Максим Марков | Кабы я была царица («Оскар» моими глазами)

28.02.2016 15:00


Забава выставлять перед «Оскаром» списки своих предпочтений многим уже поднадоела, что справедливо, так как делать прогнозы с оглядкой на решения Гильдий научился уже каждый, а список из разряда «Я проголосовал так» по-настоящему интересен лишь в том случае, когда ты действительно отправил анкету по адресу Американской киноакадемии. Но ежели членского билета у тебя нет – так ли уж важно твоё личное мнение?.. Был бы ты ещё не Капитан Очевидность, а профессионал в технических номинациях, способный со знанием дела объяснить заслуги тех или иных мастеров (незаметные, быть может, невооружённому взгляду); но какой толк от фразы «мне это понравилось больше, чем то»?..

Тем не менее, зараза эта прилипчивая и так просто от неё не избавиться; и вот я вновь сам для себя ставлю галочки – не для обсуждения и споров, а просто для того, чтобы зафиксировать в памяти собственные приоритеты. Это ни в коей мере не прогноз и не виляние хвостом (мол, получит один фильм, но заслуживает другой); это исключительно моя субъективная оценка составленного далёкими от нас академиками списка. Который столь же далёк от совершенства хотя бы уже потому, что фактически проигнорировал «Молодость», «Убийцу» и ряд других, не менее заслуживающих награды фильмов; но чего нет, того нет – и выбирать придётся из того, что имеется.

ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ / ЛУЧШИЙ РЕЖИССЁР
Восьмёрка разделилась поровну между «большим голливудским кино» и условно «маленькими независимыми хитами». Меня покорили первые и оставили равнодушным вторые. Возможно, это вина «пираток» - потому как четыре «больших» фильма своевременно вышли на большом экране, а с «маленькими» наши прокатчики ежегодно и намеренно тормозят.
Отдавая должное Спилбергу и Скотту (и не намереваясь прощать Киноакадемию за их отсутствие в режиссёрской пятёрке), я выбираю всё-таки между «Безумным Максом» и «Выжившим» - которые очень похожи в своей сюжетной лаконичности и принципиально разняться в художественном воплощении. «Выживший» - шедевр, но мой голос – за «Макса», так как Миллер сделал то, что в последние годы я в кино ценю, пожалуй, более всего: он меня удивил.


Амбиции Иньярриту были очевидны с самого первого его фильма (я, кстати, прекрасно помню тот день, когда его нам показали впервые), и можно только радоваться тому, что в итоге они оказались подтверждены талантом - в чём я довольно долго сомневался. Но от Миллера я вовсе ничего не ждал, так как не являлся поклонником оригинальной трилогии; и вот то восхищение, которое охватило меня во время просмотра нового «Макса», дорого мне безмерно.
Сегодня редкая картина может именно что удивить: все ходы расписаны, все шаблоны известны; но сделать столь масштабный фильм из фразы «Ехали туда, поехали обратно» - это, на мой взгляд, колоссальное достижение, свидетельствующее о неисчерпаемой фантазии автора. Известно, что Параджанов всё хвалился, что способен поставить кино даже на основе одного афоризма, снять полный метр, основываясь на единственной фразе; часто шутят и про экранизацию телефонной книги. Джордж Миллер приблизился к этому, кажется, как никто другой – и поэтому моё сердце с ним и с этим его фильмом.

МУЛЬТФИЛЬМ
Душевная неприязнь к «Пиксару», захватившему планету своей якобы «гениальностью» (они же так сами про себя и пишут в рассылках: «очередной наш гениальный мультфильм»), и память о том, как я ждал «Головоломку» после тестовых роликов и как она меня обманула в готовом виде, заставляют меня пристальнее всмотреться в четыре прочих названия. На самом деле, конкуренция здесь очень сильная – и не будь у «Пиксара» такой долбящей мозг рекламы, ситуация отнюдь не выглядела бы предсказуемой.
«Барашек Шон» пленяет своей рукотворностью, «Мальчик и мир» - незамутнённой «детскостью», «Воспоминания о Марни» - красками и нравственным посылом. Сложнее с «Аномализой», которая, в принципе, могла бы быть и обычным игровым фильмом – но кто б тогда обратил на неё внимание?.. Но даже если и её вычесть, всё равно останется три кандидата, каждый из которых достоин награды.
И чтобы не разрываться, пожалуй, я для себя выберу «Мальчика и мир» - в благодарность за то, что он нагляднее всего возвращает зрителя к первозданному листу бумаги, на котором из каляк-маляк рождается подлинное искусство.


ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ
Из пяти фильмов видел четыре – за что в первую очередь спасибо, кстати, Московскому фестивалю: если «Оскар» вновь получит участник нашего конкурса, это же ого-го как круто для отборщиков будет (ещё бы с игровым кино также – хотя у нас случился как-то год, когда половина конкурса была выставлена своими странами на иноязычное соревнование). Оппенхаймер должен был получить награду ещё за первую серию – и хотя «Взгляд тишины» во многом кажется повторением пройденного (впрочем, в том и соль), это для меня самая сильная и убивающая картина.

ЛУЧШИЙ АКТЁР
Один критик высказался о ДиКаприо в том духе, что он нынче как рак на безрыбье: хороших мужских ролей не было, вот он, наконец, и пробился. Это тот самый бред, после которого можно более не читать этого критика. Пятёрка 2015-го года как раз очень и очень достойная, всё это бенефисные роли, ярчайшие «спектакли одного актёра» (даже при наличии блестящего поддерживающего ансамбля). Но смешно уже доказывать, что Леонардо лучший. Он был лучшим всегда, это величайший актёр своего поколения, рядом с которым попросту некого поставить. В «Выжившем» он просто сыграл (или прожил) ту роль, что полностью попадает под неписаные «правила» Академии, и уже потому все его блистательные и не менее отважные конкуренты отпадают.


ЛУЧШАЯ АКТРИСА
Мне мало (почти совсем не) нравится Дженнифер Лоуренс, но в данной пятёрке мне ближе именно её роль – хотя бы потому, что это характер с максимально выписанной амплитудой. Здесь есть огромный охват – кем была, кем стала; здесь есть подлинная человеческая судьба – а потому и яркие переживания. Попросту говоря, здесь есть, что играть, в то время как все прочие образы решены на минимализме «внутренних переживаний». Я вообще удивлён тому, что «Джой» получила одну-единственную номинацию, в то время как прошлые ленты Расселла (нравившиеся мне куда меньше, если не сказать – не нравившиеся вовсе) имели их целую россыпь.
«Проблема» Лоуренс в том, что она свой «Оскар» уже имеет, и подобных случаев в истории полно: когда награду впопыхах давали просто за то, что ты есть, и молчали потом, когда появлялось нечто действительно стоящее. Удручает и неистребимая любовь пожилых академиков к молоденьким девушкам: как известно, двадцатилетние «юбки» получают «Оскар» куда чаще «штанов»-сверстников. Я не имею ничего против Бри Ларсон, но ведь очевидно, что в последние два года её тянут на премию ровно так же, как до этого тянули ту же самую Лоуренс; сейчас ей дадут ещё какую-нибудь франшизу – и давай, сияй личиком. Её роль в «Комнате» из разряда «как за это не дать», но за что «за это»?.. Тут не роль «Оскар» получает, а предлагаемые обстоятельства, и это, на мой взгляд, не совсем честно.

ВТОРОЙ ПЛАН / М
Грядущая победа Сталлоне, конечно, смехотворна, так как не имеет никакого отношения к актёрскому мастерству: победит пресловутая голливудская мечта, экранная легенда и т.п. Для пиара это прекрасно, но для авторитета премии – убийственно; вернее, было бы убийственно, не будь «Оскар» уже так давно «Оскаром».
Я же разрываюсь между «жирно сыгранным» героем Тома Харди – я попросту не узнал актёра в «Выжившем», отчего буквально онемел на финальных титрах, и Марком Райлэнсом – который из крохотных нюансов сумел создать бриллиантовый образец классической игры. Хотя нет, «разрываюсь» - это уж слишком сильно сказано; конечно, Райлэнс в этой пятёрке для меня бесспорен.


ВТОРОЙ ПЛАН / Ж
2015-й год Алисия Викандер начала в статусе, когда приходилось объяснять, кого ещё она сыграла до «Седьмого сына»; и совершённый ею с января по январь прорыв ещё, быть может, войдёт в учебники. Продюсеры ей, конечно, подкузьмили в том плане, что в погоне за «верной» статуэткой понизили актрису в статусе: серьёзный разбор со всей очевидностью покажет, что в «Девушке из Дании» главная роль у неё, а не у Редмэйна (аналогично обошлись и с Руни Марой – и эти два примера в один год довольны позорны для «Оскара»).
Между тем Кейт Уинслет несимпатична мне вовсе; после «Чтеца» я её попросту ненавижу. Но если поверить в то, что премии раздаются не за обаятельное личико, а за сыгранную роль, то придётся, зажав зубы, голосовать не за симпатяшку Алисию, а за эту неприятную Кейт - потому как в «Стиве Джобсе» она сыграла безукоризненно отменно. Это именно тот «второй план», без которого заметно «просел» бы первый.

