Максим Марков | Бумажные комиксы. «Бэтмен» Фрэнка Миллера: «Год первый»

19.11.2019 21:18, внесены изменения 19.11.2019 21:54

Легендарный комикс Фрэнка Миллера и художника Дэвида Маццукелли «Бэтмен: Год первый» – та самая вещь, которую в мифологии Готэма можно назвать краеугольной. Здесь Бэтмен только-только выходит на тропу войны.


В начале января в Готэм, где коррумпированные копы чувствуют себя «как сыр в масле», а бандиты не стесняются проворачивать свои дела прямо у них под носом, разом приезжают лейтенант Джеймс Гордон и 25-летний Брюс Уэйн, последнюю дюжину лет проведший за границей. Гордон пусть и с изрядным пессимизмом, но настроен на честную работу «в этом городе, лишённом надежды», а у Уэйна большие планы, связанные с местью за давнюю гибель его родителей. К декабрю они поймут, что им следует двигаться в заданном направлении вместе…



Сегодня рецензировать эту книгу не просто: выйдя в 1987-м году, она повлияла на всю дальнейшую судьбу своего главного героя. Это не значит, конечно, что все последующие рассказчики историй о Бэтмене непременно следовали за Миллером, но и притвориться, что его не было, они тоже никак не могли. В последние годы об этом романе вспоминают в первую очередь в связи с кинотрилогией Кристофера Нолана, успех которой во многом связан с мрачной атмосферой, реалистичным подходом и серьёзностью повествования – не без оснований считается, что Нолан позаимствовал свои важнейшие ингредиенты именно у Фрэнка Миллера.

Хотя послесловие Дэвида Маццукелли (примечательно, что не написанное, а нарисованное им в виде комикса) свидетельствует о том, что реализм в этом жанре приживался не без вопросов, причём вопрошали «Не перестарались ли мы?» сами авторы. «Добавить реалистичности миру супергероев – неплохой эксперимент, но в целом, наверное, не самая удачная идея, – писал художник в 2005-м. – Чем более реалистичны супергерои, тем менее они убедительны. Требуется тонкий баланс».


А чуть ранее, на предыдущей странице, он же описывал основное препятствие, стоящее на их с Миллером пути, говоря, что Бэтмен «сам до сих пор маленький мальчик в теле взрослого. {…} Поэтому Женщина-кошка так опасна: она представляет собой взрослую жизнь, к которой мальчики ещё не готовы. {…} Супергероям лучше всего живётся в своём подростковом мире».

Спустя десять лет мы являемся свидетелями тому, что кинематограф сумел развести два полярных подхода по разные стороны: мрачная и реалистичная манера осталась за экранизациями «DC Comics», подростковый инфантилизм прибрали к рукам продюсеры из «Marvel». Самому жанру комикса это, впрочем, никак не помешало: кассу собирают и те фильмы, и эти, а графические истории как выходили большими тиражами, так и выходят. И зачастую так бывает, что их читают и смотрят одни и те же люди.


«Бэтмен: Год первый» не отменяет, естественно, других реинкарнаций героя, которых и на русском языке за последнее время вышло предостаточно. Но поклонники готэмской мифологии поймут существование разночтений и подобному изобилию только порадуются. Относясь к детищу Миллера как к незыблемой классике, сейчас они смогут открыть для себя (или не без удовольствия обновить в памяти) сюжет, за три десятилетия, прошедшие с момента его задумки, не растративший, в принципе, своей актуальности. Как и главного посыла, сконцентрированного в высказывании Фрэнка Миллера о своём герое:

«В каком-то смысле он хочет сделать так, чтобы его, Бэтмена, не существовало. Бэтмен – это герой, мечтающий о мире, который в нём не нуждается».


Добавим к этому, что Джеймс Гордон выступает здесь весьма бравым дядькой, который пусть и излишне переживает за беременную жену, любящую Рахманинова, но без особых проблем расправляется с «зелёным беретом» и начинает крутить интрижку с красоткой-коллегой. А Селина Кайл в первый раз появляется не просто в латексе, но ещё и с плёткой (как раз эту деталь её биографии издательству пришлось потом тщательно «замарывать»). На их фоне порой слегка блекнет сам Брюс Уэйн, то и дело канючащий об утрате контроля над ситуацией, – что, впрочем, не становится минусом, а напротив, придаёт роману дополнительной интриги.

Как водится, подобного рода издания помимо оригинального произведения содержат также немало дополнительных материалов. Выдержки из сценария Фрэнка Миллера знакомят нас с его скупой манерой изложения (совсем не похожей на детальные описания Нила Геймана, к примеру), заставляя даже удивиться подробному описанию комнаты Селины, где автор просит повесить «плакаты Марлен Дитрих, Барбары Стэнвик, Греты Гарбо, Мэрилин Монро и других секс-символов классики». В свою очередь наброски Дэвида Маццукелли позволяют, среди прочего, узнать, что прототипом его Бэтмена выступил легендарный Грегори Пек, а также, при сравнении с переведённой страницей, выяснить, наконец, как звучит в оригинале знаменитое «ТРАТАТРАТАТРАТАТРАТАТРАТА».


Первая публикация – 1 сентября 2015 года

8986

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×