Sekundomer | Помощник режиссера
Меня долгое время интересовала роль помощников режиссера. Что они делают? Неужели снимают фильмы совместно с главным режиссером? Как оказалось все намного прозаичнее. И их имена в большинстве случаев остаются без внимания за исключением случаев когда из помощников переходили в полноценные режиссеры, как например Альфред Хичкок. Зритель уделяет внимание только актерам, режиссеру, продюсеру чуть реже оператору и композитору.
Чтобы понять важность ассистента режиссера необходимо взглянуть на сам процесс съемок. Высшим эшелоном или высшей лигой кинопроизводства является, конечно же, Голливуд. Именно фирменное производство крупномасштабных картин помогает понять всю важность помощника режиссера. Голливудская система производства фильмов подразумевает под собой жесткий съемочный график. И упаси Боже сбиться графику хоть на день, в таком случае бюджет фильма начинает катострафически расти, что отрицательно сказывается на всем что можно, начиная от непредвиденные расходы оплаты труда актером и съемочной команды заканчивая арендой офисной, павильонов, срывом сроков доставки материалов в другие студии (например компьютерной графики). Когда речь заходит о Неголливудской системе то и здесь чаще всего можно увидеть жесткость съемочного графика, возможно несколько лояльного но все такого же важного. Исключением могут быть авторские проекты, где нередко съемочный процесс работает по принципу «как пойдет».
Российское производство научилось более-менее управляться со съемочным графиком. Однако большинству проектов все же не хватает точнейшего распределения, планирования. Съемочный процесс - это часовой механизм и чем точнее, чем профессиональнее он сделан, тем лучше всем от этого.
Помощник режиссера это человек помогающий режиссеру в планировании съемочного процесса и организующий этот самый процесс. В его задачи входит, если говорить простыми словами, чтобы режиссер «пришел-снял-ушел». То есть дать режиссеру заниматься только творческим процессом, не отвлекая его на второстепенными задачами.
Работа помощника режиссера, а точнее 1-го ассистента режиссера начинается с предпродакшина или иначе предварительного производства. Сюда входит планирование графика съемок. То есть расписывается каждый день, каждый час съемок. Где, когда, как и кто будет участвовать во время съемок. Это очень важно. Это жизненно важно. Учитывая, что профсоюзы и гильдии неустанно следят за процессом то графики должны соответствовать нормам труда. Начинается все с обсуждения с главным режиссером, какие сцены потребуют больше всего времени, какие второстепенные. Время суток – день или ночь, погода – солнце, облачность, дождь. С этим несколько полегче учитывая студийность и павильонность , но не всегда. Нужны ли в определенный день какие-то определенные специалисты и специальное оборудование, например каскадеры, пиротехники, подъемные краны, поезд, жираф или слон. А может даже городу придется перекрывать улицы. Все это оплачивается по часам, если не по минутам. Учитываются несомненно и дети участвующие в съемках, работа которых держится под строгим контролем. Все это и есть предварительно планирование и полный сбор информации. Так же в обязанности входит заключение договоров и контрактов.
Съемочный процесс начинается задолго до самих съемок. Это создание декораций, тренировка актеров, дрессировка животных, даже создание определенных кино-камер необходимых для кого-нибудь фрагмента. Это выезд специалистов студий визуальных эффектов на локации дабы провести фото и видеосъемки. Это полноценный и трудоемкий процесс. И все это начинается со помощника режиссера, а если точнее 1-го ассистента.
Нетрудно догадаться, что этот специалист должен имеет мощный набор профессиональных навыков. Быть руководителем, уметь налаживать и сохранять связи, умение планировать и реагировать на изменения, уметь мотивировать людей, хорошо разбираться в бюджетопланировании и вообще в бухгалтерии, быть стрессоустойчивым и творческой личностью. Стоит учесть, что режиссеры периодически выдают свои «закидоны» - могут поменять решение или посетит какая-нибудь идея, нужно просто суметь среагировать на изменения, вписаться в график. В его работу входит взаимодействие с другими членами команды – операторами, осветителями, техниками, каскадерами, дублерами и конечно же актерами их их агентами.
Именно 1-й ассистент работает в тесном контакте с режиссером. И 1-й ассистент набирает в себе команду других - 2-го, 3-го и 4-го (который часто называется дополнительным) помощников.
Получается такая система. 1-й ассистент отвечает за обще положение и планирование съемочного процесса. Он несет общую ответственность.
2-й ассистент, как правило, отвечает за так называемые листы вызовов. То есть согласно плану договаривается и вызывает тех или иных актеров или других членов команды. Так же несет ответственность за макияж и гардероб. Работает над распространением информации, отчетность и другую документацию.
3-й ассистент отвечает за перемещение актеров с одной локации на другую, массовки. В какой-то степени и за техническую базу.
4-й ассистент еще известный как дополнительный ассистент. Он подхватывает обязанности 1-го, 2-го и 3-го помощников. Например, при огромном кастинге он помогает второму договариваться о явке актеров и другого персонала. Помогает третьему, когда в фильме используется огромное количество технических средств и большое количество статистов.
Помощник производств. Простыми словами мальчик на побегушках исполняющий различные функции организации съемочного процесса. Ну и получающий зарплату намного меньше, чем остальные ассистенты.
Естественно все это поверхностно и условно. Часто 2-й и 3-й ассистент исполняют обязанности друг друга, а порой так меняются местами. 2-й может заменить обязанности 1-го. И часты случаи Второй-Второй ассистент режиссера. Многое зависит от размаха фильма. Чем больше фильм тем больше обязанностей, нередко встречается что количество первых ассистентов достигает трех человек. Если фильм небольшой то можно обойтись вообще одним помощником. А бывает и так, что режиссер действует сам.
Помощник режиссера фигура за кулисами фильма. Имена которых почти не известны. Говорит ли вам о чем-нибудь имя Адам Соммер (Adam Somner)? Это один из первых ассистентов Стивена Спилберга в фильмах «Боевой конь», «Линкольн», «Индиана Джонс и Хрустальный череп», «Война миров», а так же 2-й ассистент в фильмах «Мумия» и «Гладиатор». А Майкл Сэлвен (Michael Salven) 1-й ассистент в фильмах «Миссия невыполнима: протокол Фантом», «Квант милосердия» (1-й ассистент по локации Мехико). А Нило Отеро (Nilo Otero)? 1-й ассистент фильмов «Начало», «Темный рыцарь: Возрождение легенды». Имена неизвестные. Но именно благодаря этим людям фильмы вписываются в график, благодаря их профессионализму режиссеры уделяют творчеству время и силы.