Максим Марков | Бумажные комиксы. «Бэтмен, Который Смеётся» Скотта Снайдера
«Из всех наших воплощений, которые существуют в этой Мультивселенной, ты самое несчастное, самое неудачное, – уверен «плохой» Бэтмен, вынося оценку своему «хорошему» собрату. – Ты – порождение страшного сна. Бэт-кошмар. Злая шутка».
И ответить на это – нечего. «Я не знаю ни одной его слабости», – вынужден признать «наш» Бэтмен, сокрушённо впадая в отчаяние: «Меня всё не покидает чувство, что он выйдет из этой битвы победителем. Останется единственным Бэтменом»...
Так что остаётся только верить и надеяться: «И всё-таки должен быть способ с ним справиться!»
Осматривая мёртвое тело в готэмском морге, Бэтмен старается обойтись без лишних эмоций, просто констатируя: «Умерший – Брюс Уэйн», «Покойный был в хорошей физической форме», «ДНК совпадает с моей, но, скорее всего, это какой-то трюк».
– До определённого времени наши шрамы совпадают. Но вспомни шрамы от ран, полученных мной в последние годы…
– Их… Их нет.
– Он – это я. Но тот я, который после некоего поворотного момента в жизни выбрал другую дорогу.
К тому же у этого Брюса Уэйна явно был ребёнок и, «судя по всему, какую бы жизнь он ни вёл, он был…» Да, он был счастлив.
Вскоре в Готэме найдут ещё одного мёртвого Уэйна (который был мэром и тоже «был весьма счастлив») – и к тому времени Бэтмен уже сообразит, что за всем этим стоит его мерзкий двойник из иной реальности: Бэтмен, Который Смеётся. Но «вопрос в том, почему это чудовище забрасывает сюда Брюсов Уэйнов из других миров? Чего добивается?» Быть может, подсказка в том, что у обоих покойников были взяты образцы крови? И злодей «использует эти клетки, чтобы изготовить… нечто вроде сыворотки»?..
– Тёмная Мультивселенная тесно связана с нашими эмоциями. Возможно, он использует этих счастливых Брюсов Уэйнов в своих целях, потому что наша иммунная система с меньшей вероятностью среагирует на их плазму как на инфекцию? В таком случае он сможет разработать нечто способное заразить наши тела тёмной материей и превратить нас…
– В таких же чудовищ, как он сам?
– В чудовищ, которыми можем быть мы. В наши тёмные воплощения. В хищников.
Тут стоит, конечно, напомнить, что Бэтмен, Который Смеётся (в русском переводе предпочли обойтись без запятой после оборота с «который») – персонаж фундаментального двухтомника «Тёмные ночи: Бэтмен. Металл», ключевой бэт-работы последних лет, если и не переворачивающей Основы, то уж точно задающей новый курс и направление многих будущих историй («Уэйн Энтерпрайзес» до сих пор очищает Готэм от этого самого тёмного металла – «и работа ещё далека от завершения»).
И понятно, что новая книга будет интересна в первую очередь тем, кто уже в курсе предыдущих событий. Но если кто-то тот «Металл» всё же пропустил, то скажем, что Бэтмен, Который Смеётся – по сути, тот же самый Бэтмен, только невольно «скрещённый» с Джокером, а стало быть – очень, ну просто очень злой. Быть может, он и правда «самый страшный злодей Вселенной DC», как представляют его на обложке: «хищник высшего порядка», явившийся «из реальности, где все наши страхи и надежды обретают материальную форму», завоевавший и уничтоживший уже множество миров…
– …Бэтмену, Который Смеётся… ничего не нужно доказывать. Он здесь, чтобы побеждать. Чтобы уничтожать всё и вся, представляющее для него угрозу. {…} Он вёл мою жизнь. Он подготовлен так же хорошо, как и я. У него мои воспоминания, мой разум… Но он свободен от морали. Его душа черна, как у Джокера. Он живое воплощение…
– Бэтмена, который всегда побеждает.
