Группа документалистов отправилась в джунгли Амазонки ради сюжета о племени людоедов, возможно, последнем на планете. Больше никто не видел их живыми. Отправившийся на поиски отряд спецназа тоже был уничтожен, уцелел только один боец, при котором нашлась зажигалка, принадлежавшая девушке из съемочной группы. Новую экспедицию в джунгли снаряжает профессор Говард Монро, стремящийся поставить точку в этой истории и, если повезет, найти материал, отснятый документалистами.
Руджеро Деодато можно считать основоположником приема found footage, который был применен в «Аде каннибалов» для создания максимальной реалистичности. Выход картины на экраны окружен таким количеством легенд, что сегодня сложно с уверенностью сказать, что произошло на самом деле.
Согласно одной истории, через несколько дней после начала проката Деодато был арестован по подозрению в убийстве своих актеров (их контракты якобы включали в себя пункт об «исчезновении на год», чтобы аудитория поверила в достоверность увиденного). И только после того, как режиссер смог представить суду всех артистов целыми и невредимыми, обвинения с него были сняты. Согласно другой, за десять дней, что фильм шел в итальянском прокате, он сумел заработать $2 млн. (эти цифры так и не были подтверждены документально), а затем копии ленты начали конфисковывать из-за жалоб на излишнюю жестокость картины. Еще говорят, что сам Серджио Леоне поздравил соотечественника с удачной творческой находкой, предсказав ему многочисленные проблемы с восприятием фильма аудиторией. В США лента вышла в ограниченный прокат пять лет спустя, подвергшись цензу — под нож пошли все сцены, в которых погибали животные: Деодато на съемках умерщвлял их по-настоящему, отдавая туши дикарям, участвовавшим в картине. Позднее режиссер не раз высказывал по этому поводу сожаление и говорил, что доведись ему прожить жизнь заново, снимать «Ад каннибалов» он бы не стал.
Самая запоминающаяся сцена: женщина, насаженная на кол. Как это сделано: нижняя часть кола заканчивалась велосипедным сиденьем, а верхняя закреплена у актрисы во рту.
Несмотря на известность, которую принес фильм Руджеро Деодато, толком разыграть карту он не сумел. Через год после «Каннибалов…» Деодато поставил культовый «Дом на краю парка», но остальные работы режиссера резонанса не имели. В 2007 году Илай Рот снял его в «Хостеле II» в камео седовласого людоеда, а сейчас Деодато готовится к съемкам «Дома на краю парка II*».
Трое студентов в качестве курсовой работы для киношколы решили расследовать легенду города Беркетсвилль о ведьме из Блэр. Проштудировав свидетельства XVIII века, друзья отправились в лес, где когда-то жила ведьма, и из которого так и не вернулись. Фильм сделан на основе съемок, случайно обнаруженных год спустя местными жителями.
Спустя девятнадцать лет после «Ада каннибалов» два выпускника Университета центральной Флориды — Дэниэл Майрик и Эдуардо Санчес — фактически повторили итальянскую мистификацию. Лента была снята всего за восемь дней и премьеровалась на кинофестивале «Санденс», где ее и заметили представители Artisan Entertainment. Это они придумали промоутировать картину в ключе «все именно так и было», вместо традиционных плакатов обклеивая города объявлениями о пропавших студентах и выстраивая мифологию ведьмы из Блэр. К моменту начала проката вся нация знала об этой ужасной истории и принимала за чистую монету маркетинговый финт — лента является нетронутой монтажерами хроникой последних дней жизни незадачливых подростков. Результат помнят все: при производственном бюджете в $20-60 тыс. фильм собрал в мировом прокате четверть миллиарда долларов и удостоился неинтересного продолжения.
Самая запоминающаяся сцена: что-то пытается ворваться в палатку к Хизер. Как это сделано: сценарий ленты не содержал диалогов и все реакции актеров были импровизацией на обстоятельства.
Сумасшедший успех, однако, не способствовал карьерам создателей феномена — актеры погрязли во второсортных ролях (Джошуа Леонарда, например, можно видеть в «Челюстях 3D»), режиссеры стали творить сольно. Майрик снял несколько непримечательных хорроров и спродюсировал неплохой слэшер «Остановка», а Санчес отметился куда более креативной научной фантастикой «Измененные*». В год десятилетия своего дебюта постановщики дали BBC интервью, в котором поведали об имеющихся у них идеях третьей серии. Дальше разговоров, впрочем, дело так и не пошло.
