Sekundomer | Мальчишеские ужасы
Кажется, киноиндустрия затронула всевозможные жанры, которые только возможно. Так, да не совсем. Давайте посмотрим на что больше обращает внимание киноиндустрия сейчас. Это боевики, масса научной фантастики, комедии, мелодрамы, триллеры, ужасы, история (не так популярна но стабильно выходит). В какой-то степени режиссеры тасуют эти самые сюжеты одновременно в одном фильме. Расцвет псевдодокументалистики, экранизации комиксов. И все же… кино обходит стороной интересный жанр, в России которому название «мальчишеские ужасы».
Этот жанр больше популярен в книжном мире и обитает в стране хоррора. Он не так популярен как истории о вампирах, приведениях но все же имеет больше очарования. И все потому что человек склонен ностальгировать о своем детстве и отрочестве.
Мальчишеские ужасы это темное отражение романов/фильмов взросления. В какой-то степени к фильмам взросления можно ошибочно отнести все фильмы где речь идет о детях и подростках. Но боле характерно этой категории отвечают фильмы «E.T.» и «Империя солнца» Стивена Спилберга, «Стальной гигант» Брэда Бёрди, «Живая сталь» Шона Леви, «Питер Пэн» П.Дж. Хогана, и масса советского юношеского кино – «Гостья из будущего», «Приключения Электроника», «Бронзовая птица» и это далеко не все. Главным отличием этого жанра является то, что герои в финале предстают пред нами повзрослевшие. Взросление их проходит через тернии с какой-то проблемой. Это может быть защита пришельца/робота от жестокости взрослых, это может быть поиски мелафона, это и взаимоотношения с отцом; главное - подростки проходят период взросления через победу над хулиганами, бандитами, злобных пришельцев и все что угодно. Поэтому «Один дома», «Балбесы», «Заплати другому», «Дневник слабака», «Август Раш», «Оливер Твист» и подобных это не истории взросления, это совсем другой случай. А вот первые части «Терминатора» вполне вписываются сюда.
Еще одним характерным фактором служит, что развитие романов/фильмов взросления происходят летом. Логично. Ведь подростки свободны и предоставлены сами себе именно в пору каникул. И это лето становиться последним летом детства. В будущем их ждет новый учебный год, новые события но… именно за эти три месяца солнца и дождей их мышление меняется, они открывают для себя новый мир, познают взросление и конечно же влюбляются. Взаимоотношения с родителями, с друзьями, с окружающим миром и самим собой теперь будут кардинально отличаться.
Писатели и режиссеры не сильно уж стремятся в данный жанр. Нужно, наверное, любить свое детство и оставаться ребенком. Они творят в большей степени для себя. У кого-то это получается не очень, а у кого-то просто отлично. На ум сразу приходит Спилберг одновременно сумевший выплеснуть свои детские чувства в «E.T.» и «Полтергейсте» (хотя Тоуб Хупер и значится режиссером, но скандалы вокруг этого фильма запомнились надолго, и Хупер был скорее помощником режиссера, однако Спилберг чтобы не омрачать карьеру, официально остался в роли продюсера) наглядный пример, что снимать о детстве, тем более хрупком взрослении нужно иметь не только талант, но что-то намного больше.
Если со взрослением еще более менее в кинематографе что-то происходит. То с его темным двойником - мальчишеским ужасом - все печально. Из последнего что мы видели это «Впусти меня» (обе варианта) и «Супер 8». «Впусти меня» как наглядный пример когда Йон Айвиде Линдквист писал роман выплескивая на бумагу свою память и чувства, и когда режиссеры обеих версий вносили в кинополотно свои воспоминания и эмоции.
Можно буквально по пальцам пересчитать фильмы жанра мальчишеского ужаса. Это экранизации «Повелителя мух», «Что-то страшное грядет», «Вино из одуванчиков» (при чем российского разлива), «Оно», "Ночь страха" (хотя тут можно поспорить), уже названные «Впусти меня» и «Супер 8». Скудно как-то, хочется больше. Но может поэтому данный жанр намного ценнее и долгожданнее. Хочется отнести сюда «Кэрри» и «Сияние» однако у них совсем другой диагноз.
Наверное, многие помнят Пенивайза. Жуткого клоуна из «Оно» снятого по одноименному роману Стивена Кинга (и считающегося одним из самых лучших). Во истину этот образ врезается в память, да и весь фильм тоже. Томми Ли Уоллес изящно экранизировал роман, особенная первая часть фильма (или мини-сериала) наполненная детством, дружбой и верой вызывает сильнейшие чувства. Фильм несколько постарел, прошло аж 22 года с его создания, но смотрится вполне прилично. Ходят слухи что готовиться новая экранизация «Оно» при чем сразу в 2 частях. Что ж ждем с нетерпением. Вот только Кэри Фукунага, заявленный режиссер как-то смущает. Но будем надеяться на лучшее.
«Супер 8» стоит особняком все потому что как, если заметили, мальчишеские ужасы практически экранизации книг, но вот фильм, названный в четь видеокамеры (да-да камеры детства Спилберга и Джей Джей Абрамса) это самостоятельная кино-история. Создатели переиграли с таинственностью в рекламной акции. И фильм получил неоднозначные отзывы. Но это нисколько не умоляет его значения.
Первое, конечно, это желание Абрамса и Спилберга создать кино о своем детстве. Это чувствуется, и чувствуется очень сильно. Два режиссера «повернутых» с самого детства на камерах. Из-за чего фильм насыщен подробностями о создании фильма и является частью сюжета и его развития. Дети как и положено зрят проблему глубже. Ведь детское восприятие мира еще не забито шаблонностью взрослого потому свет и тьма в их глазах имеет четкие границы. Именно наивность детей в мальчишеских ужасах помогает героям отделять зло от добра. Когда у взрослых все смазано в полутона. Взрослые заняты своими проблемами и потому просто не в состоянии почувствовать приближении угрозы. Они не верят в чудеса, они не верят в монстров. И взрослые.. взрослые зачастую источники зла, либо невольно помогают ему. Взрослые заставляют взрослеть своих детей. В «Супер 8» это и жители городка (еще один характерный почерк), это и отцы и военные с ученными. Яркий прообраз, отличная проекция.
Многие воспринимают велосипед в «Супер 8» как яркое цитирование «Инопланетянина» отчасти это так. Но по существу… О каком транспорте мечтают мальчишки? На чем они носятся по улицам? Велосипед! Двухколесный друг. Их постоянный спутник в малых и больших приключениях. Велосипеды почти всегда встречаются в мальчишеских ужасах. Исключения разве что «Повелитель мух». Это яркий символ нашей беспечной свободы не зря стал знаменитой эмблемой на фоне луны.
«Супер 8» обвиняли а шаблонности. Но это не шаблонны… весь фильм это дань уважения прошлому режиссера и продюсера. Это дань фильмам и книгам посвященных детству и приключениям. «Супер 8» больше похож на сборник цитат любимых произведений. Это видно по сюжету, видно в персонажах, взаимоотношениях, отдельных кадрах. Именно с этой точки зрения «Супер 8» раскрывается во всю красу. Во истину удивительный фильм принадлежащий к редкому жанру. Не все фильмы должны рассматриваться с высоты качества сценария, новизны сюжетных линий и яркой индивидуальности.