Очередной визит острозубого гада с шипами на глазах осложнён тем, что на этот раз он захватил с собой товарища – ещё одного «другого Бэтмена», которого зовут Мрачным Рыцарем. И вот тот – «самый смертоносный человек на свете», привыкший «первым же делом хвататься за пушку», убивая сразу и наповал. «Он – это мы, если бы Джо Чилл уронил в том переулке свою пушку, а мы бы её подобрали, – нашёптывает «нашему» Бэтмену его антипод. – Он – это мы, ставшие воплощением войны».
Историю Мрачного Рыцаря Скотт Снайдер рассказывает в особой главе, сочинённой на пару с Джеймсом Тайонионом IV (который – следует, опять же, напомнить – был ответствен за более раннего «Бэтмена, Который Смеётся», выпущенного в формате сингла: помните, что эти «однофамильцы» – на самом деле разные книжки!). И в ней юный Брюс действительно поднимает пистолет, который обронил убийца его родителей. И делает ответный выстрел. И со временем превращается в «готэмского ангела смерти», взявшего на себя миссию по уничтожению всех важных шишек криминального мира...
Но кто дал этому человеку право самостоятельно определять, что можно, а что нельзя? Кто дозволил ему взять на себя роль палача? Это не правосудие. Это террор.
Самое же, пожалуй, здесь любопытное – это то, что неожиданным напарником Бэтмена в этой ожесточённой битве становится, вы не поверите… Джокер! Мало того, что он погибает в этой книге дважды (объясняется заодно, почему его так и не осмелился убить сам Тёмный Рыцарь), так ещё Альфред вынужден спасать его жизнь на операционном столе!.. И не только потому, что именно Джокер открыл единственный способ победить Бэтмена, Который Смеётся, но и потому, что для настоящего героя важны любые жизни, даже такие…
Я знаю, как сильно ты желаешь смерти этому человеку. Но ты не позволишь ему умереть. Честно говоря, теперь мы имеем дело с чудовищем намного страшнее Джокера. И победить его мы сможем, только оставшись верными себе и своим принципам, чего бы, чёрт возьми, нам это ни стоило.
Ещё одна книга, которую имеет смысл прочитать до того, как приступить к этой, – скоттснайдеровское же «Чёрное зеркало», в которой русскоязычный читатель впервые столь близко сталкивается с сыном комиссара Гордона Джеймсом: он станет важным персонажем и этой истории. И для полноты впечатлений хорошо бы знать, что представляет из себя легендарный «Двор Сов», куда Бэтмен, Который Смеётся придёт с просьбой о «небольшом одолжении»…
Другими словами, перед нами не просто новая история из жизни Готэма, но новая глава именно той летописи, которую ведёт и за которую отвечает Скотт Снайдер. Это его мир, тут работают его правила.
Я ведь проиграю ему, да, Джеймс? Впервые в жизни… Бэтмен… будет бессилен. Не сможет…
К сожалению, нельзя сказать, что, «нагнетая мрачняк», Снайдер выбрал верную интонацию. Здесь то и дело начинает казаться, что он всё-таки перемудрил и заплутал в собственном сверхзакрученном сюжете, не сумев предложить столь же достойной, как и завязка, кульминации, не сумев выйти из запутанного лабиринта, сохраняя не только атмосферу, но и логику повествования.
Не помогают автору в этом и особенности выбранного шрифта: в нём сделаны попытки на письме разделить стоящих по разные стороны персонажей и передать звуковые особенности заражённого героя – но читать написанные таким образом диалоги порой даже физически некомфортно, уж больно напрягаются глаза!.. Если такова и была авторская задумка – окей, задача выполнена, цель достигнута… Но только не стоит теперь удивляться, что искренне полюбить эту книгу вряд ли получится.
Читайте также:
Бумажные комиксы. «Бэтмен, Который Смеётся» Джеймса Тайниона IV
Бумажные комиксы. «Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 1»
Бумажные комиксы. «Тёмные ночи: Бэтмен. Металл. Книга 2»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Чёрное зеркало»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Двор Сов»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Нулевой год»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Смерть семьи. Эндшпиль»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Клетки»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Человек из ниоткуда»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Скотта Снайдера: «Кроткие»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеймса Тайниона IV: «Список»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеймса Тайниона IV: «Бэтмены навсегда»
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Джеймса Тайниона IV: «Одинокое место для жизни»
Бумажные комиксы. «Джокер. 80 лет знаменитому злодею»