dokerproject | ММКФ 2015: Конкурс документального кино
Документальному конкурсу ММКФ в этом году исполнилось 5 лет — вроде бы не слишком солидный возраст, зато хороший повод отпраздновать и подвести первые итоги.
За всё это время жюри и зрителям этой программы было представлено 35 фильмов из 24 стран. Половина из них — результат совместного производства разных государств. Максимальное количество картин пришлось на Великобританию (10), США (7) и Россию (7).
Из наиболее заметных участников неигрового конкурса разных лет хотелось бы вспомнить такие фильмы, как: «В ад и обратно» Данфунга Денниса, который вслед за победой на ММКФ-2011 был номинирован на премии «Оскар» и «Эмми» и взял приз «Cinema Eye Honors» за выдающуюся операторскую работу; «Счастливые люди: год в тайге» — знаменитый совместный проект Дмитрия Васюкова и Вернера Херцога; «В поисках Шугармена» Малика Бенджеллула, победивший в Москве в 2012 году и уже позднее ставший легендарным повсеместно; «Зелёный принц» Надава Ширмана, получивший приз зрительских симпатий в прошлом году и вышедший в ограниченный российский прокат этой весной; «Чувственная математика» Екатерины Еременко, также имевшая успех в независимом отечественном кинопрокате; провокационный и динамичный «Посол» Мадса Брюггера; тонкий и ироничный «Отец и сын» Павла Лозиньского; острые и актуальные «Завтра» Андрея Грязева и «Cardiopolitika» Светланы Стрельниковой; визуально впечатляющее «Счастье» Томаса Бальмеса; трогающая и трепетная «Глубокая любовь» Яна Матушинского.
В жюри документального конкурса ММКФ в разные годы побывали режиссеры Сергей Дворцевой, Павел Павликовский, Коко Шрайбер, Джон Альперт, Владимир Эйснер, президент Гильдии режиссеров США Майкл Аптед, кинокритик Туе Стин Мюллер, бывший директор старейшего документального кинофестиваля «DOK Leipzig» Клаас Даниэлсен и другие.
На этот раз решение о лучшей неигровой картине Московского Кинофестиваля принимали: продюсер и руководитель дистрибьюторской компании «Cinephil» Филиппа Коварски, директор МКФ «Золотой Абрикос» режиссер Арутюн Хачатрян и режиссер Алексей Вахрушев, который, к слову, совсем недавно был также членом жюри Международного Фестиваля Документального кино «ДОКер» в Москве. Заранее признаемся, что абсолютно солидарны с принятым ими решением, но всё-таки всё по порядку.
____________________________________________________________________
Ученые и активисты, экологи и океанологи, страстные защитники животных и фотографы дикой природы со стажем во главе с Луи Сайхойосом, вооружившись скрытыми и открытыми, подводными и супер-чувствительными камерами пускаются в очередное путешествие через весь земной шар для того, чтобы доказать, что флора и фауна нашей планеты находится в большой опасности. Умопомрачительный успех «Бухты», ставшей дебютом в кино для Сайхойоса и его команды, очевидно, открыл неограниченные возможности для создания следующего эффектного и ладносложенного эко-триллера.
На этот раз авторы не стали концентрироваться на одном кощунственном факте истребления животных, а попытались объять почти необъятное, переходя от нелегальной торговли акульими плавниками в Гонконге к массовому вылову скатов в Индонезии, от заводов, выбрасывающих углекислый газ в атмосферу и провоцирующих этим окисление океана, к стадам ничего не подозревающих коров, каждая из которых, оказывается, ежедневно выделяет до 20 литров метана, способствуя, тем самым, глобальному потеплению...
У экспертов, которые снимаются в фильме, глаза часто на мокром месте. Исследователи морских глубин верят, что у морского дьявола есть душа, современные художники признаются в любви к планктону и каракатицам, а сам Луи Сайхойос заключает, что «каждая свеча важна». Действительно, пассионарная страсть создателей картины передается на экран, а с экрана — аудитории. Поэтому фильм получил максимальный балл документального конкурса по итогам зрительского голосования. Однако, эффект от просмотра «Гонки» быстро испаряется, подобно эффекту от любой, даже качественной, искренней и исключительно благожелательной, но всё же пропаганды.
Единственный российский фильм не только конкурсной, но и всей документальной программы 37-го ММКФ рассказывает о жизни крошечной рязанской мастерской по производству дешевой интерьерной живописи.
Перед показом продюсер картины Алексей Ханютин заявил, что «ранее никогда еще камера не заглядывала на этот – самый низкий – этаж современного художественного рынка», что, вероятно, является лукавством в контексте мирового кино. Рынок дешевого искусства, копирующего давно признанные работы или просто направленный на примитивные потребительские запросы, развит далеко не только в России, и документалисты разных стран просто не могли пройти мимо такой благодатной темы в том или ином виде.
