Максим Марков | Бумажные комиксы. «Джон Константин. Hellblazer» Гарта Энниса: «Пламя проклятия»

28.05.2021 13:44

«Константин вызывает ненависть особого толка», – рассуждает самопровозглашённый король вуду, особо отмечая так ненавистную ему улыбку, в которой словно бы заключено «всё самодовольство мира, честное слово». Аналогичные чувства, как мы помним, имеются и у Сатаны, который по-прежнему строит планы по-настоящему лютой мести («Хорошо ты меня подцепил на крючок, Константин»). Ну и понятно, почему одна из глав этого романа начинается то ли с совета, то ли с предупреждения: «Если кому охота за него помолиться, сейчас самое время»

Разворот из графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Первая сотня страниц «Пламени проклятия» – возвращение к той психоделии, которую ты вроде бы и ждёшь от историй про Джона Константина, но не всегда получаешь. Решив перевести дух в Нью-Йорке, дабы восстановить силы после пережитого («Весь прошлый год коту под хвост. Как Кит ушла… Блин, дебил дурной. На улице ночевал, пил конскую мочу… Мудила»), герой попадается на глаза старым знакомым – и помимо своей воли отправляется «на экскурсию в ад», вступая на «колдовскую тропу», где невозможно умереть, но и жить особо не хочется.

– А раз я не помер от перерезанного горла и все тоже выживают, значит, не умирает никто, а раз никто не умирает… Я в аду.
– Вы не в аду. Уверяю вас: вы не в аду, сто процентов. Вы в Соединённых Штатах Америки. Я говорю с полной уверенностью, поскольку я президент.


Разворот из графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Неоднократно успев уже оскорбить чувства верующих, Гарт Эннис в этом томе посягает на икону иного толка, вводя в круг персонажей одного из главных любимчиков ХХ века – Джона Кеннеди. Причём убитого, что самое возмутительное: у него реально дыра в голове, отчего приходится то и дело «запихивать мозги в череп» (что вообще-то «адски больно»), ведь стоит убрать руку с затылка, как возрастает риск «утратить дееспособность, что может привести к дестабилизирующим последствиям для меня лично»«Чую, знатная предстоит веселуха… Да и хер с ним», – комментирует тёзка это неожиданное знакомство.

«Если честно, в основном меня заботило политическое выживание в краткосрочной перспективе и регулярный внебрачный секс с максимальным количеством женщин», – признаётся тут президент, оставшийся в истории личностью весьма популярной. И объясняет свою столь странную живучесть следующим образом: «из личного, духовного и пространственного лимба» его никак не выпускает гипотеза о том, что «наша администрация была последней надеждой США на справедливость и порядочность».

Вернуться в Белый дом и восстановить статус-кво – его нынешняя первостепенная задача, в осуществлении которой и должен помочь ему Константин (но промолчу, кого именно они встретят в Овальном кабинете, – пусть это станет для вас приятным сюрпризом).

Одна из обложек графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия»

Оставаясь в первую очередь критиками британской социальной системы, Гарт Эннис и художник Стив Диллон в ходе таких вот «каникул» показывают нам «отражение тёмной стороны Америки», «отражение Америки и того, что происходит там»; вполне вероятно, такой сюжетный ход был в своё время необходим для тамошнего продвижения их графического романа.

Но оказалось, что по обе стороны океана – всё более-менее то же самое. Как шутит здесь Джон Константин, откликаясь на рекламу в журнале: «Меня тоже всё сильнее беспокоит подъём тёмных сил Сатаны в современном обществе – перечисленные вами, а также ещё более зловещие, скрытые методы: к примеру, музыка “рок-н-ролл” и вечеринки “эйсид-хаус”».

А раз так, то нет нужды искать щадящие формулировки и стесняться убийственных метафор:

Русский медведь валяется в клетке на цепи, вся шерсть в говне – это он сожрал и высрал своё сердце… Что доказывает: терпение – великая добродетель. А Британия – шлюха, её изнасиловали в переулке и бросили умирать. Но снабжай её дурью, и она не станет жаловаться – ей только дай отвернуться от правды.

Разворот из графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Но даже оказавшись в сюрреалистической Америке (и уж тем более – вернувшись потом на родину), Джон Константин не отказывается от привычных самокопаний, подтверждая и за этим томом право называться подлинно психологическим романом. «Мне только дай поглумиться. Мало того, когда придёт охота – я та ещё сволота», – лишний раз понимает он о себе, со всей прямотой вспоминая:

Когда это я заключал договор, хоть отчасти намереваясь его соблюсти? Вся моя жизнь наводнена лохами, которых я бросил в беде и с потрохами сдал… Это, ёпта, новое начало жизни меня подкосило. Что уж себе-то врать? Я ж не оставлю в прошлом свою суть… А по сути я в натуре негодяй.

Задачей автора становится сбор доказательств в пользу обратного: его герой не так уж и плох, как сам о себе думает. Просто всё хорошее скрывается в нём под толстой оборонительной кожей навсегда въевшегося цинизма.

