Sekundomer | Композиция кинокадра. Размер имеет значение.
Начало. Здесь...
Тот кто ходил на "Темного рыцаря" в IMAX возможно помнит как в одной сцен экран несколько расширился. Этот эффект Кристофер Нолан использовал специально, для усиления воздействия - мир фильма вдруг стал "шире", реальнее. Весь фильм в формате IMAX снимать он не стал, использовал только для фрагмента, но этот трюк ему очень понравился. Нечто похожее можно наблюдать в "Оз: Великий и Ужасный", когда герой попадает из обычного, тоскливого мира в Волшебную Страну, черно-белая картинка насыщается яркими красками, а изображение увеличивается чуть ли не в два раза. Игра с площадью экрана дает режиссерам дополнить свою историю. И собственно размер экрана превратился в даже весомый пункт для кинотеатра привлекая зрителей.
На заре кинематографа был другой экран, вернее его пропорции. 1:1,33. Сейчас уже не известно по каким причинам было принято это соотношение, но оно не спроста повторяет соотношение картинных полотен используемое чаще всего. С появлением звука все изменилось. Проблема встала в первую очередь, что нужно на пленку записать сам звук. Если раньше "картинка" записывалась на пленку практически на всю площадь, то теперь фонограмма забрала себе часть пленки. Чтобы сохранить совместимость с уже выпущенными аппаратами (а это в первую очередь перфорация пленки - 4 отверстия на кадр) пришлось пожертвовать самим кадром и увеличением расстояния между кадров изменив соотношение сторон на 1:1,375. В мире принято, что разницы в изображении нет и якобы при переносе кадров нет потерь. Но это не так. Размер немой "картинки" составляет 24х18 мм, а звуковой 22х16 мм. Разница видим в 2 мм. Таким образом появилась 35 мм пленка, которая получила популярность и распространение. Однако одновременно с ней появляются другие пленки - 17,5, 16мм, 8мм (которую потом разовьют в Супер 8). Однако отправная точка и все последующие ухищрения с камерами, пленками, фильтрами и проекторами начинается именно от соотношения привычных, признанных художественных полотен с соотношением 1:1,33 правильнее будет 1,33;1, мгновенно сталкиваясь с проблемами композиций. Уже в то время было создано широкоформатное кино, которое уйдет и вернется позже. А соотношение этих сторон еще и переместиться на ТВ и назовется 4:3. Казалось бы простые цифры, привычный прямоугольник. Это связано с нашим зрением, то что мы в ширину видим больше чем в высоту и это соотношение более точно подходит для передачи и восприятия визуальной сцены.
Появление звука принесло проблемы не только для технарей, которые ломали головы как передать его в зал. Но и операторы встали перед дилеммой правдивости происходящего на экране. Если вернуться к тем фильмам то можно увидеть как менялись кадры. В кадре стали более чаще появляться средние планы. Если персонаж говорит то возле него появляется пространство. И при диалогах говорящие находятся перед зрителем одновременно, ведь для зрителя тяжело даются постоянные смены сцен то с одним актером то с другим. Именно помещение говорящих в один кадр говорят мотивировало кинематографистов искать большего пространства в кадре. Возможно это и так, но нельзя списывать со счетов и то, что находились режиссеры, операторы которые искали способы эмоционального и смыслового усиления кадра. Так или иначе кинематографистам становилось все теснее в 35 миллиметрах. Еще Эзейштеин мечтал о том, чтобы по ходу фильма менять соотношение сторон экрана, а не быть закованным в одни рамки.
Почему это так важно? Чтобы передать эмоции например моряка, когда тот смотрит на бескрайний океан будет самым оптимальным конечно развернуть изображение этого самого океана в ширь - дух захватывает.
А вот например, чтобы передать грозность, мощь океанской волны самым лучшим решением будет конечно изобразить водную махину как можно выше вертикально сузив широту.
А пшеничное поле снова оптимально отобразится по ширине. Однако экран остается всегда, или почти всегда (вспомним Нолана) неизменным потому и придуманы всевозможные планы, ракурсы, фокусировка и расфокусировка и слежение за объектом.
