Максим Марков | Бумажные комиксы. «Удивительный Человек-Паук» Стэна Ли и Стива Дитко
Сборник «Удивительный Человек-Паук», выпущенный издательством «Комильфо» в серии «Классика Marvel», включает в себя самые первые комиксы про приключения Питера Паркера – те самые, что начали выходить в необыкновенно далёком от нас 1962-м и «произвели революцию в индустрии». Необыкновенно воодушевляющее чтение!
Сегодня, конечно, те давишние истории интереснее всего поглощать, сравнивая их с экранизациями XXI века и восклицая: «Ну надо же! Это было уже тогда!» Паутина пока самодельная, из жидкого цемента, но уже появились доктор Осьминог и Электро, а Стервятник и вовсе был одним из самых первых противников молодого героя – причём Ли и Дитко (они «вместе придумывали сюжет, а затем Дитко рисовал комикс, а Ли потом вписывал диалоги») сочли, что он получился настолько удачно, что довольно быстро придумали, как же ему сбежать из тюрьмы.
И сразу отмечаешь поразительные по нынешним временам детали. Вся завязка тут умещается на первом же развороте: тётя, дядя – школа – укус паука – суперспособности! Не поверите: с любым своим врагом, даже самым опасным, Человек-Паук расправляется всего лишь за выпуск! Непозволительная расточительность, говорящая в то же время о море прочих идей – каждая из которых наверняка не хуже!
– Ты пытаешься отсрочить неминуемую гибель! Рано или поздно я тебя уничтожу!
– Эта фраза для меня как музыка! Мне её постоянно говорят!
Скорость рассказа – умопомрачительная. Доходит даже до того, что в какой-то момент авторы даже извиняются… за свою медлительность: «Давайте признаем, до этого момента было самое долгое вступление на свете! Но вы не пожалеете, что прочли его, – потому что сейчас начнётся такое!» И уже на следующей странице позволяют себе новую ремарку: «А теперь приготовьтесь к самой поразительной, рискованной и головоломной схватке героя с суперзлодеем в истории!»
Среди других противников нашего дружелюбного соседа (хотя здесь его так ещё не называют) – «враждебные пришельцы с другой планеты», шпионящие за американской верхушкой, дабы «узнать наши военные и научные тайны»; доктор Дум, «злейший враг Фантастической Четвёрки» (о которой мы ещё вспомним чуть ниже); так же знакомый нам по кино Ящер (тут мельком проскальзывает эхо недавней войны: потерявший руку хирург хотел отрастить себе новую); Живой Мозг – робот-компьютер, «самый совершенный искусственный разум на свете», способный, возможно, ответить на вопрос «Кто такой на самом деле Человек-Паук?»; и даже вполне себе банальная криминальная группировка «Вышибалы», действующая по указке нового главы преступного синдиката…
Но что любопытно: самый первый враг Человека-Паука (именно враг, как отмечено в заголовке, а не тот гад, что убил дядю Бена) – ловко меняющий маски-лица Хамелеон, шпион, укравший секретные чертежи и попытавшийся (безрезультатно) уплыть на подлодке… красных! Нельзя точно сказать, был ли этот Хамелеон советским спецагентом или просто работал на тех, кто больше заплатит, но ощущение, что мы в тот момент упустили собственную суперфраншизу, – оно остаётся.
Это было слишком легко! У меня больше не осталось врагов, которые реально могут мне противостоять! Я слишком силён для них! Я уже практически мечтаю о сопернике, который заставит меня попотеть!
А вот Мэри Джейн тут пока нет. Разве что одноклассница Лиз «из жалости» соглашается пойти на свидание с этим «дрищом», «вшивым Паркером» – но именно в тот день он, как назло, всецело занят мыслями о Песочном Человеке!.. Чуть позже Питер замечает, какая же красивая, оказывается, Бетти Брант, секретарша его противного редактора, и у них даже начинается нечто вроде любви (нюанс: обеих девушек он называет Синеглазками). Но этого мало – и в какой-то момент герой (которого авторы не боятся показать порой чересчур противным, подразумевая, видимо, юношеские гормоны) решает сорвать чужую вечеринку, лишь бы показать хозяйке, «что она теряет, не встречаясь с Человеком-Пауком»!.. То есть ловелас растёт ещё тот.
Всё, что я помню, это сильные руки Человека-Паука, обнимавшие меня! {…} Он спас меня! Назвал меня Синеглазкой! Я никогда его не забуду!
Последний инцидент вновь сталкивает его с Фантастической Четвёркой (собственно, та красотка крутила с Человеком-Факелом), с которой у него так себе отношения: он ведь даже думал примкнуть к ним пятым, «чтобы заработать деньжат», но был высмеян и отправлен восвояси (и не сказать, чтоб незаслуженно). Мстителей пока рядом не наблюдается.
Поиск денег, как мы помним, для Питера Паркера вечная проблема, но вот что странно – после первого своего появления на ТВ (случившегося уже в первом выпуске) герой «впервые вдохнул сладкий аромат успеха и славы», получив разом множество предложений: ему сулят гонорар за фоторепортаж, зовут сниматься в кино, мигом анонсирован сериал, на его шоу – аншлаги, получена даже некая престижная награда!.. И как это всё связано со всеми последующими переживаниями из-за тотальной бедности?..
