Актер года: Мэтью Макконахи
Мэтью Макконахи по-настоящему удивил в начале года своей работой в
«Киллере Джо». Наемный убийца, сыгранный актером, совершенно не тот персонаж, которому ты можешь симпатизировать. Выход Макконахи тем не менее зритель ждал каждый раз, затаив дыхание. Вообще дико сложно сказать, кому этот улыбчивый атлет продал душу; можно лишь подтвердить очевидное: буквально за пару лет человек, которого в кадре переигрывал его собственный брюшной пресс, превратился в поистине большого актера. Вышедший в 2013 году
«Мад», где Макконахи не без блеска исполняет роль беглого убийцы, к сожалению, для отечественного проката так никто и не купил. Сильно надеемся, что этой незавидной судьбы избежит
«Далласский клуб покупателей» — за него Макконахи в этом году вполне может получить свой первый «Оскар».
-
Русский фильм года: «Легенда 17»
Переиначивая биографию хоккеиста Валерия Харламова, мастеровитый режиссер
Лебедев сделал простое как две копейки кино — крепкую, народную, сделанную по шаблону спортивную драму, рассказывающую о триумфе воли. Режиссура ощутимо дает сбой лишь к финалу, когда для юных патриотов начинается смешной финальный матч с агитпроповским пафосом и похожими на обезьян канадцами. В
«Легенде», впрочем, хорошего больше. Особенно хочется отметить
Олега Меньшикова в образе тренера-сатрапа, который по сюжету ломает своих ребят, чтобы потом, как из конструктора, собрать из них больших хоккеистов. Глядя на его героя, в очередной раз осознаешь, что за спиной любой «Легенды» всегда стоит команда. Отечественный кинопром за минувший год не то чтобы стал великой командой, но, кажется, научился, наконец, твердо стоять на мэйнстримном льду.
-
Камбэк года: «Отвязные каникулы»
Хармони Корин, прятавшийся долгие годы в гетто трехкопеечного маргинального кино, неожиданно для всех презентовал в 2013 году относительно мэйнстримовые
«Отвязные каникулы», в некотором смысле итоговый и определенно лучший свой фильм. По сюжету этой горькой картины четыре школьницы отправляются на весенние каникулы в солнечную Флориду. Поначалу похождения подружек смотрятся как типичный молодежный фильм. Из-под глянцевой обложки комедии о наивных дебилках в бикини очень скоро, впрочем, выглядывает совсем-совсем личная история, маленький шедевр о невозможности самоконтроля, нежное кино про ад, куда безвозвратно попадаешь, пытаясь обрести нирвану. Этой вдохновенной, бьющей под дых работой Корин, кажется, обращается не к очередному «потерянному поколению», а ко всем нам. Всем тем, чей внутренний голос требует подчас, чтобы каникулы никогда не заканчивались.
-
Самый страшный фильм года: «Заклятие»
«Заклятие» — это примерно то же самое, что и напугавший многих
«Астрал». Сделано, впрочем, в разы аккуратнее. Рассказывая очередную пребанальнейшую историю про «дом с привидениями»,
Джеймс Ван отчетливо осознает, что в хорроре главное не слова, а интонация. Ее он, надо признать, выдерживает мастерски. «Заклятие» — симфония, сыгранная скрипучими половицами и ржавыми дверными засовами. Как опытный дирижер, Ван поочередно подключает в свой макабрический оркестр топот мертвых детей, пугающие до чертиков хлопки в ладоши, демоническое бренчание старой музыкальной шкатулки, загадочный шепот, раздающийся из подвала. У режиссера по-прежнему есть некоторые проблемы со вкусом и реализацией видимого зла. Однако в этот раз он приберегает всех призраков, позаимствованных из фильмов категории «Б», для финала. И честно говоря, дождаться его, не поседев от страха, это надо постараться.
-
Актриса года: Грета Гервиг
Американское независимое кино последние десять лет неутомимо клонирует само себя. Когда просматриваешь фаворитов «Санденса», невольно возникает впечатление, что тебе показывают один и тот же фильм, обработанный разными фильтрами в Instagram.
«Милая Фрэнсис», обезоруживающая на раз любого циника, в этом плане, конечно, глоток свежего воздуха. Черно-белая картина о двух закадычных подругах, чья дружба медленно, но верно движется к концу, напоминает об образцах «кино настоящего» — в диапазоне от Риветта до раннего
Вуди Аллена. Ну, и
Грета Гервиг, конечно. Не то чтобы в принцессу американского индепендента не было резона влюбиться раньше, но, так или иначе, «Милая Фрэнсис», где поразительная в своей естественности актриса не играет, а живет в кадре, совершенно точно не оставляет вам никакого выбора.
-
Арт-хит года: «Жизнь Адель»
«Жизни Адель» Абделатива Кешиша, разумеется, не нужна была никакая Золотая пальмовая ветвь. Для журналистов весточка из Канн — повод лишний раз водрузить на действительно прекрасное кино о первой любви, далекое от жанровых канонов, туповатое определительное клеймо а-ля «лесбийский манифест». Для идиотов, которые в такие моменты как-то оперативно находятся, шлейф фестивальных наград и прочий информационный шум — стимул постоять с транспарантами у кинотеатров с традиционными требованиями «сжечь» и «запретить» пропагандистскую европейскую заразу, разлагающую неокрепшие умы. «Адель», несмотря на скандальный шлейф и довольно откровенные сцены, в сущности, кристально чистая, поразительно светлая и пронзающая в самое сердце мелодрама, каких давно не было.
