В 2009 году на экраны вышел добрый и поучительный мультфильм
Роберта Земекиса «Рождественская история». Главный герой, Эбенезер Скрудж, жадный до невозможности делец и ожесточившийся скупердяй любит только одно — считать каждую монетку. Мир его темен и недружелюбен. Он ненавидит всё и всех, а более всего — радость и праздники. Единственная цель его жизни — приумножение своего капитала. Жажда денег обесчеловечивает героя, леденит его сердце и лишает сострадания. Он насмехается над любовью и Рождеством.
Но в такой праздник всегда происходят чудеса. И даже у такого человека появляется шанс измениться. В Сочельник Скруджа навещают три духа Рождества. Первый дух показывает старику прошлое, в котором он любил жизнь, а не деньги. Второй дух показывает Скруджу его очерствение и падение. А третий олицетворяет будущее: одинокую смерть героя и безразличие окружающих к случившемуся. Это приятное, но и одновременно пугающее путешествие по светлому прошлому, серому настоящему и мрачному будущему заставляют старика иначе взглянуть на положение вещей и кардинально поменять свою жизнь.
«Вкусно» и подробно передана и праздничная, и мрачноватая атмосфера Англии викторианской эпохи. В мультфильме яркие, живые персонажи, в которых сразу же узнаются актеры, подарившие героям свои голоса:
Джим Кэрри,
Гэри Олдман,
Колин Фёрт, Кэри Элвис,
Боб Хоскинс. На них устанавливались специальные датчики, и созданный анимированный персонаж с точностью повторял движения и мимику артиста. Земекис создал нечто среднее между игровым кино и анимацией. У него получился зрелищный, точно проработанный, щедро сдобренный деталями и спецэффектами увлекательный мультфильм.
Кому-то может показаться, что если фильм анимационный, то он непременно создан для детей. Но у «Рождественской истории» глубокий философский смысл: нужно научиться понимать, насколько важно делать добро, успеть научиться делать его при жизни. И никакие заработанные деньги не избавят от наказания за грехи. А Эбенезеру Скруджу выпадает шанс увидеть свои ошибки и попытаться исправить их. Пока есть время.
В версии от режиссера
Дэвида Хью Джонсона Скруджа, который давно никого и ничего не любит, кроме своих денег, играет
Патрик Стюарт. Его герой строг, груб, даже жесток к своему верному подчиненному, племяннику, к каждому живому существу, в том числе и к себе самому.
В канун праздника ему являются три духа Рождества: прошлых лет, нынешнего года и следующих. И Скрудж вспоминает, каким он был, каким бессердечным стал и каким отвратительным останется. Когда-то он был полон надежд, любви и энтузиазма. Но сердце его начинает черстветь. На место любви приходит холодный расчет. Третий дух показывает ему смерть. Смерть противного старика, которой все радуются. Скрудж понимает, что за всю жизнь он никому не сделал добра. И из жадного и противного старика превращается в добряка.
Трогательная и грустная экранизация, сочное и богатое воссоздание духа Рождества в Англии 19 века, от которой становится тепло и уютно. «Духи Рождества» — классическая версия новеллы Чарльза Диккенса. Сюжет максимально приближен к первоисточнику. Благодарю игре Патрика Стюарта Скрудж внушает отвращение. Режиссер показывает зрителю печальную исповедь всего общества: бездушие, жажда наживы, жестокосердие. Но и дарит надежду на исцеление от этого ледяного недуга. Эбенезер Скрудж, наблюдавший за собой со стороны, ужасается и сразу же меняет свое отношение к окружающим, к жизни и себе. Он начинает раздавать деньги и делать людей немного счастливее. Это один из тех фильмов, что соберет семьи вместе и напомнит, что важнее всего в этом мире.
Рождество всегда дарит радость, тепло и волшебство. Но даже оно не может смягчить ледяное сердце такого черствого персонажа, как магнат Фрэнк Кросс. Он очень богат. Но его не интересует ничего, кроме денег. Он безжалостен и хладнокровен. И сверхъестественные силы решают его перевоспитать. В игру вступают призраки прошлого, настоящего и будущего Рождества.
Комедийная и сумбурная фантазия Ричарда Доннера по мотивам «Рождественской песни» Диккенса вышла в далеком 1988 году. Вместо Англии 19 века — американские улицы, небоскребы, торговые центры. Все горит и переливается веселыми огоньками, украшено гирляндами, везде задорно скачет «Jingle Bells». Любимое время – канун Рождества. Все веселятся, докупают подарки, радуются.
Но только не Фрэнк Кросс (
Билл Мюррей). Киномагнат равнодушен к празднеству, не имеет друзей, не общается со своим братом, увольняет сотрудников налево и направо, запросто так лишает их премии, унижает. Дарит подарки он только потому, что этот пункт предусмотрен контрактом. И ему нет никакого дела ни до своего поведения, ни до чего. А единственная радость его жизни — высокие рейтинги и многочисленная аудитория его канала.
Канун Рождества — время волшебства. И в жизнь Фрэнка вмешиваются рождественские призраки — дух прошлого в лице жутковатого оголтелого таксиста с сигаретой в почерневших зубах, настоящего — фея в розовом платьице с блондинистыми кудрями, отвратительным голосом и садистскими наклонностями, и дух будущего Рождества — мрачный черепоголовый призрак, закутанный в черную мантию. И новые «друзья» Фрэнка ярко показывают ему, каким он был, каким стал и как к нему относятся окружающие. И он с удивлением понимает, что его любит только родной брат.
Герой Билла Мюррэя — олицетворение названия картины «Scrooged», ведь scrooge – это скряга. Он не просто жаден, как Скрудж в других экранизациях, он совершенно равнодушен и нелюдим. Но Билл Мюррэй – слишком живой для такого капиталистического монстра. Ему удалось показать своего героя не просто бездушным, а еще и несчастным, до дрожи одиноким. Даже Фрэнк Кросс замирает и расплывается в подобии улыбки, когда встречает свою давнюю и единственную любовь, Клэр. И до хрипоты крича «Я хочу жить!», Фрэнк врывается в телеэфир и толкает теплую воодушевленную речь о чуде и добре. Все радуются, все счастливы. Занавес.
Назвать комедию
Ричарда Доннера мрачной не поворачивается язык. Это и не комедия, а цветная и веселая насмешливая фантазия с элементами драмы. Удачная и легкая иллюстрация старой классической сказки об очень простых, добрых, но редких сейчас вещах: о чудесах, которые наступают только тогда, когда мы сами готовы дарить радость, и о том, что внутреннее тепло греет не только тебя, но и тех, кто рядом и кто сам делится с тобой любовью.