Изобретательно снятый за сущие копейки «Воздушный бой» представляет собой, в общем-то, полнометражную интерпретацию легендарного эпизода «Сумеречной зоны», поставленного ещё молодым Ричардом Доннером в 1963-м году. По сюжету там один из пассажиров летящего самолета увидел за окном антропоморфное существо и стал паниковать, но никто ему не поверил. В новом фильме суть та же, сменились лишь декорации: действие теперь происходит в 1943-м, главная героиня выполняет важную миссию – перевозит и оберегает некий сундук по распоряжению начальства. Экипаж судна недолго думая закроет ее в отсеке с турелью, чтобы не мешалась, а чуть позже их бомбардировщик подвергнется атаке противника.
В протагонистке воплощается та самая некрасовская женщина, останавливающая коней на ходу и вламывающаяся в горящие избы. Конечно же, никто и не сомневался, что в эпоху metoo противопоставлены ей будут не только гремлины с японскими самолетами, но и треклятые мизогинисты-солдафоны. Немалая часть хронометража посвящена задушевным разговорам, где девушку будут всячески шеймить. Доказывать, что не верблюд, она будет не словом, но делом, благо пороха в пороховницах у нее с лихвой. Жертвой обид, или, хуже, саморефлексии ей, конечно, быть не положено. Куда уж там: текущая война и патриархат не дают человеку продохнуть и подумать о вечном. Надо постоянно куда-то бежать, сражаться и оберегать свой священный Макгаффин.
После обещающих безбашенный угар и упоминающих «Взрывную блондинку» с «Дэдпулом» трейлеров казалось оправданным ожидать в фильме преобладание ураганного экшена. Тем удивительнее оказывается клаустрофобичная первая половина ленты, сделанная почти по лекалам «Погребенного заживо» с Райаном Рейнольдсом. Вскоре выясняется, что столь долгий разгон сюжета нужен был вовсе не как прелюдия непрекращающейся бойни (с ней, кстати, тоже все хорошо), а для полноценного и всестороннего раскрытия основной темы фильма. «Круто сваренная» Хлоя Грейс Морец – это собирательный образ женщин-авиаторок, внесших свой вклад в исход Второй мировой войны, а кинокартина – это ода в их честь. Отсюда карикатурная идеализированность героини и картонность всех остальных персонажей: они сплошь болваны, подлецы и слабаки. Тонкую грань политкорректности выдерживать никто и не обещал – пересмотрите трейлер.
Но вот пассаж: враги затаились не только на экране, но и по другую сторону сценария. Один из авторов ленты, сценарист Макс Лэндис, после многочисленных обвинений в домогательствах был уволен из стана продюсеров, а его имя на постерах стыдливо прикрыто. С тех пор режиссерка Розанна Лян уверяет, что изменила скрипт до неузнаваемости, так что теперь это не история какого-то абьюзера, а ее, личная. Так или иначе, результат вышел весьма бодрым. «Воздушный бой» получился очень камерной абсурдистской картиной, при просмотре которой время пролетает незаметно. Кого-то, конечно, отпугнет радикальность, кого-то – зашкаливающая нелепость происходящего; об этом, кстати, свидетельствуют довольно низкие зрительские рейтинги. Но стоит помнить, что соотечественник Лян, один из самых значимых режиссеров поколения Питер Джексон тоже начинал карьеру с малобюджетного треша, часть из которого стала впоследствии культовой.