Разворот из графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

И вот целая глава посвящена воспоминанию о том, как хорошо было когда-то гостить у Брендана с Кит («Я думал, я знаю свою судьбу… Господи, я думал, что всё знаю… Пару лет назад всё пошло кувырком, и с тех пор я знаю одно: может случиться что угодно»).

Другая глава – новой встрече с этим же, только давно уже умершим другом («Прям как в старые добрые времена. Надираюсь с Бренданом и просыпаюсь в таком состоянии, будто цемент глушил… Смерть не изменила его ни капли: целая бадья баек, и вранья, и противоречий, и лицемерия. А душа широка, как весь этот громадный мир»).

А третья – преждевременным похоронам самого Джона Константина с проникновенной речью викария:

Джон не следовал никакому кредо, кроме собственного, и лично я его за это не упрекну. Он выходил из тьмы и обратно, по пути обзаводясь врагами в лагере добра и в лагере зла. Он не принимал суда морали и общества, хоть они и зиждутся на мощнейшем фундаменте. Более того, выбирая путь, любовь и друзей, он не доверял ничьим суждениям, кроме собственного… Отчего, вероятно, ему и достались все мы.

«Ага, спасибочки, Рик», – благодарит «мертвец», закуривая в церковных дверях, чуть позже делясь впечатлениями: «Я вот думаю: повезло мне, что на мои похороны, ёпта, кто-то пришёл. В следующий раз не придёт никто, зуб даю».

Разворот из графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Порой подлинный героизм заключается в малом – например, в попытке вытащить бывшую подругу, ставшую уличной проституткой, с героинового дна. Впрочем, не так уж это и мало – особенно если знать, каких сил это всё может стоить. И каких внутренних терзаний («Но что, если я просто тяну её с собой на край обрыва?» – сомневается он).

А ещё важно уметь терпеть и стойко сносить все тяготы незадавшегося дня («Всякое говно липнет, когда только его и недоставало»). И со всей беспощадностью разбирать собственные ошибки – делая пусть и слегка запоздавшие, но всё-таки выводы:

Вчера на моих глазах разнесло в клочья одного из старейших моих корешей. Сегодня меня отметелили перед Ватерлоо. Я встречаюсь с женщиной, которую надо было отвадить наутро после ночи накануне… {…}
Надо лучше беречь друганов. Вытащить Хелен. Сказать Саре правду. Поумнеть.


Разворот из графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Подведённые в финале итоги могут показаться не самыми впечатляющими: получилось не всё и не всё получилось так, как хотелось бы. Но попытка хоть что-то исправить оказалась засчитана – и мир хоть чуточку, но всё-таки изменился. В лучшую сторону.

Слушай… Если б мы были в кино, я бы осталась цела, а ты бы обо мне заботился до конца дней, чтоб со мной больше ничего не случилось. Мы бы, наверное, жили долго и счастливо.
Но это же не кино, да? Просто жизнь, вверх-вниз, случайно и наперекосяк. Я не говорю, что больше никогда не буду шлюхой или что я никогда не сяду на героин, – я без понятия, что со мной будет. С людьми всегда так – ни правил, ни абсолютов. Это единственное, в чём я уверена.
Но ты дал мне шанс, Джонни. Это крохотная малость… Но, боже всемогущий, спасибо тебе за неё.


«Ты просто неподражаем, Джонни», – на предпоследней из более чем трёх сотен страниц «Пламени проклятия» эти слова не звучат натянуто. Они венчают путь, который не был гладким, но который точно достоин этой благодарности.

Обложка графического романа Гарта Энниса и Стива Диллона «Джон Константин. Hellblazer: Пламя проклятия» © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Читайте также:
Бумажные комиксы. «Джон Константин. Hellblazer» Джейми Делано: «Ньюкасл»
Бумажные комиксы. «Джон Константин. Hellblazer» Гарта Энниса: «Опасные привычки»
Бумажные комиксы. «Джон Константин. Hellblazer» Гарта Энниса: «Страх и ненависть»
Бумажные комиксы. «Американский вампир» Скотта Снайдера: 3
Бумажные комиксы. «Американский вампир» Скотта Снайдера: 2
Бумажные комиксы. «Американский вампир» Скотта Снайдера: 1
Бумажные комиксы. «Y: Последний мужчина» Брайана К. Вона: «Издание делюкс. Книга 1»
Бумажные комиксы. «Y: Последний мужчина» Брайана К. Вона: «Издание делюкс. Книга 2»
Бумажные комиксы. «Y: Последний мужчина» Брайана К. Вона: «Издание делюкс. Книга 3»
Бумажные комиксы. «Y: Последний мужчина» Брайана К. Вона: «Издание делюкс. Книга 4»
Бумажные комиксы. «Y: Последний мужчина» Брайана К. Вона: «Издание делюкс. Книга 5»
Бумажные комиксы. «Injustice. Боги среди нас» Тома Тэйлора: «Год первый. Издание делюкс»

Упомянутые персоны: Гарт Эннис
2041

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×