-
Ремейк года: «Транс»
«Транс», ремейк одноименного британского телефильма про человека, который работает ассистентом в аукционном доме и планирует ограбление, собирая бригаду профессиональных воров. Изрядно переписав сценарий первоисточника,
Дэнни Бойл снял фильм, который напоминает о временах, когда британского самородка меньше всего заботили киноакадемики и народная любовь. Этот ритмичный, здорово продуманный, невероятно увлекательный технотриллер пропитан безумным и безудержным духом 90–х — эпохой
«Неглубокой могилы» и
«На игле» — временем, когда находящийся на пике формы Бойл очень непринужденно высекал из кинопленки энергию, коей можно было обеспечить пару-тройку мегаполисов. Безусловно, «Транс» — лучшее, что Бойл снял за последние лет десять. «Оскары» за такое не дают, но от культового статуса фильму не убежать.
-
Самый смешной фильм года: «Конец света 2013. Апокалипсис по-голливудски»
Не только самый смешной, но и, пожалуй, самый киноманский фильм года. По сюжету американские комики, играющие сами себя, заваливаются на вечеринку к
Джеймсу Франко. Звездная тусовка слегка омрачается тем, что вскоре разверзнутся хляби небесные, а земля уйдет из-под ног.
«Апокалипсис по-голливудски», как всякая комедия, в которой участвуют преданные воспитанники
Джадда Эпетоу — зрелище диковатое. Желания похабно обстебать всё, включая самих себя, здесь немножечко больше, чем, собственно, таланта. Фильм, однако, будучи работой коллективной (и по большей части сымпровизированной), уделывает любую другую комедию этого года тупо по очкам. Гэгов в «Конце света» примерно, как в лучших фильмах
Кевина Смита и братьев Фаррелли — ровно столько, чтобы к концу сеанса становилось больно смеяться.
-
Фильм года: «К чуду»
В отличие от позапрошлогоднего
«Древа жизни» предательски недооцененная и, вне всяких сомнений, лучшая картина этого года
«К чуду» — фильм простой, как дыхание. В этом интимном, подчас похожем на фотоальбом кино практически нет прямой речи. В основном мы слышим внутренний голос героев. От пролога и до самых финальных титров герои мысленно и на нескольких языках задаются всего двумя вопросами: «почему меня не любят?» и «почему я перестал любить?».
Ольга Куриленко то и дело терзает вопросами саму себя, играющий католического священника
Хавьер Бардем по понятным причинам вопрошает безмолвного Бога, герой
Бена Аффлека периодически мычит что-то невнятное (такие люди, в общем, тоже бывают).
Терренс Малик на все мольбы и всхлипы отвечает очевидное: Бог есть любовь. Она — всё, что нам нужно. И она — единственное, к чему имеет смысл стремиться. По традиции режиссер со своим бессменным оператором
Любецки берут зрителя за руку и ведут за собой, сквозь рай на земле — к чуду. Не нужно много ума, чтобы испытать к финалу должный катарсис. И нужно быть совсем уж полным идиотом, чтобы развернуться и в страхе и попятиться в другую сторону.
-
Режиссер года: Альфонсо Куарон
Восхитившая многих
«Гравитация» — безусловно, самое зрелищное кино этого года, которое, равно как и
«Аватар» несколько лет назад, в общем и целом оправдывает технологию 3D. Увы, как всякий высокотехнологичный фильм-экспириенс, «Гравитация» грешит недостатком драматургии. Одиноко болтающаяся в космосе
Сандра Буллок, выразительно проговаривающая свою роль вслух, конечно, театр не самого высокого качества. Впрочем, бог с ней, с Буллок. «Гравитацию», пожалуй, стоит рассматривать как большой аттракцион, на который не пойдешь второй раз, но запомнишь на всю жизнь.
Альфонсо Куарон (будет странно, если ему не дадут «Оскар» за «режиссуру») стирает видимую границу между зрителем и созданным кинопространством. Полтора часа, что идет «Гравитация», ты проводишь не в кинотеатре, а вместе с Сандрой — в космосе, где никто не услышит твой крик; в том самом космосе, который как предчувствие, как жизнь и смерть в одном флаконе.
-
Триллер года: «Порочные игры»
Южнокорейский экспат
Чхан Ук Пак вывел своим привычно каллиграфическим почерком лучший голливудский
триллер 2013 года. Выступая в новом для себя жанре, автор культовой «трилогии мести» сориентировался на творчество родоначальника саспенса. Тень
Хичкока здесь не только в сюжете. Она тут во всем: маячит в тесных мотельных номерах, чьим постояльцам показывают на ночь глядя документальное кино про хищных птиц; замирает в трепетных пролетах камеры, которая то и дело скользит вдоль крутой лестницы. Истинный Хичкок невооруженным глазом видится и в отчетливом понимании Паком того факта, что настоящий триллер обязан пробуждать в зрителе вуайериста. Полфильма, затаив дыхание, мы подглядываем вместе с главной героиней за ее подозрительным дядей, а ближе к финалу с не меньшим энтузиазмом следим и за ней самой.
-
Смотрите также
-