В космической гонке между СССР и США Советы проиграли оппоненту важный рубеж — покорение спутника Земли. Но нашлись свидетельства, что еще в 1938 году в обстановке строжайшей секретности советские ученые готовились к запуску пилотируемой ракеты с человеком на борту, и конечной целью этого путешествия была Луна. В наше время группа энтузиастов по крупицам собирает сведения о том эксперименте, пытаясь заполучить хроникальную съемку и найти все еще живых свидетелей возможно важнейшего события в истории космонавтики, не считая полета Гагарина.
Сценарий «Первых на Луне», наделавших шума в 2005-м году, появился на свет за одиннадцать лет до премьеры картины — во время, когда система государственного кинопроката окончательно развалилась, и производство фильмов было последним, что беспокоило людей с деньгами. Конечно, рукопись критиковали — аналогов ей в отечественном кинематографе еще не было. Но в конце 90-х, как раз накануне дефолта, когда какие-то попытки снимать коммерческое кино все-таки стали предприниматься, рукопись взял на разработку «Мосфильм». Кризис не дал осуществиться задуманному, и сценарий оказался в Интернете, где и попался на глаза Алексею Федорченко. На родной Свердловской киностудии он снимал ленту два года, в итоге сначала взяв приз за лучший дебют на «Кинотавре», а затем вернувшись из Венеции с призом программы «Горизонты».
Самая запоминающаяся сцена: четыре паровоза, медленно везущих огромную ракету. Как это сделано: для реалистичности команда фильма отказалась от компьютерных эффектов и снимала хроникальные кадры настоящими камерами полувекового возраста.
Несмотря на успех у критики, ограниченный прокат не привлек к ленте должного внимания и не создал прецедента — кроме Федорченко никто из российских режиссеров не рискнул попробовать себя в субжанре found footage. Сам постановщик снял прошедшую незамеченной трагикомедию «Железная дорога», а в 2010-м выпустил взявших четыре Венецианские премии «Овсянок».
Где-то в глуши Пенсильвании компания друзей снимает любительский ремейк «Мумии» Карла Фройнда. Изолированность от цивилизации становится их спасением и проклятием — мир ввергнут в хаос эпидемии, превращающей мертвецов в зомби, и ребятам нужно как-то выживать в этом кошмаре. А их фильм из старомодного ужастика мутирует в безучастное свидетельство агонии человечества.
Мэтр зомби-вакханалий Джордж Ромеро, всю жизнь испытывавший трудности с финансированием своих картин, после выхода «Земли мертвых» оказался в творческом тупике — поставив студийный фильм, он явно уперся в потолок своих возможностей, и для следующей ленты нужна была кардинально свежая идея. Таковая нашлась в простой премизе: что, если показать первую ночь живых мертвецов глазами очевидцев? Так проявилась картина, традиционно ставшая социальным комментарием: даже умирая, общество испытывает болезненный интерес к чужим страданиям. Фильм действительно вышел изобретательнее «Дня…» и «Земли…», но свою краюху культовой славы пока не заработал.
Самая запоминающаяся сцена: умирающий от укуса зомби Джейсон, кричащий Shoot Me! Как это сделано: для озвучения ведущих в радиоэфире Джордж Ромеро пригласил всех своих знакомых — Стивена Кинга, Гильермо дель Торо, Квентина Тарантино и др.
Релиз ленты никак не сказался на карьере мастера. Два года спустя он выпустил вольный сиквел, на протяжении всего производственного периода числившегося под интригующим рабочим названием «… мертвецов» (впоследствии многоточие оказалось «Бессмертием»). Возможно, в своей следующей ленте Ромеро отойдет от зомби-тематики — с прошлогоднего кинорынка в Канне доносились слухи о его готовности снять ремейк «Кроваво-красного» Марио Бавы. Но скорее всего почтенный пенсионер не отступится от излюбленного дискурса. В конце концов, своей очереди много лет ждут «Бриллиантовые мертвецы*» — тоже про зомби, но в жанре рок-мюзикла.
Интервью с Джорджем Ромером (Эксклюзив) Мы встретились с мэтром хоррора, чтобы обсудить его карьеру, несбывшиеся проекты и, конечно же, живых мертвецов. |
|
Настоящая кровь (снято на основе реальных событий) Еще один субжанр, мокьюментари, препарируется с тщанием и прилежанием Filmz.ru. |
|
13 лучших фантастических камео Вдохновившись «Полом: Секретным материальчиком» мы вспомнили самые интересные и неожиданные камео в научной фантастике. |
Телебригада Анхелы Видаль снимает репортаж из жизни пожарной части. Очередной вызов поступает из дома в спальном районе Барселоны, где сопровождаемый телевизионщиками расчет обнаруживает встревоженных жильцов, обеспокоенных криками из запертой квартиры. Вскрыв дверь, пожарные видят окровавленную женщину, тут же бросающуюся на вошедших. Но отправить раненых в госпиталь невозможно — пока пожарные разбирались с квартирой наверху, дом оказался объявленным зоной карантина, а окружившие его полицейские угрожают вести огонь на поражение.
