Максим Марков | «Левиафан», разобранный по косточкам: восьмая глава
Восьмая глава рассказа Андрея Звягинцева о том, как шла работа над «Левиафаном», позволяет раз и навсегда запомнить, что такое кинематографическая «восьмёрка», - но здесь я про неё повторяться не буду, так как выделяю лишь факты, касающиеся непосредственно съёмок данной конкретной картины.
- Отбирая тома для книжной полки, Звягинцев предпочёл там видеть «что-то такое непритязательное» - не Мишеля Фуко или Ницше, а Бориса Полевого, Пушкина и учебники за шестой класс.
- Решение обставить веранду множеством горшков с цветами выдвинул художник фильма Андрей Понкратов. Однако с цветами пришлось в итоге намучаться, так как ближе к холодам «они подмёрзли и стали потихонечку увядать». Погибшие цветы были заменены свежими.
- Цветовое решение костюмов главных героев было следующим: холодные, темно-синие, голубые тона – у Дмитрия («столичный, залётный, прохладный»); землистый тон, зелёный, бурый, коричневый – у Николая («человек земли»).
- Работа над эпизодом, в котором Дмитрий показывает папку с найденным компроматом, шла в один из первых съёмочных дней Владимира Вдовиченкова. Его крупный план снимали двадцать шесть - двадцать восемь дублей подряд.
- В папке, привезённой героем Вдовиченкова, лежали копии настоящих документов и «даже фотографии, которые к ним прилагались: тела убитых и прочие ужасы». Они были сделаны ассистентом режиссёра по реквизиту Александром Лозовским благодаря знакомству с одним следователем, предоставившим ему для сканирования уже ненужные дела. Фотографию Романа Мадянова в образе мэра, однако, в папку вкладывать не стали.
- Слово «фаберже» в его обновлённом значении подслушано Андреем Звягинцевым в разговоре с человеком, вхожим «в самые высокие» круги: тот употреблял это понятие в рассказе «о компромате как о самом эффективном инструменте воздействия в их среде».
- Зеркало, в котором во время разговора отражается Елена Лядова, специально доворачивали так, чтобы в него не попала съёмочная группа.
- Обращённая к Лиле просьба Дмитрия плеснуть ему чаю родилась уже на площадке и была предложена актёру режиссёром для некоторого оживления сцены. Лядова об этом была не предупреждена, но в кадре отреагировала как надо: отошла к чайнику. Соответствующие звуки – «чашки, наливания, клацанья ложечек» – были добавлены позже в шумовой студии.
- Во время съёмок фильма режиссёр жил на втором этаже многоквартирного дома, стоящего на противоположном берегу от главной декорации.
- Когда жители Териберки пришли посмотреть привезённую им готовую картину, один из зрителей отметил, что в клубе, в котором все собрались, кино в последний раз показывали двадцать пять лет назад. Сам клуб также расположен на противоположном берегу от дома Николая.
P.S. ООО «Нон-Стоп Продакшн» особо просит указывать на то, что сделанные мною скриншоты могут использоваться только в рамках настоящего проекта.