К слову, совсем скоро должен выйти полнометражный фильм молодых режиссеров и продюсеров Хайбо Юй и Тяньци Юй, который весь прошлый год питчинговался на престижных кинофорумах, таких как MeetMarket в Шеффилде, Asian Side of the Doc в Чэнду, IDFA Forum в Амстердаме и других. Рабочее название ленты — «Китайский Ван Гог», фильм снимался несколько лет в деревне Дафен, населенной более, чем 5 тысячами художников, работающих в 600 мастерских и производящих более 5 миллионов картин в год с целью их последующей продажи на уличные вернисажи, в магазины, рестораны и отели по всему миру. Многие трудяги этой деревни имеют дипломы престижных художественных академий, но не могут найти более солидную работу, чем клепать десятки однотипных картин в день. Именно этим на протяжении 17 лет занимался и главный герой китайского фильма, однако, теперь он решает открыть свою галерею и начать рисовать собственные оригинальные произведения, а главная мечта его жизни — посетить Нидерланды, родной город Ван Гога, чтобы увидеть настоящие работы легендарного импрессиониста.
В сюжете фильма Елены Ласкари «Ларисина артель» происходит нечто похожее — в конце фильма героини едут в Третьяковскую галерею и рассматривают там оригиналы работ Шишкина и Поленова, которые до этого им в жуткой спешке приходилось копировать для жаждущих искусства клиентов. Качественно и вполне профессионально снятая киноработа, однако, сама напоминает в большей степени набросок, чем серьёзное кинополотно. По всей видимости, для более глубокого погружения в мир артели банально не хватило съёмочного времени. Некоторые второстепенные персонажи и вовсе выглядят не естественно, будто их поведение модерируется режиссером, как, кстати, и вся финальная поездка из Рязани в Москву, представленная в монтаже единым эпизодом, но снятая явно в два захода — сначала на экскурсию съездил весь коллектив художниц, а затем — отдельно одна из главных героинь, непризнанная и талантливая Валя.
Неприлично игровая и дорогая картина американца Родни Ашера основана на буквальной реконструкции ночных кошмаров 8 человек, страдавших или страдающих сонным параличом. Ситуации, описываемые в интервью, до банальности похожи одна на другую, постановочные сцены тоже топчутся на одном месте, и параллельно над этой схваткой витает дух Фредди Крюгера, пытаясь нагнать на зрителя еще больше ужаса.
Несмотря на отличное техническое исполнение (эффектный долби-звук и высокое качество изображения, будто предназначенные для IMAX экрана 2-го зала кинотеатра «Октябрь»), складывается ощущение, что режиссер, в попытках повторить успех своей предыдущей работы «Комната 237», в которой он размышлял о разнообразных интерпретациях культового фильма «Сияние» и также скрещивал хоррор с неигровым кино, здесь что-то серьёзное упускает. Впрочем, зрители, реально страдающие разными нервными расстройствами во время сна, без сомнений, найдут для себя интересные аллюзии в этом фильме. Получат ли какую-то пользу зрители, ничем таким не страдающие, — большой вопрос.
Концептуальный художник, музыкант и режиссер документальных фильмов из Дании Майкл Мэдсен недалеко уходит от своего американского коллеги по части любви к выдумкам, длительным интервью и красочным игровым постановкам. В своей космической фантасмагории «Пришествие» он конструирует ситуацию прилета на Землю инопланетян и пытается понять, готово ли человечество к первому контакту с пришельцами. Конечно, всё это происходит, скорее, в форме игры, а не реальной «пожарной тревоги», поэтому градус, с которым фильм начинается, совсем скоро спадает, а зрительское внимание начинает запутываться в философской паутине сослагательных наклонений и прочих условностей.
Примерно треть зала была усыплена во время просмотра еще и благодаря сверх-замедленной съемке, которая используется на протяжении всего повествования. Прерывают её лишь интервью фронтально сидящих перед камерой представителей различных космических комитетов из ООН, NASA, Агентства по связям с внеземными цивилизациями, среди персонажей фильма есть даже адвокат, разрабатывающий соглашение между людьми и инопланетянами. Все эти эксперты дают понять, слажено ли сработают специальные службы, хорошо ли продуманы средства против паники населения, не упадут ли духом ответственные государственные лица в случае появления межпланетного разума.
Парадоксальным образом «Пришествие» вызывает стойкие ассоциации с последним фильмом Годфри Реджио «Посетители». Эти параллели, конечно, не ограничиваются одним корнем в названии этих картин — The Visit и Visitors, а возникают еще и благодаря похожему посылу авторов и общей заторможенно-медитативной атмосфере. К тому же, и Реджио, и Мэдсен переворачивают роль своей аудитории, моделируя ситуацию, будто зрители их фильмов — и есть пришельцы. Впрочем, разница между этими работами также ощутима: «Пришествие» всё время пытается интриговать, а «Посетители» изначально настраивают на философский лад, не претендуя на сюжетность и какую-либо информативно-прикладную пользу.
