AlexTurchin | «Чужой»: 10 интересных фактов о фильме
На экраны вышел «Чужой: Завет» – новая глава культовой киносаги. Без лишних прелюдий – вот вам немного интересных фактов о самом первом фильме 1979-го года:
«ЧУЖОЙ» РОДИЛСЯ БЛАГОДАРЯ «ЗВЁЗДНЫМ ВОЙНАМ»
Сценарий «Чужого» был готов уже несколько лет, но непростительно-преступно всё никак не мог получить зелёный свет на съёмки. Лишь феноменальный успех ремейка фильма Акиры Куросавы «Трое негодяев в скрытой крепости» – какой-то малобюджетный «Star Wars» – заставил студийных боссов из 20-ый Век Фокс пересмотреть своё отношение к межзвёздной фантастике. Из аутсайдера бокс-оффиса она превратилась в новую мировую религию и, как показал пример обменявшего дело всей жизни на все деньги мира, могла приносить баснословную прибыль (религия же). Не менее важную роль в получении путёвки в бессмертие сыграло и первоначальное название фильма – «Star Beast»/«Звёздный Зверь», которое очень нравилось продюсерам (тут всё настолько хорошо, что даже шутить не надо).
ОСНОВАНО НА РЕАЛЬНЫХ СОБЫТИЯХ?
Сценарий фильма написал Дэн О’Бэннон, положив в основу истории собственный недуг – Болезнь Крона: хроническое заболевание желудочно-кишечного тракта, сопровождаемое сильными болями в животе. Согласно Библии Чужого, однажды Дэн проснулся среди ночи от кошмарного сна, в котором из его живота вырывалась какая-то диковинная вещь. Так и возникла идея будущего фильма.
Кстати, когда Дэн впервые пришёл на студию со сценарием, он рекламировал его, как «Челюсти» в космосе.
ЛОГОТИП ИЗ МЯСА
По словам продюсера фильма Дэвида Шуссетта, первоначально знаменитое лого фильма хотели сделать так. На экране появляются кости; постепенно они обрастают плотью, мясом, сухожилиями и венами; всё это в итоге и образует название фильма – AL|EN. Но от него решили отказаться из-за чрезмерной кровавости… Ooooooookaaaaaay, проламывать черепа и грудные клетки – это в порядке вещей; а вот буквы из мяса – это да, это как-то неправославненько.
На выручку пришёл сам режиссёр Ридли Скотт, который предложил идею с иероглифами: «Что-то видите, но не можете до конца понять, что именно».
КТО ТЫ, РИПЛИ?
Роль Рипли могла исполнить Мэрил Стрип, чью кандидатуру на определённом этапе пре-продакшена вроде как даже утвердили. Кроме неё в числе претенденток значилась никому на тот момент неизвестная Сигурни Уивер. Самым волшебным для неё образом, после личной встречи Ридли Скотт без колебаний изменил своё решение и отдал главную роль именно ей. Но нужно было уладить формальность: снять для студии кинопробы. На них Сигурни читала ставший не менее памятным монолог из финальной сцены фильма: дис из Рипли, ласт сурвайвор оф да Ностромо.
Кстати, первоначально сценарий вообще не предусматривал, что главный герой – женщина.
ГИГЕР
Неизвестно, имел бы фильм такой успех (и имел бы вообще), если бы не тёмный талант сумрачного гения Г.Р. Гигера. Студия не хотела прибегать к его услугам (неудивительно: его даже как-то задержали на границе, т.к. пограничники пришли в ужас от его работ, приняв за фотографии), но Скотт отстоял его кандидатуру и результат был феноменальным. Фэйсхаггеры, грудоломы, яйкi, инопланетный корабль, планетоид и, конечно же, Его Величество Чужой – всё это придумал и воплотил Гигер.
Кстати об источниках его вдохновения. Во время первой встречи сценариста Дэна О’Бэннона с Гигером в парижском отеле, Гигер курил опиум.
ХИТРОСТИ СЪЁМОК СЦЕНЫ ПРОЛОМА ГРУДИ
Знаменитую сцену, где зритель впервые видит, как Чужой «рождается» на свет, проламывая грудь жертвы, сняли с одного дубля. Ридли Скотт использовал для этого четыре кинокамеры, снимавшие происходящее с разных ракурсов. Чтобы добиться от актёров чуть более живописного производства кирпичей, лицедеев попросту не предупредили, насколько резким и кровавым будет происходящее. Так что их реакция – более чем естественная.
Кстати, последовавший за сценой диалог между героями – практически полностью сымпровизирован актёрами.
ИГРА НА КОШАЧЬИХ НЕРВАХ
От актёров Ридли добился нужной реакции обманом. Почему бы не поступить точно так же с котом? Усатого-полосатого нужно было заставить изобразить гневное шипение. Для этого на площадку доставили немецкую овчарку, поместили пса за ширму и в нужный момент просто убрали перегородку: бурная реакция кота была обеспечена.
Кстати, к «услугам» овчарки прибегать не собирались, считая, что кот и так будет дико шипеть при виде ксеноморфа. Ошиблись. Как оказалось, актёр ростом более двух метров в костюме чудища не вызвал у кота никакой реакции.
ЧУЖОЙ – ЧУБАККА?
Да, роль Чужого мог сыграть Питер Мэйхью. Именно он изобразил в «Звёздном Ворсе» косматого напарника Хана Соло – Чубакку. Вместо Мэйхью роль ксеноморфа отдали 22-летнему Боладжи Бадеджо: студенту из Нигерии, которого продюсер фильма заметил в одном из пабов.
Кстати, не заметить его было весьма проблематично: рост студента – почти 220 сантиметров.
СВЯЗЬ С «ПРОМЕТЕЕМ» И ХИТРОСТИ С ДЕТЬМИ
Единственной ниточкой, ведущей от одного фильма к другому, являются космические жокеи: высоченные гуманоидные существа, останки которых герои фильма «Чужой» обнаруживают на инопланетном корабле. Студия считала эту сцену затратной и не давала Ридли разрешения на её съёмки. Но Скотт нашёл элегантный способ обойти финансовые препоны. Экономии средств добились благодаря строительству куда меньших, чем предполагалось изначально, макетов жокея и окружающих его декораций. А чтобы члены экипажа Ностромо смотрелись рядом с ними пропорционально, в костюмы космонавтов облачили… сыновей самого Ридли Скотта.
ГОВОРЯЩИЙ ЧУЖОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ КОНЦОВКИ
Изначально планировалось закончить фильм так: Рипли взрывает корабль вместе с Чужим и спасается на шаттле. Занавес. Но Скотт искал чего-то другого и запросил у студии 4 лишних дня на поиски иных концовок. Этим «чем-то другим» чуть не стало следующее: на борту челнока оказывается Чужой, который откусывает голову РИПЛИ и её голосом передаёт сообщение на Землю. Это не единственная дичь, оставшаяся за кадром: были и другие вывихи в креативности, что могли стоить фильму решительно всего. Взять хотя бы удалённую сцену с Ламберт и ксеноморфом, в которой из-за позы Чужого весьма однозначно читался секс-намёк.
К счастью, сняли как сняли, и на свет появилась одна из самых известных и любимых сай-фай франшиз в истории кино, переживающая сегодня новый виток развития: по словам Скотта, он готов снимать ещё сколько угодно сиквелов/приквелов. И кассовые сборы "Завета", похоже, полностью развязывают ему руки. А вопрос о необходимости и качестве продукта, учитывая первые отзывы на "Завет", старика, похоже, совсем не волнует.