Испанцы Хауме Балагуэро и Пако Пласа довольно продуктивно существовали в испанском кино и порознь, некоторыми постановками умудряясь пробиться в мировой прокат — первый в 2002 году выпустил «Тьму» с Анной Пакуин, второй в 2004-м выступил «Ромасантой: Охотой на оборотня». Вместе их свел хоррор-концепт «6 фильмов, которые не дадут вам уснуть», для которого каждый поставил по персональной полнометражке. Познакомившись, они выдали впечатляющий хай-концепт о зомби в Барселоне, удачный настолько, что Голливуд немедленно запустился с покадровым ремейком.
Самая запоминающаяся сцена: монстр, которого не видит Анхела, но которого видят зрители благодаря функции ночной съемки. Как это сделано: лента снималась не в хронологическом порядке, а судьбу персонажей от их исполнителей режиссеры скрывали до последнего.
«Репортаж» оказался хорошей жилой для обоих постановщиков. Выпустив вторую серию, мало чем уступающую оригиналу, и размявшись на стороне (Балагуэро поставил триллер «Крепкий сон*»), дуэт объявил об амбициозном плане — каждый снимет по индивидуальному продолжению «Репортажа», причем новой дилогией они исследуют зомби-вирус в планетарных масшабах — «Репортаж: Генезис*» вернется к истокам заразы, а «Репортаж: Апокалипсис*» поставит в этой франшизе жирную, но эффектную точку.
Прощальную вечеринку по случаю переезда Роба в Японию нарушает жуткий рев — кто-то или что-то напало на Манхэттен. Телерепортажи бессвязно твердят о чем-то огромном, а с корнем вырванная голова Статуи Свободы, с грохотом приземляющаяся на соседней улице, намекает, что из эпицентра событий нужно как можно скорее уносить ноги. Тварь направляется в сторону Центрального парка, но именно там живет девушка Роба, которая отчаянно нуждается в помощи.
Гений секретности Джей Джей Абрамс обрушил «Монстро» на неподготовленную аудиторию летом 2007-го, прикрепив ролик уже готового фильма к «Трансформерам». Картина не имела названия и венчалась датой выхода в прокат, но имела эффект разорвавшейся бомбы — как это так? Команда находившегося на пике популярности сериала «Остаться в живых» сняла блокбастер о разрушении Нью-Йорка и не попалась в объектив ни одному зеваке?! Более того, ни один шпион не обмолвился хотя бы о факте съемок?! Такого в Интернет-практике еще не бывало. Инсульт, который схватило восторженное киноманское сообщество, усугубила виртуозная вирусная компания, выстроенная на разработке японских корпораций и напитке Slusho! — за полгода так и не обзаведшийся названием фильм стал самой ожидаемой премьерой января.
Абрамс со-товарищи сделали третий серьезный шаг в субжанре — если «Ад каннибалов» заставил зрителей поверить в реализм увиденного, а «Ведьма из Блэр» продемонстрировала мощь талантливого вируского маркетинга, то «Монстро» схватил аудиторию за шиворот и забросил ее прямо в фильм — эффект использования бытовых камер мгновенно создал ощущение сопричастности к происходящему на экране. При бюджете в $25 млн. картина заработала по миру почти в семь раз больше.
Самая запоминающаяся сцена: эвакуация на вертолетах. Как это сделано: чтобы сохранить таинственность в отношении монстра, студия Фила Типпетта постаралась позами чудовища и силуэтами небоскребов скрыть его анатомию.
Джей Джей Абрамс еще раз доказал свое мастерство заочного нагнетания саспенса, в этом году обернувшимся тематически схожим «Супер 8». Мэтт Ривз, до «Монстро» работавший на сериалах, поставил ремейк шведского вампирского шедевра «Впусти меня», а написавший сценарий ленты Дрю Годдард ушел к Стивену Спилбергу адаптировать «Робопокалипсис». Команда фильма полна сольных идей, но время от времени раздувает огонек сиквела — самой осуществимой на данный момент идеей кажется рассказ о событиях той же ночи с другого ракурса. Например, случайного зеваки с камерой, попавшего в объектив Роба.
Новоселы Кэти и Мика обеспокоены странным шумом, раздающимся в их доме по ночам — словно кто-то или что-то хозяйничает в пустых комнатах, пока супруги спят. Полтергейст преследует Кэти с раннего детства, и чтобы установить природу паранормальной активности, Мика устанавливает в доме видеокамеру. Оказывается, что нечто невидимое в самом деле увязалось за Кэти и не намерено дать ей покоя — не помогают ни экстрасенсы, ни бытовые ухищрения. Но когда бесплотный гость начинает входить в физический контакт с испуганными супругами, наступает момент для решительных действий.
