для героини персональным проклятием, неожиданно становится благословением, когда Ли устраивается на работу в адвокатскую контору (еще одного) мистера Грея, деспотичного юриста, привыкшего измываться над своими подчиненными. Служебный роман между начальником и секретаршей, которую тут периодически отшлепывают за умышленно сделанные ею отпечатки в текстах, — зрелище на удивление смешное и по-настоящему трогательное. Любови, как известно, бывают разные. Ромкомы, как оказалось, тоже. То, как режиссеру
Стивену Шейнбергу удалось сделать на рискованном материале не глупый и ни на секунду не пошлый фильм — вот это, пожалуй, действительно высший пилотаж.
-
«Токийский декаданс»
«Япония богата. Но это богатство без достоинства. Оно создает беспокойство, которое приводит наших мужчин к мазохизму» — заявляет авторитетная доминатрикс главной героине. Девушку, жадно впитывающую чужой опыт, коллеги по цеху называют Топаз. Обладательница столь красивого псевдонима — ничуть не менее красивая токийская проститутка, робкая вчерашняя студентка, специализирующаяся на клиентах с особыми запросами.
«Токийский декаданс» снят
Рю Мураками по собственному произведению. В 1992 году фильм провокационного японского прозаика немножко пошумел на фестивалях, сумев шокировать и отвратить даже подготовленную аудиторию. Сегодня, когда арт-порно стало почти что обязательной программой для любого европейского киносмотра, «Токийский декаданс» воспринимается грустным социальным хоррором про ангела, который в каком-то смысле сохраняет невинность, несмотря на пятьдесят оттенков порока, буквально пропущенные через себя.
-
«Автокатастрофа»
Питер Гринуэй, кажется, однажды сказал, что «секс и смерть — это то единственное, о чем имеет смысл снимать кино».
«Автокатастрофой» в этом смысле режиссер
Дэвид Кроненберг мог бы гордиться. В Каннах, где его эротический триллер взял специальный приз за «мужество, смелость и оригинальность», реакция аудитории и прессы, так или иначе, была скорее враждебная — фильм забукали, а впоследствии и лишили в ряде стран кинопроката ввиду якобы «вопиющей непристойности». «Автокатастрофа» поставлена по одноименному роману
Джеймса Балларда, повествующего о группе людей, получающих сексуальное удовольствие во время специально подстроенных автокатастроф. Расшифровывать материю, из которой соткана «Автокатастрофа», конечно же, следует по Фрейду. Именно он писал о ни к чему не сводимой дуальности двух влечений, Эроса и Танатоса, в которой отчасти воскресает древнее манихейское видение мира как бесконечного противоборства двух влечений. Тому, что Фрейд перенял у искавшей истоки мазохизма Сабины Шпильрейн, канадский мэтр посвятит еще один фильм, гораздо менее рискованный, но столь же атмосферный
«Опасный метод».
-
«Пианистка»
Главную героиню
«Пианистки» зовут Эрика Кохут. Она — профессор Венской консерватории, несостоявшаяся пианистка, морально изувеченная доминантной матерью. Одинокая, лишенная всякого подобия личной жизни, после занятий Эрика тайно посещает порномагазины, а под кроватью держит набор садомазохистских инструментов. Жизнь ненадолго меняется, когда в Эрику влюбляется ее ученик. Она попросит сделать ей больно, он в ответ — разобьет ей сердце. Гениальную австрийскую романистку Эльфриду Элинек, написавшую первоисточник, на родине много лет клеймили «порнографией для озлобленных тетечек». Мировое признание писательница обрела ровно в тот момент, когда ее соотечественник
Михаэль Ханеке снял на ее самый дерзкий роман экранизацию. В 2001 году «Пианистка» закономерно получает на Каннском кинофестивале три «Пальмовых ветви» (лучшая режиссура, лучшая женская роль, лучшая мужская роль). А в 2004 году Элинек становится лауреатом Нобелевской премии по литературе за «музыкальное многоголосие в романах и драмах, которое со свойственной только ей языковой страстью разоблачает абсурдность и принуждающую власть социальных клише».
-
«Право на садо-мазо»
В день празднования 25-летия совместной супружеской жизни у Магды помрачается рассудок. Юбилейное торжество заканчивается вызовом скорой помощи, которая увозит женщину в больницу, где ей вскоре ставят неутешительный диагноз — нервный срыв и тяжелая депрессия. По возвращении домой Магда ложится в кровать, где проводит большую часть времени за сном, притулившись к мужу, к которому, кажется, больше ничего не чувствует. Пытаясь как-то помочь жене выйти из этого состояния, ее супруг Кун — уважаемый в Бельгии судья — склоняется перед любимой на колени, клянясь, что сделает всё, чтобы сохранить брак. Магда в ответ, робко потупив глаза в пол, достает из-под подушки альбом, вдоль и поперек изрисованный обнаженными женщинами в бондаже (от англ. bondage — «зависимость, неволя»). Этот в целом
грустный фильм об обществе, которое никогда не устанет совать свой нос в чужие постели, основан на реальных событиях. В 1997 году судья Аллегэрдтс был осужден за садо-мазо с женой. Приговор и шум в СМИ не сумели разрушить брак, но оборвали профессиональную карьеру Аллегэрдтса и надолго испортили его отношения с дочерью.
-
«Ночной портье»
1957 год. В венском отеле случайно встречаются бывший нацистский офицер и единственная из его выживших «пациентов», бывшая заключенная концлагеря Лючия. Пробудившиеся воспоминания как мучителя, так и жертвы разжигают между ними странное, противоестественное влечение. Скандально известная слава
«Ночного портье» несколько оттеняет изящность, с которой фильм сделан. Несколько десятилетий «Ночного портье» клеймили чуть ли не порнографией. Разумеется, сегодня фильм
Лилианы Кавани вряд ли кого-то может шокировать. Сейчас совершенно очевидно, что шедевр Кавани говорит не столько о сексуальных девиациях, патологической природе фашизма и стокгольмском синдроме, сколько, как это и не парадоксально, о любви — часто совершенно необъяснимом и, как правило, разрушительном чувстве, которое к логике вещей не имеет ровным счетом никакого отношения.
-
«Остров»
Южнокорейский кинорежиссер
Ким Ки-Дук, безусловно, до глубины души поэт и романтик. Тем не менее все свои киношные элегии автор всегда (ну, или почти всегда) пишет кровью — так выразительнее. На премьере
«Острова» в Нью-Йорке особо чувствительные зрители падали в обморок (одним из неженок, как это ни странно, был кинокритик New York Post). До этого дурно становилось посетительнице просмотра на Венецианском фестивале. В итоге на носителях лента вышла с припиской, что «просмотр не рекомендуется беременным и зрителям с неустойчивой психикой». Шокироваться действительно есть чему. В центре событий картины — несколько патологическая связь между бывшим полицейским и немногословной проституткой. Он страдает от чувства вины, Она — то ли от неразделенной любви, то ли от предрассудка, что такие, как она, любви недостойны вовсе. Боль, которую невозможно терпеть, они заглушают жестоким сексом. Когда тот перестанет выполнять свою анестезирующую функцию, в ход пускаются рыболовные крючки, что глубоко и больно вонзаются тут в человеческую плоть. Любить, если верить Ким Ки-Дуку, еще больнее. От рыбы, заглотившей приманку, влюбленный, в сущности, ничем не отличается.
-
Смотрите также
-