И дело не только в том, что «с великой силой всегда приходит великая ответственность», – все беды происходят исключительно из-за козней редактора могущественной «Дэйли Бьюгл» Джей Джона Джеймсона, который объявляет Человека-Паука врагом, настойчиво повторяя это раз за разом – вплоть до того, что парня уже разыскивает ФБР. Это и послужило обрушению первоначального успеха – и про съёмки сериала с тех пор ни разу не вспоминали… (Но всё-таки: хоть какие-то деньги должны же были остаться!.. Или бухгалтерско-банковские заморочки не принесли в итоге вообще ни цента?!. Увы, скорость повествования не позволяет остановиться на такого рода подробностях.)
Почему каждый раз, когда я пытаюсь помочь, проблем становится только больше!
Джеймсон со своими маниакальными нападками (он умудрился обвинить Паучка даже в том, что тот спас его сына – астронавта, чуть не погибшего при запуске на орбиту!) быстро становится одним из постоянных персонажей этой истории, которого удачливый фотограф, регулярно поставляющий требуемые снимки Человека-Паука, то использует, чтобы добраться до разбушевавшегося Ящера («Теперь остаётся надеяться на то, что он отправит Пита Паркера во Флориду, потому что денег, чтобы полететь туда самому, у меня нет!»), то подозревает в двойной, причём преступно-криминальной жизни («Башковитый малый, с деньгами… имеющий доступ к информации»).
К слову, с Джеймсоном связан эпизод, показывающий вечную актуальность всей этой истории не только на гиковско-подростковом уровне. В одной из глав упёртый редактор настаивает, чтобы один из лучших колумнистов газеты написал, что «Авторитет – это не кто иной, как сам Человек-Паук»: «Или делай, как сказано, или я тебя уволю и сделаю так, что ни в одну другую газету тебя не возьмут!». «Я всё сделаю, мистер Джеймсон! – соглашается Фосвелл. – А то уж больно я привык есть три раза в день!»
Сынок, я пишу так, как мне велит Джеймсон. Он тут главный! Если бы он приказал мне написать о том, что Авторитет – это Винни-Пух, я бы тоже спорить не стал! Это газета Джеймсона – тут со стариком не поспоришь!
В остальном, впрочем, это всё же рассказы для подрастающего, естественно, поколения – с соответствующей подачей. Вот Питер сам зашивает свою маску («Я же не могу прийти в ателье и сказать: “Зашейте, пожалуйста, мой костюм Человека-Паука!” Вдруг кто-нибудь что-нибудь заподозрит?»). Вот тётя просит взять его с собой зонтик («Боже, кто бы мог подумать, что Человек-Паук носит с собой зонтик и обещает быть осторожнее!»). Вот размышляет, спасать ли вообще взятого в заложники вечно придирающегося к нему Флэша Томпсона: ведь можно спустить всё на тормозах – и тогда тот «больше никогда не будет портить жизнь Питеру Паркеру»…
И особый смак – восклицания юного супергероя, адаптация которых, надо полагать, доставила немало приятных минут переводчикам: «Святые подводники!», «Копаный карась!», «Святой отстой!».
Больше всего во всей этой истории с Человеком-Пауком мне нравится лазать по стенам! Никогда не надоедает!
На что ещё обращаешь сегодня внимание, так это на залихватски кричащие обещания на обложках: «Настала эпоха комиксов Marvel», «Очередное величайшее творение могучей Marvel Comics Group!», «НЕ ЗАБУДЬ: тебе нужны комиксы с этим величайшим логотипом в истории». Или вот в разделе «Паучья паутина» авторы отвечают на первые письма восторженных читателей: «Пусть же журнал Человека-Паука протянет все 50 лет» – «Всего пятьдесят???», «Очень скоро Человек-Паук должен стать одним из самых популярных героев в мире комиксов» – «Спасибо – мы надеемся!».
Спустя без малого шесть десятилетий невольно поражаешься: ну надо же, сбылось! Не наврали. Жил, жив – и до сих пор живее всех живых! Вот ведь!.. Кто бы мог подумать!..
Внимание! Сто раз подумайте, прежде чем начинать читать эту полнометражную сагу! Мы вынуждены предупредить… Стоит вам однажды её прочесть… Стоит хоть раз пережить удивительные приключения, которые бывают только у Человека-Паука… Как вы больше не сможете читать остальные комиксы с былым удовольствием!
Читайте также:
Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (часть I: комиксы)
Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (часть II: кино)
Бумажные комиксы. «Супербоги» Гранта Моррисона (только цитаты)
Бумажные комиксы. «Звёздные войны. Официальная коллекция комиксов. Выпуск №1»
«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса
Бумажные комиксы. «Супермен» Марка Миллара: «Красный сын»
Бумажные комиксы. «Супермен» Стражински: «Земля-1. Книга 1» Бумажные комиксы. «Супермен» Стражински: «Земля-1. Книга 2»
Бумажные комиксы. «Супермен» Стражински: «Земля-1. Книга 3»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеффа Джонса: «Земля-1. Книга 1»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеффа Джонса: «Земля-1. Книга 2»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Денниса О`Нила: «Образы»
Бумажные комиксы. «Шазам!» Джеффа Джонса
Бумажные комиксы. «Зелёная стрела: Год первый» Энди Диггла и Джока
Бумажные комиксы. «Флэш» Джошуа Уильямсона: «Год первый»