СЦЕНАРИЙ
Меня возмущают обе номинации, потому как, на мой взгляд, они весьма слабо отразили реальную картину прошлого года – и позабыли как минимум парочку выдающихся в своём роде примеров. Но из того, что есть, я бы выбрал «Шпионский мост» - за его великие общечеловеческие смыслы, и «Марсианина» - за то, сколь безупречно выписаны многочисленные персонажи, ни в коей мере не теряющиеся на фоне одиночного (и также отменного) путешествия главного героя.

ОПЕРАТОР
Безусловно, тут все за «Выжившего», но я болею за «Убийцу». И не потому, что «надо же этому фильму хоть что-то дать», а потому, что операторская работа там мастерская – и пускай, что не такая новаторская, как у Любецки.


ХУДОЖНИК
В случае с «Максом» и «Выжившим» мы сталкиваемся с очевидным вопросом: что именно сделал художник с подлинной природой, как её декорировал?.. Приглаживал песок? Подминал снег?.. В этом отношении куда проще побеждать живописным «датчанам» или мрачным «шпионам», по крупицам реконструировавшим эпоху и пр. Но я скорее отмечу заслугу «Марсианина» - и не в плане «украснения» Марса, а за то, что история из будущего выглядит в этом фильме историей из настоящего; это тоже надо уметь так сделать.

МУЗЫКА
В прошлом году я болел за Йоханнссона, чья партитура в «Хокинге» тронула меня больше всего. Но в этот раз моё сердце рядом с «Кэрол» – я досидел до последнего титра фильма именно из-за музыки Картера Бёруэлла. Морриконе, конечно, велик, но я специально несколько раз ставил его «Восьмёрку» дома – ни разу не задело.

ПЕСНЯ
Давно не слышал такой тоски смертной, как поставив разом плей-лист из этих номинантов; необычайно прискорбная пятёрка. Песня к «Спектру», конечно, выделяется на общем фоне несравнимым количеством эфиров, но она мне и в принципе нравится: не могу понять тех, кто считает её «одной из худших» в бондиане; не «Скайфолл», понятно, но уж и не давно и начисто забытый «Квант милосердия». Ещё, для справки, приглянулся трек к «Гонке на вымирание» (кстати, тоже из конкурса ММКФ!), но опять же - тоска-тоска…

СПЕЦЭФФЕКТЫ
Жившая во мне уверенность, что все трюки в «Безумном Максе» - настоящие, мешает мне оценить этот фильм в данной номинации. «Пробуждение силы» я ненавижу всеми фибрами своей мелочной душонки, «Марсианин» (несмотря на антураж) всё-таки не совсем про спецэффекты, а уже упомянутая и возлюбленная мною Алисия в «Из машины», конечно, впечатляет, но не настолько, как мишка в «Выжившем». Давайте уж честно признаем: если давать приз Лео, то давать его и медведице. Без неё ведь был бы не тот смак.


ЧТО ТАМ ЕЩЁ
Меня всегда умиляют люди, разбирающиеся в таких нюансах как «монтаж и сведение звука», поэтому тут я просто ступлю, поставив галочки за «Макса» либо по инерции, либо потому, что и правда было шумно – но не притворяясь, что я понимаю, за что голосую (ну да, шум ста моторов свести и смонтировать – это же ого-го!). Ну и грим уж тогда заодно. И тем более монтаж. И костюмы. Да, получается, что я почти ничего не оставляю «Выжившему», всякий раз идущему с «Максом» в паре, но принцип «всем сёстрам по серьгам» мне кажется в этом деле порочным.

ИНОФИЛЬМ
Нет смысла мне тут голосовать, потому что главного претендента не видел. Да и вообще в этом году с дисками номинантов пока туговато. А так, конечно, впечатление, что Академия иногда нарочно «убедняет» иностранный список, чтобы вернее продвинуть центрального кандидата; подобные пятёрки, составленные из фильмов, названия которых будут довольно скоро забыты, были и в прошлом.

4138

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×