Максим Марков | Близится ММКФ: подробнее о программах (часть третья, ретроспективы)

15.06.2010 00:16

Организаторы ММКФ, похоже, и сами понимают, что ретроспективы – это, в принципе, единственное, что может не только отличить их фестиваль от любого другого, но и как-то выделить в положительную сторону. Тем более что практика показывает, что народ на ретроспективы валит валом. Что даже немного странно: жив, вроде как, пока «Иллюзион», хоть и в полуподпольном виде, но работает, кажется, «Музей кино» - где почти те же фильмы показывают в ежедневном режиме… Видимо, сказывается магия Фестиваля – ну так и хорошо, чего ж плохого. Плохого тут не покажут.

«Социалистический авангардизм», в прошлые два года показывали в самом маленьком зале (и сейчас там же) – но критики в один голос признавали эту программу одной из лучших на ММКФ. Грамотная подборка советских, но в то же время не совсем «советских» фильмов позволяла взглянуть на родное кино с новой стороны – и вот третья часть, говорят, что последняя.

Лично я видел три картины, и о двух даже уже имел честь написать на этих страницах, причем о фильме Мотыля «Дети Памира» - вот только что, а о «Познавая белый свет» Киры Муратовой – два месяца назад. О «Вавилоне ХХ» хотел написать в свой просветительский блог (сюда, то есть) – но пока руки не дошли, потом, стало быть. Это фильм Ивана Миколайчука, очень крупного, неординарного артиста, вошедшего в вечность, исполнив главную роль в картине Параджанова «Тени забытых предков». «Вавилон» - как бы продолжение традиций. От всей души я бы ее рекомендовать, наверное, не стал - картина странная, неровная, далеко не столь великая, как параджановская… Но любопытная. Вообще, знать, что такое кино есть – неплохо. Пару Миколайчуку составляет Любовь Полищук, кстати.

Из других имен, представленных в программе, в первую очередь хочу отметить Бориса Яшина («Ливень») – хороший, очень симпатичный режиссер, я видел у него одну только картину, «Осенние свадьбы», но при случае хочу посмотреть все. Вадим Дербенев широко известен своими кинодетективами – «Загадка Эндхауза» про Пуаро, «Тайна «черных дроздов» про мисс Марпл; его дебютное «Путешествие в апрель» осветили своим участием Александр Збруев и Раиса Недашковская, совсем молодые. Имя Виктора Турова знакомо. Ничего у него не видел, кажется, но вот википедия сообщает, что его фильм «Через кладбище» (который и будет показан на ММКФ) ЮНЕСКО включило в список ста наиболее значимых фильмов мира. Надо же! – подумал было я, но заглянул все-таки еще и на страничку фильма на сайте ММКФ, где есть немаловажное уточнение, что список был - лучших фильмов о войне. Что тоже, впрочем, и круто, и почетно – кто спорит.

Ну и Леонид Луков, разумеется – создатель таких шедевров как «Два бойца» и «Большая жизнь». Здесь – его фильм 1936 года «Я люблю». Остальные фильмы и режиссеры, уверен, хоть и менее сейчас известны, но наверняка интереснее большинства нынешних псевдоподелок под искусство. Семен Тимошенко оставил нам незабываемый «Небесный тихоход» («Первым делом, первым делом – самолеты…»), но был у него еще и «Снайпер» - с подзаголовком «Искусство убивать». Миколайчук, как, кстати, и Лариса Кадочникова, играет и в фильме Николая Мащенко «Комиссары». Фильмография этого режиссера включает такие прославленные названия как «Овод» и «Как закалялась сталь» - да увы, оба раза фильмы - не те, что известны всему миру, а повторные экранизации. А «Лермонтов» (1943), помимо того, что про Лермонтова, еще интересен тем, что там автором сценария значится Константин Паустовский (я вот не знал, что он еще и для кино писал), а музыку Сергей Прокофьев написал (в соавторстве).

Полуретроспективной можно назвать программу «Новая волна» навсегда. Это четыре фильма, из которых «Безумный Пьеро» - стопроцентная классика, «Фильм Социализм» - то, чем живет великий Годар сегодня, а «Двое на волне» - это полуторачасовой документальный рассказ о Годаре и Трюффо в лучшие годы. (Обратите, кстати, внимание на совсем уж киноманскую программу «Ателье», в которой рассказывается про Клузо, Линча, Калатозова и про «Метрополис».) А «Дикие травы» - это облагороженные «Сорняки» (новый перевод названия и правда лучше – и красивее, и романтичнее), которые уже добирались до Москвы прошлой осенью в рамках фестиваля «Завтра». Представив этот фильм (весьма милый, рекомендую) в прошлом году в Каннах, Ален Рене получил специальную награду за творчество. Только что ему стукнуло 88, и хотелось, конечно, тут написать, что сейчас он вовсю работает над новой картиной – но если честно, не знаю, может, и не работает. И без того снял уже столько!.. Я про него все «Бриллианты» собираюсь писать, никак не начну.

Любимые фильмы нашей, отечественной, современной «новой волны» собраны в программе «Поколение «Ноль» выбирает». С вашего позволения, я не буду разбирать ее подробно – как упущу и ретроспективы Шаброля, Леоне, Куросавы и нынешнего председателя жюри Люка Бессона. Если вы этого не знаете, то знайте: наверняка эти старые фильмы дадут вам больше, чем любая другая новинка. «Пятый элемент» - в первую очередь (странный выбор для фестиваля, но почему бы и нет).

Ретроспектива «Война!», кажется, не вся состоит из шедевров, но – как и прошедший 9 мая парад – напоминает, что военные действия велись не только на территории СССР, и блистательные фильмы о войне снимались не только у нас. Я бы, пожалуй, посмотрел (если расписание позволит) на большом экране «Мост через реку Квай» Дэвида Лина – семь «Оскаров», включая за лучший фильм 1957 года, если кто подзабыл (про Лина бы тоже «Бриллианты» как-нибудь толкануть следует – крупнейший мастер!).

* ***
Если кто пропустил, но хочет догнаться.
Про конкурс ММКФ - тут и тут.
«8½ фильмов», «Азиатский экстрим» и «Московская эйфория» - тут.
«Вокруг света», «Гала-премьеры», «Русский след», «Секс. Еда. Культура. Слава» - тут.

2375

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×