Опытный режиссер, посвятивший большую часть своих фильмов теме музыки, Джулиен Темпл создаёт киноколлаж о жизни, а точнее о преждевременном прощании с жизнью, легендарного музыканта из Великобритании Вилко Джонсона. Полтора часа главный герой рассуждает о том, как, на самом деле, не страшно и даже в определенном смысле прекрасно умирать, если ты — панк-рокер, ты знаешь свой диагноз и даже отпущенный врачами срок.
Картина состоит из кадров трёх интервью с Вилко, снятых в разных местах в разное время, хроники его концертных выступлений и огромного количества кадров из самых разных фильмов. Эти киноцитаты, являясь главными выразителями мыслей и чувств режиссера, наверняка, понравятся синефилам, поскольку по ним интересно разгадывать известные кинопроизведения прошлого и пролагать, благодаря им, свои собственные смыслы и параллели.
Настораживает, однако, однообразность приёмов и многократные повторы одних и тех же, пусть и вдохновляющих, истин. Увы, от монотонности повествования не спасает даже мощнейшая харизма главного героя — эдакого британского Петра Мамонова — который настолько раскрепощен и открыт режиссеру и аудитории, что готов переодеваться в костюм смерти, разговаривать сам с собой и вообще играть в самые разные игры.
Почти двухчасовая картина опытного документалиста Ду Хайбиня создает точный, объемный и искренний портрет китайского подростка в момент становления его личности, следуя за ним на протяжении трёх лет и фиксируя все переломы в его мироощущении. Такое приближение к герою и глубокое антропологическое погружение в реалии современного Китая особенно выделяют этот фильм из всей конкурсной программы.
На экране происходит столь ценное для любого документального фильма явление, как изменение героя на глазах у зрителей. Понимание того, почему и как происходят эти перемены, помогает понять и уникальную атмосферу, царящую в китайском обществе в наши дни.
Финансово поддержанный многими кино-организациями, такими как: Институт Сандэнса, Азиатский Кинофонд и американская Корпорация общественного вещания, «Юный патриот» уже успел в этом году принять участие на престижном Фестивале документального кино в британском Шеффилде и получить приз жюри на МКФ в Гонконге. Однако, картина не станет однозначным хитом, каким в своё время оказался, например, китайский «Последний поезд домой» Фань Лисиня — для этого «Патриоту», увы, не хватает драматургической и визуальной стройности.
Захватывающий фильм режиссера Мэттью Хейнемана и оператора Мэтта Поруолла по праву заслужил главный приз документального конкурса — картина выделялась по всем параметрам: накал сюжета, киногеничность персонажей, виртуозная операторская работа, постоянное ощущение близкой опасности и вообще интересная, малознакомая тема — отряды самообороны, борющиеся против наркоторговцев в Мексике и в США.
Одни охарактеризуют жанр фильма как вестерн, другие — как триллер, кто-то найдет в фильме сходство с сериалом «Во все тяжкие», для кого-то его атмосфера местами напомнит знаменитую «Безумную жизнь» Кристиана Поведы. Помимо всего прочего, «Земля Картелей» являет собой важное для всей мировой киноиндустрии явление — документальный фильм, снятый исключительно путем длительного кинонаблюдения, не прибегающий к столь любимым американскими документалистами студийным интервью и реконструкциям, при этом демонстрирующий истинный голливудский высокий стиль в плане самой истории и качества её исполнения. Во многом, это стало возможно в последнее десятилетие, благодаря многочисленным технологическим скачкам в сторону удешевления и облегчения видеоаппаратуры с одновременным повышением её качества. Мэттью и Мэтт снимали свой фильм вдвоем при помощи ручных камер Canon C300 и двух основных объективов на протяжении 9 месяцев в Мексике и 7 месяцев в американском штате Аризона. Неоднократно авторы подвергались опасности, а эти самые камеры, по их словам, претерпевали падения, песчаные бури, проливной дождь и даже стрельбу. Для некоторых специальных кадров использовался длиннофокусный объектив, фотоаппарат с функцией ускоренной съёмки и дрон для кадров с воздуха.
Документалисты, стремящиеся улавливать реальность максимально эффектным для зрителя образом, понимают, что отныне в их силах создание произведений, способных конкурировать с игровым кино не только на фестивалях, но и в кинотеатрах, именно благодаря кинематографическим свойствам этих работ, а не политическим, социальным и провокационным, как это было ранее. Нет никаких сомнений, что «Земля Картелей» будет успешна в американском прокате, получит еще не один приз на фестивалях и, скорее всего, попадет в список номинантов на «Оскар» 2016.