Дело в том, что «Обливион» — это только второй фильм режиссера Джозефа Козински, но уже второй блокбастер. На дебютную картину молодого режиссера «Трон: Наследие» Disney выделил 170 миллионов долларов — случай исключительный. Самостоятельный фильм «Обливион», не являющийся ни приквелом, ни сиквелом к какой-нибудь известной картине (то есть, не имеющий изначальной фан-базы), стоил Universal 120 миллионов. Эти деньги были выделены в тот момент, когда студия закрыла «Хребты безумия*» режиссера Гильермо дель Торо! Как же так вышло, что начинающий режиссер пользуется таким доверием?
Изначально карьера Козински никак не была связана с киноиндустрией. На момент поступления в престижный Колумбийский университет, Джозеф был увлечен машиностроением и механическим дизайном. Со временем он решил, что у создателя гоночных машин и самолетов нет той свободы творчества, которой ему так хотелось, и перешел к архитектуре. Будучи еще выпускником, Козински вместе с другом открыл небольшую студию цифрового дизайна — KDLAB. Там он начал снимать короткометражки, для которых пригодилось его увлечение компьютерной графикой и освоенные им дизайнерские программные пакеты. Чуть позднее он получил предложение поставить несколько рекламных роликов. В 2005 году Джозеф переехал из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, где новый виток карьеры произошел благодаря Дэвиду Финчеру. Режиссер «Бойцовского клуба», «Социальной сети» и фильма «Семь» давно работал в рекламном бизнесе и оценил умение Джозефа выстраивать композицию кадра. Он устроил Козински в известную рекламную компанию Anonymous Content, где был одним из руководителей. После чего работы заметно прибавилось — среди клиентов Джозефа были такие компании Nike, Chevrolet, Hummer, Apple; кроме того, он режиссировал ролики для игр серии Halo и Gears of War. Во всех видеороликах новоиспеченного режиссера был виден его перфекционизм и чувство стиля.
Еще до переезда Джозеф начал думать над своим кинодебютом. Фантазируя над сюжетом, Козински обращался к фильмам, которые хорошо знал с детства. Вдохновившись такими фантастическими лентами как «Молчаливое бегство» и «Человек Омега», он решил обратиться к постапокалиптике. Козински исходил из того, что найти соответствующую натуру для съемок, в виде заброшенного квартала или даже города, не станет большим испытанием. Дополнительно к этому — снять фильм, где в центре будет всего один персонаж, который просто пытается выжить, будет проще и дешевле.
В итоге, в придуманной им истории на Землю напала внеземная цивилизация. В результате десятилетней войны победило человечество, но последствия для экологии были катастрофическими, и наша планета стала непригодной для жизни. Люди временно перебрались в верхние слои атмосферы на время подготовки глобальной колонизации Марса. Все ресурсы, которые могли пригодиться в будущем — собирали дроны, в том числе и океанскую воду, которая должна была стать топливом. Главный герой истории — бывший военный Джек Харпер, занимающийся починкой этих летательных аппаратов. Джек жил вместе с помощницей на высотной башне, расположенной над разрушенным Нью-Йорком, и совершал регулярные вылеты к месту предполагаемых поломок техники. Пятилетняя миссия как раз подходила к концу, как вдруг в ходе очередного рейда он обнаружил потерпевший крушение космический корабль. Из экипажа выжила только одна женщина, лицо которой кажется Джеку очень знакомым. Теперь ему предстоит разгадать эту тайну, чтобы узнать страшную правду, которая изменит его представление обо всем вокруг.
Козински уже хотел всерьез заняться сценарием, как грянула очередная забастовка сценаристов… Нанимать было некого. Джозеф не мог обойтись без помощи профессионала, а забастовка не на шутку затянулась (с ноября 2007 года по февраль 2008), и чтобы не терять времени даром, Козински решил зайти с другого конца, обратившись в Radical Comics. Компания Radical Studios активно внедрялась во многие сферы, зарабатывая на интеллектуальной собственности. Помимо звукозаписи, телевидения, интернет-приложений, печатной и цифровой публицистики, она также занималась комиксами. Здесь Козински продолжил развивать свои идеи вместе с автором комиксов Арвидом Нельсоном, имевшим опыт работы со многими издательствами, в том числе с DC и Marvel.
