Рецензия на фильм «Девятаев»

filmz

На экранах уже вторую неделю гремит военная драма Тимура Бекмамбетова «Девятаев». Легшая в основу сюжета история основана на реальном событии, рассказывающем о героическом побеге из фашистского плена советского летчика. В арсенале: захватывающие воздушные бои, ужасы концентрационного лагеря, мужская дружба и никакой любви.

Во время очередного воздушного боевого задания пилот истребителя Михаила Девятаева терпит крушение на территории, оккупированной нацистскими войсками. Герою удаётся чудом спастись. Эйфория от спасения, правда, длится недолго — Девятаев попадает в фашистский плен. В военном училище для пленных Девятаев встречает своего близкого друга Николая Ларина (единственный персонаж не существовавший на самом деле, придуманный специально для остроты сюжета), который считался героически погибшим. Ларин, приняв от фашистов предложение остаться на стороне советского врага, теперь обучает пленных Красной Армии управлять немецкой воздушной техникой. Перебежчик и предатель Советского Союза впоследствии сыграет немаловажную роль в жизни Девятаева и его героическом побеге из концентрационного лагеря смерти, на территории которого эсэсовцы разрабатывали военную ракету нового поколения «Фау-2».

Популярный в Восточной Европе и не менее известный на Западе режиссёр Тимур Бекмамбетов, отвлекшись от «скринлайфов», наконец, решил вновь размяться в экшн-жанре, прославившим его на весь мир. В этот раз постановщик разделил режиссёрское кресло с одним из своих постоянных операторов Сергеем Трофимовым («Ночной дозор», «Дневной Дозор»). Главную роль в «Девятаеве» исполнил Павел Прилучный, которого зритель привык лицезреть в амплуа молодых, дерзких и богатых. Актер, как ни странно, смотрится в кадре довольно органично, даже убедительно (даром, для его персонажа использовали нейросеть, которая преобразила внешность артиста до неузнаваемости).

Еще одной новой технологией, опробованной в картине, стала комбинация реальной съемки с компьютерной игрой. В ряде боевых сцен Прилучный сражался в авиа-симуляторе «War Thunder» вместе с реальными геймерами, которые подключались к бою из разных уголков мира. Амбициозность творческого подхода тут, конечно, может нагнать достаточно скепсиса. Однако во время просмотра сомнения в компетентности авторов в одночасье развеиваются. Камера оператора Елены Ивановой не без изящества фиксирует схватки между боевыми истребителями. Энергичный монтаж не дает заскучать.

Рассказывая о судьбе Девятаева, создатели, словно руководствуются популярными строчками из песни: «Первым делом, первым делом — самолёты, ну, а девушки, а девушки — потом». В картине, кажется, неслучайно отсутствует романтическая любовная линия, которая всегда была неотъемлемой частью сюжета практически каждого российского фильма — «Девятаев» сконструирован без единой лишней сцены, способной забуксовать ритм повествования.

Благодаря группе талантливых сценаристов, которые постарались максимально детально воссоздать легендарный подвиг, герои в фильме не выглядят картонными, как обычно случается в большинстве российских агиткартинах наподобие «Т-34». Перед нами одна из немногих крупнобюджетных отечественных военных драм, которая не преследует цели пробить патриотические чувства внутри своего зрителя и заставить бежать записываться в армию России. В фильме не услышишь набивших оскомину фраз «за Родину!», тут нет привычной в такого рода картинах политики и пропаганды, а в качестве врагов выступают не только фашисты, но и советские солдаты (одного из таких превосходно изобразил Дмитрий Лысенков).

«Девятаева», наверное, можно было бы назвать совсем идеальным блокбастером. Но чтобы сделать это с абсолютной уверенностью, пожалуй, стоит дождаться режиссерской версии фильма, которая должна выйти на новорожденном российском стриминге KION. В театральной версии ленты, увы, отсутствует большой кусок сюжета, по всей видимости, посвящённый нквдшным допросам и двенадцатилетним скитаниям Девятаева по советским тюрьмам (вернуться живым из плена во времена ВОВ приравнивалось к измене родине). Несмотря на некоторые неровности, впрочем, хочется признать, что «Девятаев» в целом сделан довольно мастерски. Очевидно, отдавая дань уважения не только всем героям Великой Отечественной войны, но и классике советского кинематографа (стилизация титров и музыка, например, отсылает нас к нетленной классике Григория Чухрая «Чистое небо»), авторам удалось без запинок и с выражением рассказать действительно увлекательную историю борьбы между совестью, честью и искушением.

Читайте также:

Рецензия на фильм «Гнев человеческий»
В кинотеатрах стартовал прокат новой ленты Гая Ричи – криминального боевика с «матрешечной» структурой сюжета, узнаваемым авторским почерком и пышущим маскулинностью Джейсоном Стэтемом в главной роли...

Рецензия на фильм «Мортал Комбат»
Вторая попытка приспособить легендарную видеоигру к киноэкрану. На этот раз с рейтингом «18+»..,

Рецензия на фильм «Годзилла против Конга»
В прокат вышел четвертый фильм киновселенной MonsterVerse, в котором сражающиеся насмерть Годзилла и Кинг Конг потопят американский флот, под неоновыми огнями разнесут Гонконг и столкнутся с роботизированной версией кайдзю...


Все новости