Достаточно еще вспомнить постеры к фильмам. Чаще всего мы встречаем вертикальные плакаты на которых изображены герои и антигерои, звездолеты, планеты; иногда выпускают горизонтальные и как правило на них хорошо помещается мир из фильма - города, космос, поля, овраги. Взять хотя бы кадры, которые публикуются во время промоушена фильма. Если на кадре какой-нибудь персонаж то как правило все остальное обрезано, чтобы сосредоточить смотрящего на этом персонаже, а вот полные кадры демонстрируются для передачи пейзажей и общей атмосферы грядущего фильма.
Попробуем сравнить постеры к "Гравитации". Вертикальный. Видим космонавта крупным планом и можем прочитать что-то на лице, во взгляде.
Еще один вертикальный. Здесь большую часть занимает сама Земля. В центре Солнце и чуть левее космонавт в катастрофической ситуации.
И наконец горизонтальный. Ощущение холода бездны, обреченности. Улетающий космонавт. Интригует? Пугает?
Все бы ничего, вот только кинематограф получил сильный удар - появление телевидения побудило зрителей оставаться дома. Чтобы привлечь обратно в залы кинематограф начинает массово выпускать цветные картины. И в это же время появляется широкоформатное кино. Одна "Синерама" чего стоит - фильмы снятые разом на три камеры, сведение трех пленок в один пласт. Зрелище потрясающее но из-за громоздких технических сложностей не сумевшего распространиться в массы. Мешает экономическая сторона (съемки тремя камерами, использование огромного количество пленки), трудность для самих кинотеатров переоборудование всего зала например, и собственно эстетическая сторона - хорошо видно вертикальные линии сведения пленок. Популярность завоевывает все та же 35 миллиметровая пленка, единственное что нужно так это на камеру и проектор одеть анаморфные линзы и расширить экран в зале. Но это несколько грубое упрощение, на самом деле широкоформатные фильмы имеют несколько форматов, однако более детальное рассмотрение всех широкоформатных форм требует отдельного времени. В общем популярность завоевали соотношение 1,85:1, 1,66:1 и 2,35:1 и собственно IMAX формат 1,43:1.
Кинематографисты в восторге, широкий экран позволяет демонстрировать бескрайние пустыни, гремучие леса и собственно размах происходящего еще больше усиливает воздействие зрительного ряда. В кадр помещаются вертолеты, корабли вместе с персонажами и другими предметами. Конечно все самое интересное продолжает находиться в центре экрана, но теперь куда лучше задействовано периферийное зрение. Появляются симпатичные штуки примером которого может послужить сцена как герой появляется на краю экрана и постепенно перемещается в центр - постепенно усиливая интерес аудитории. Квентин Тарантино в "Джанго Освобожденный" отлично демонстрирует это лампой в темноте.
Казалось бы кинематограф упивается своим триумфом. Однако на свет появляется домашнее видео. Это веский удар для студий. И Голливуд, в этот раз безоговорочно Голливуд и только он, меняет уже способ рекламы, продажи и показа фильмов. "Челюсти" и "Звездные войны" навсегда меняют киномир.
У истории есть особенность, она повторяется. Если широкоформатное кино появилось практически сразу же с появлением кинематографа то его полноценное признание и распространение получилось в расцвет телевидения, кинотеатры идут на риски надеясь и веря в то, что зрителю будут интересны фильмы на широких экранах. 3D родилось задолго до кино, но сейчас оно переживает очередное рождение и имеет множество шансов закрепиться полностью. Когда стерео разовьется до без очкового просмотра, доступности для каждого, когда стерео-телевизоры будут обыденностью можно предположить, что кинематографисты возьмутся за что-нибудь еще, чтобы не только поднять цену на билет, а именно в который раз усилить свое воздействие на зрителя и вызвать желание вернуться в зал. Предпосылки уже есть - это и трясущиеся кресла и дым с брызгами в зале. Известно, что в некоторые фильмы специально записывают низкие частоты, чтобы обычные кресла в зале завибрировали.
Казалось при чем здесь композиция? А при том, что она начинается с обрамления. Если для художественной картины большое значение имеет рама (каких только не напридумывали, она отвечает за ввод зрителя в действие картины) то и экран начинается с его же обрамления, большинство кинозалов оформлены занавесами обрамляя и выделяя белый экран, мало того и на самом экране операторы рисуют рамки. И для композиции важен формат, размер полотна. Вид и форма холста (не важно для кисти или для объектива) имеет такую же важность как и то, кто создает и что создает на нем. Как ни как, а с белого полотна и начинается чудесное путешествие.
Продолжение следует...