Конечно, кинематографичные ролики для Halo и Gears of War не прошли незамеченными, и талантливым визионером, хорошо зарекомендовавшим себя в мире рекламы, потихоньку начали интересоваться в Голливуде. В 2007 году к Козински обратилась студия Warner Bros. с предложением поставить ремейк фантастического фильма 1976 года «Бегство Логана». Козински отвлекся от повседневной работы и вступил в переговоры, но тут в историю вмешался продюсер Шон Бэйли, чтобы договориться с Джозефом о «Троне 2».
В начале 2000-х Шон Бэйли основал вместе с Беном Аффлеком, Мэттом Дэймоном и Крисом Муром продюсерскую компанию LivePlanet, но теперь занимался делами Disney, в частности работал над сиквелом культового фантастического фильма 1982 года «Трон».
Ситуация с проектом оставляла желать лучшего, ведь судьба первого фильма была неоднозначной. В 80-е «Трон» стал техническим прорывом, но в финансовом плане хитом не был, принеся лишь 33 миллиона долларов в прокате. Студия была разочарована. В дальнейшем, правда, был успешный мерчендайзинг: кино, опередившее свое время, с годами стало культовым. Ко всему прочему, режиссер оригинала Стивен Лисбергер давно лоббировал на студии работу над сиквелом. Однако, поставив свой последний фильм без малого двадцать лет назад, Стивен не был готов взяться за такой проект, как новый «Трон», и хотел ограничиться ролью соавтора сценария и продюсированием. Всем было очевидно, что новый фильм, как и его предшественник, должен стать новаторским. Как же он должен выглядеть? Какой режиссер сможет взять на себя такую ответственность?
Джозеф хорошо знал «Трон», он посмотрел его дома на VHS еще будучи ребенком, восхитившись увиденным. Потенциал проекта был огромен, поэтому чтобы разговор стал предметным, Джозеф последовал примеру Стивена Лисбергера: он точно так же, как Стивен в 1982 году, сделал короткий ролик, в котором продемонстрировал свое видение фильма. Студийные боссы были впечатлены. Немного переделанный ролик под названием TR2N уже в качестве анонса был показан летом 2008 года в Сан-Диего на Comic-Con. Посетители конвента, среди которых была масса поклонников оригинальной картины, были в восторге. Так еще до начала съемок «Трон: Наследие» стал одним из самых обсуждаемых и ожидаемых проектов студии Disney. Съемки фильма стартовали в Ванкувере в апреле 2009 года и продлились до июля. Однако работы по пост-продакшну велись практически до самой премьеры, из-за чего возвращение Козински к «Обливиону» сильно затянулось.
Сказать, что судьба благоволила Козински — это не сказать ровным счетом ничего. Не было бы «Трона: Наследия», кто знает, что бы стало с проектом его мечты. Всё дело в том, что как раз в 2005-2006 гг., когда Джозеф только начал разработку «Обливиона», Том Круз очень сильно подмочил свою репутацию и чуть было не лишился статуса суперзвезды. Заинтересуйся он проектом Козинки тогда, это никак бы не помогло будущей картине.
Подрыв репутации начался с того, что в мае 2005 года на шоу Опры Уинфри Том, рассказывая о том, как он счастлив с Кэти Холмс, так увлекся, что запрыгнул на диван и принялся прыгать на нем, как ребенок. Такое проявление безудержного счастья поняли не все. В том же 2005 году Круз поделился своим «экспертным» мнением о психиатрии и фармакологии, проехавшись по Брук Шилдс и ее послеродовой депрессии. Круз порекомендовал всем идти со своими проблемами прямиком в саентологические центры, где их очень быстро вылечат. Последней каплей стал скандал вокруг эпизода «Trapped in the Closet» сериала «Южный парк», где не только высмеивалась саентология, но и намекалось на нетрадиционную сексуальную ориентацию Тома. Пытаясь отменить повторный показ эпизода на канале Comedy Central, Круз принялся давить на Paramount (канал и студия принадлежат одному медиаконцерну Viacom), обещая не принимать участие в промоушене третьей части франшизы «Миссия: Невыполнима». Всё это, по мнению аналитиков студии, отрицательно повлияло на сборы и, как результат, спустя три месяца Paramount заявила, что больше сотрудничать с Томом не планирует и разрывает контракт. После этого Круз занялся продюсированием своих проектов совместно с Полой Вагнер посредством их Cruise/Wagner Production. Со временем стало ясно, что это была неудачная затея, так как их фильм «Львы для ягнят» провалился, а «Операция «Валькирия» хитом не стала. Путь к исправлению начался комедийной ролью Круза в «Солдатах неудачи», затем вышел «Рыцарь дня». В итоге конфликт с Paramount завершился примирением.