По словам Орена Пели, он так сильно боится привидений, что снял «Паранормальное явление» исключительно для того, чтобы фобия не накрыла его с головой. С самого начала держа курс на достоверность, он решил отказаться от съемочной команды и работать со статичной камерой и импровизированными диалогами. Изготовленная за неделю лента была премьерована на хоррор-фестивале Screamfest, откуда и начался ее триумфальный путь к большим экранам. Сначала ею заинтересовались в агентстве CAA, затем скринер попал в руки продюсера Джейсона Блума, вместе с Пели перемонтировавшего картину в более кинематографичный вариант, а следом диск оказался у Стивена Спилберга. Легенда гласит, что судьбу фильма решил сквозняк — дверь в спальне мэтра хлопнула как раз в тот момент, когда на экране разворачивалась чертовщина. Спилберг немедленно отослал диск обратно в мусорном мешке с предложением сделать ремейк. Пели и Блум оказались не против, но уговорили протестировать имеющуюся версию фильма на публике. Результат тест-просмотра был убедительным — картина казалась людям настолько страшной, что, не выдерживая напряжения, они выходили из зала прямо посреди просмотра. По рекомендации Спилберга Пели переснял финал и пожал плоды — в одних только Штатах лента заработала свыше $100 млн.
Самая запоминающаяся сцена: последняя ночь. Как это сделано: в оригинальной концовке, снятой Ореном Пели, демон покидает тело Кэти, а сама она погибает от пуль полицейского патруля.
Успех «Паранормального явления» и его сиквела породил феномен микробюджетных постановок — студии начали внимательнее вглядываться в любительское кино, а Lionsgate, отчаянно бившаяся за хэллоуинский уик-энд с детищем Пели (лента дерзко потеснила в прокате «Пилу»), даже создала целое подразделение по продюсированию картин не дороже $100 тыс. Сейчас к прокату готовится «Паранормальное явление 3», а сам Орен Пели снял свой второй фильм — фантастический хоррор «Зона 51*».
Группа студентов расследует участившиеся случаи нападения медведей на людей в забытом богом уголке восточной Норвегии. Местные, все как один, рассказывают про Ханса — нелюдимого охотника на хищников, который может что-то знать о происходящем. Ханс не любит, когда в его дела суют нос посторонние, поэтому студенты решают следить за ним тайком. И во время очередной ночной экспедиции молодым людям открывается невероятная правда: весь народный эпос, который знаком каждому норвежскому ребенку — сущая правда, а Ханс — охотник на троллей, отчаянно пытающийся контролировать растущую популяцию монстров и держать существование исполинов в тайне.
Андре Эвредаль работал в рекламном агентстве и мечтал стать режиссером, когда ему в голову впервые пришла мысль снять картину о троллях. На дворе стоял 1999 год, и в ежедневной рутине идея полностью выветрилась, пока шесть лет спустя Андре не подошел к вопросу собственного дебюта с большей обстоятельностью. Еще несколько лет он прокручивал фильм в своей голове, придумывая персонажей и определяясь с жанром. Наконец, когда технологии позволили оживить креатив на экране, Андре объявил кастинг и приступил к работе с совершенно неизвестными публике актером и единственной звездой — главным комиком Норвегии, согласившимся сыграть Ханса. В противовес «Ведьме из Блэр» и «Монстро», лента создавалась в атмосфере информационного вакуума и обнаружила себя только накануне премьеры, став одним из самых успешных фильмов у себя в стране. Затем лента дебютировала на кинофестивале «Санденс» и влюбила в себя всю Америку.
Самая запоминающаяся сцена: встреча с Йотне. Как это сделано: самое важное при создании существа такого размера, это проработка каждого его пикселя — скульпты были невероятно детализированы, а шкура создавалась из камней, моха, кожи и меха.
Пока Андре Эвредаль не делится планами, но уже обзавелся американским агентом и студийным контрактом — производственная компания Криса Коламбуса 1492 Pictures приобрела права на ремейк и работает над сценарием адаптированной версии истории. Эвредаль участвует в проекте в качестве исполнительного продюсера и совсем не возражает против переделки.
Рецензия на сценарий «Аполлона-18» (Эксклюзив) Мы постоянно читаем сценарии грядущих блокбастеров и рецензируем их в рубрике «Кино на бумаге». |
|
Интервью с Джей Джей Абрамсом (Эксклюзив) Мы встретились с любимым режиссером, чтобы поговорить о работе над воскрешением «Звездного пути». |
|
Рецензия на «Монстро» Почему мы в восторге от «Монстро» и за какие заслуги считаем его вехой в жанре. |