Максим Марков | «Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 13: визит мэра (часть 1)
Андрей Звягинцев рассказал нам о красоте живых бликов на воде, феерическом таланте Романа Мадянова, ещё об одном точечном компьютерном эффекте и о том, что даже чеховские законы порою можно и нужно нарушать.
КАДР №95
- А там других и не было. Они там стояли всё время, пока мы снимали фильм, все три месяца. И работали от нашего генератора. В Териберке, насколько я помню, вполне убогое городское освещение, так только, разрозненные столбы фонарные кой-где торчали; там, если нет на небе северного сияния, ночью – кромешная тьма. Хочешь осветить себе дорогу – иди с фонариком, там так. Может быть, я чуть преувеличиваю, но вот на мосту никакого света не было. Поэтому и стойки, изображающие фонарные столбы, поставили мы сами.
- Это удивительно слышать, потому что когда фильм вышел, СМИ стали распространять заявления жителей этой Териберки: мол, мы живём лучше!..
- Это были заявления не жителей Териберки, а начальников Териберки. Жители, посмотревши фильм, сказали, что мы всё приукрасили, что на самом деле всё значительно хуже. «А чего же, – говорят, – вы не сняли наш дворец культуры, который по швам разваливается?!. Как после бомбежки. Почему не показали всей нашей разрухи?!.»
- Эту сцену мы снимали в другую ночь, естественно. Всю ночь мы посвятили только этому эпизоду. И решили, что нам хватит света от тех фонарей и от фар автомобиля. Между прочим, к вопросу, зачем нужны фонари на мосту. Они создают глубину и перспективу, плотность той фактуры, что лежит за пределами сцены. В частности, мост: он освещён, во-первых, этими фонарями, а во-вторых, какой-то свет идёт, конечно же, ещё и от неба. Это позволяет лучше увидеть все плоскости того пространства: вот светится отражёнными огоньками река, вот мост – внешняя его сторона тёмная, а горизонтальная – проезжая часть – отражает свет от неба; потом – тёмная горная гряда, а ещё дальше – следующая светлая полоса: собственно небо. Получается череда градаций тёмного и светлого.
К тому же только представьте себе, что вот этих живых бликов, световых пятен на воде (на большом экране особенно видно, как вода в реке движется) не было бы. И не было бы тогда этого богатства перспективы, этой её глубины!.. Было бы очень уныло, фон был бы скучнее и не отличался бы таким многообразием. Просто тёмное пятно и только. Так что эти фонари были придуманы не зря – они нужны для поддержания этого объёма, для более богатого фона.
КАДР №96
- Как будто бы фарами, которые из-под мэра бьют в него. На самом деле это осветительные приборы, конечно.
КАДР №97: «Власть, Коля, надо знать в лицо»
КАДР №98: «И чего тебе надо, власть?»
КАДР №99: «Вот это всё»
КАДР №100: «Забирай»
- Конечно. Мы начали со взгляда на Вдовиченкова и Серебрякова и отсняли таких восемь или девять дублей. Ребята, кстати, вновь были хорошо пьяны. Тут, как и в сценах с посиделками, я полагался на их ответственность и знание ими собственной меры. Они понемногу выпивали во время репетиций, а как только чувствовали, что уже всё, пора, мы начинали снимать.
Я исходил вот из чего: можно очень хорошо сыграть пьяного. Пластику, артикуляцию, неровную речь – всё это можно сымитировать. Но взгляд!.. То, что происходит в глазах, эту тёмную бездну разверстую, омут этот – сыграть, мне кажется, невозможно.
КАДР №101: «Вы все насекомые, никак не хотите по-хорошему»
- И он, даже будучи за кадром, всё равно участвовал в съёмке?
- Да, он всё время был на площадке, играл по полной выкладке, абсолютно пьяного. Все знали, что пишется живой звук, а потому даже за кадром Мадянов играл в полную силу.
КАДР №102
Что делать?.. Спасая время, мы сняли подъезд машины к дому с этим «би-би-би» – и затем с этой же точки её отъезд, на всякий случай, чтобы был материал. Мы снимали это только для того, чтобы не сидеть без дела, чтобы занять временную паузу, пока Володя приходит в себя. Но когда стало ясно, что сниматься он сегодня не сможет, я подошёл к Мадянову.
КАДР №103: «Колюня, ты вообще чемоданы-то пакуешь?»
И я спросил: «Роман, вот у нас такой казус: Вдовиченков играть больше не может. Скажи, ты сумеешь сыграть эту сцену без него? Не слыша, а только подразумевая его реплики? Если вдруг где ошибёшься, я это в монтаже подвину». Он сделал паузу, на секунду: «Да, смогу». И – сыграл.
КАДР №104: «Это вы сейчас здесь не имеете права здесь находиться»
КАДР №105: «Ты кто такой?»
- Если бы вы сейчас про это не рассказали, никто бы даже и не догадался.
КАДР №106
(Продолжение следует)
По просьбе ООО «Нон-Стоп Продакшн» скриншоты из фильма «Левиафан» могут использоваться только в рамках настоящего проекта.