Студийная борьба за «Обливион» напоминала аукцион. Победа досталась Disney, после чего сразу же началась работа над сценарием. Адаптировать историю Джозефа Козински и Арвида Нельсона принялся лауреат премии «Оскар» за сценарий фильма «Отступники» Уильям Монахан, позднее его текст полировал Карл Гайдусек. Однако в процессе работы у Disney и Козински возникли непреодолимые творческие разногласия. Возможно, руководство студии уже не так горело желанием работать с Джозефом после премьеры «Трона: Наследие», ведь реакция зрителей и критиков была очень неоднозначной. Многие высоко оценили визуальный ряд и дизайн нового фильма, а также музыку Daft Punk, однако далеко не все остались довольны сюжетом и героями. Так или иначе, сенсацией фильм не стал, собрав чуть больше 400 миллионов долларов. Несмотря на всё вышесказанное, официальной причиной разногласия считался только возрастной рейтинг будущей картины. Студия хотела сделать фильм для семейного просмотра с рейтингом PG, что никак не укладывалось в идеи Джозефа. Disney снова выставила проект на торги.
Воспользовавшись простоем, к Козински обратились братья Ридли и Тони Скотт, предлагая встать у руля фантастического фильма «Архангелы*», продюсируемого их Scott Free. Однако перерыв не затянулся, на торгах победила студия Universal. Новое руководство картины не смущали возрастные ограничения PG-13. Попав на новую студию, сценарий снова подвергся редактуре, которой занялся оскароносный сценарист Майкл Арндт («Маленькая мисс Счастье», «История игрушек: Большой побег»). Теперь, став блокбастером с бюджетом более 100 миллионов долларов, проект разросся. В нем появилось место для красочного экшена и второстепенных персонажей.
Безусловно, Козински помог опыт работы над «Троном: Наследие». Он уже знал, с кем хочет работать. Он вновь обратился к художникам Даррену Гилфорду и Кевину Ишиока. Оператором снова стал Клаудио Миранда.
В плане музыки на этот раз обошлось без Daft Punk, зато специально для написания саундтрека Энтони Гонсалес вновь объединился со своей бывшей группой M83.
Том Круз был готов приступить к работе на площадке сразу после съемок «Джека Ричера», поэтому необходимо было найти актрис на главные роли. Среди претенденток были: Джессика Честейн, Оливия Уайлд, Брит Марлинг, Номи Рапас, Хейли Этвелл, Диана Крюгер и Кейт Бэкинсейл. В итоге роль Виктории, помощницы Джека, получила Андреа Райсборо, а спасенной девушкой стала Ольга Куриленко. На второстепенные роли заступили лауреаты «Оскара» Морган Фримен, который стал лидером повстанцев, и Мелисса Лео, сыгравшая руководителя Джека и Виктории.
Съемки фильма стартовали в марте 2012 года и продлились четыре месяца. Натурные съемки прошли на пустынных просторах Исландии, в горах Калифорнии и на озере Джуно. Как и ранее, Козински активно использовал спецэффекты, не забывая про масштабные декорации. Поэтому часть съемок прошла в павильонах Celtic Media Centre в городе Батон-Руж, штат Луизиана. Принимая во внимание, насколько рискованным является самостоятельный проект с таким крупным бюджетом, рекламная кампания началась уже через месяц после начала съемок с частичных показов рабочих материалов и концептов на CinemaCon.
Сможет ли талант режиссера-визионера Козински сравниться с талантом Козински-сценариста? Полюбят ли его фильм зрители? Это уже можно узнать в кинотеатрах.