Максим Марков | Бумажные комиксы. «Призрак в доспехах» Сиро Масамунэ: 1

29.01.2021 12:35

Часто ли мы можем прочитать в манге про «политику подавления сепаратизма» или про то, что «основанный чисто на потреблении образ жизни – это как раз и есть насилие», а «когда порабощённые страны пренебрегают взятыми на себя обязательствами, великие державы начинают голодать», «нехватка рабочих рук становится причиной использования на производстве рабсилы», что, разумеется, «не совсем соответствует идеям социализма»?..

А вот Сиро Масамунэ подобных разговоров совсем не боится, и его легендарный и даже культовый «Призрак в доспехах» – не только шедевр киберпанка, но и в какой-то мере ответ разнообразным философско-политическим теориям, для привлечения внимания помещённый в эффектную упаковку книжки с картинками.

В общем, как здесь говорится, «есть вероятность, что это ловушка, но нырнуть нам всё равно придётся».

Фрагмент панели из манги Сиро Масамунэ «Призрак в доспехах 1» («Отряд особого назначения»)

В 2029 году, уже после «неядерной четвёртой мировой», всю планету опутывают «компьютерные сети транснациональных корпораций», «перенося величайшую в мире ценность – информацию». Перед каждой страной – в том числе и перед Японией – стоят теперь новые цели, и решать «задачи особой важности» призван Отряд особого назначения – специальная антитеррористическая группа Службы общественной безопасности, искореняющая преступность нового типа и отчитывающаяся напрямую премьер-министру. По слухам, этот глубоко засекреченный Девятый отдел – «отряд убийц на службе у правительства», однако самим бойцам очевидно: «Такой отряд, как наш, нужен государству в любые времена. Поэтому нам-то терять нечего!»

Разворот манги Сиро Масамунэ «Призрак в доспехах 1» («Отряд особого назначения») © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Только майор Мотоко Кусанаги («имя вымышленное, поскольку раньше она служила в силах самообороны») вместе со своими подчинёнными обладает «необходимыми навыками» для выполнения невыполнимых, как правило, миссий:

– разоблачение так называемого Центра духовной помощи, в котором, согласно официальным данным, «дают кров сиротам, потерявшим на войне свои семьи», а на деле же буквальным образом «промывают мозги»;

– раскрытие секретных планов бывшего военного диктатора, «который надеется получить у нас политическое убежище», и выслеживание «хакера, взломавшего переводчицу министра иностранных дел» (а это «самый выдающийся хакер за всю историю киберпреступности»);

– или, например, преследование советского шпиона, направляющегося в район, «где раньше располагалась военная база подводных лодок Советского Союза» (в этом недальновидном, как выясняется, будущем СССР не просто всё ещё существует, но и отдал-таки Японии спорные территории – так как «установить выгодные экономические отношения с ЕС» не получилось, с юга «всё больше и больше давили мусульмане», а потому решено было укреплять связи на Востоке, заодно активно развивая «и сибирские атомные станции, и подземные города»).

Ну и так далее, и тому подобное. Результаты всех этих операций могут иметь широкий общественный резонанс – вплоть до отставок на самом высоком уровне.

М-да, я, конечно, слышал, что в конце прошлого столетия из Советского Союза было вывезено немало золота. Но здесь-то оно как очутилось?



Сказать прямо, Сиро Масамунэ – автор мудрёный, и читать «Призрак в доспехах» непросто – в том смысле, чтобы и понимать, о чём речь, и следить за развитием событий. Все эти примочки с промывкой мозгов, со звуковыми волнами, воздействующими на сознание, с кибертелами и искусственным интеллектом – да к тому же обильно приправленные политическими интригами и прочими сложно-тонкостями, – всё это очень заковыристо даже для морально подготовленного, продвинутого читателя.

Ведь по сути своей «Призрак в доспехах» – это вовсе не фантастическая манга с детективно-приключенческими элементами, а титанический философский труд с детально прописанной концепцией нафантазированного мира, с уникальным и невероятно продуманным взглядом на положение вещей.

Взять хотя бы одну из центральных идей: что есть живое существо? «Современная наука всё ещё затрудняется дать определение жизни», – сетует лишённый собственного тела персонаж, отказывающийся при этом признавать себя искусственным интеллектом: «Я живое существо, родившееся в океане информации». Душа, как полагают некоторые, может быть «даже у пластиковых кукол», не говоря уже о роботе, который «до отказа напичкан всякими кибертехнологиями» («У него-то душа легко может быть!»), но не идёт ли тут речь о, скажем так, более низком понимании этого слова?..

Вынесенный в заголовок «призрак», согласно авторскому определению, – «дух, соединённый с телом»; он и есть – признак разума, а стало быть – жизни. Однако любой индивид данного мира рискует подвергнуться хакерской атаке, в ходе которой в него могут быть загружены «и фальшивые воспоминания, и сны», отчего получится, что «вся существующая информация реальна, но в то же время иллюзорна». Поэтому даже Мотоко, вполне уверенная в своём происхождении, иногда задумывается: «А что, если я давно умерла и теперь искусственное тело и кибермозг только имитируют мою личность?»

Разворот манги Сиро Масамунэ «Призрак в доспехах 1» («Отряд особого назначения») © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

А вот, например, как рассуждают иногда футикомы – обладатели искусственного интеллекта:

Мы как ИИ превосходим людей по качеству обработки информации! Мы сильнее, мы стандартны, легко воспроизводимы, и наш срок службы намного дольше! Мы без труда установим своё господство над человечеством! Построим же наш идеальный мир ИИ!

«И какая нам от этого польза?» – звучит голос из толпы, приостанавливающий (временно?) развернувшуюся было дискуссию. Но даже без пользы как таковой «вероятность восстания роботов сильно возросла»: с каждым годом увеличивается «количество случаев, связанных с саморазрушением», когда роботы добровольно выводят себя из строя, «тем самым будто бы позволяя себе напасть на человека». А всё отчего?

Роботы становятся ненужными, вот и начинают бродяжничать, а некоторые и вовсе дичают. Особенно плохо обстоят дела с секс-роботами и роботами со всевозможных производств. Выпускаются всё новые и новые модификации. И потребители предпочитают приобрести новую модель взамен старой. Психологи бы сказали, что в век чрезмерной информатизации души людей пустеют. Или что коммерция способствует появлению особых желаний. Ну а роботы хотят только одного: чтобы их прекратили выкидывать на свалку.

Одна из оригинальных обложек манги Сиро Масамунэ «Призрак в доспехах»

Дополняет ощущение титанического, повторюсь, философского труда своеобразная книга в книге – размещённые на полях обильные авторские комментарии, которые Масамунэ советует читать отдельно от собственно манги (только вот сделать это получается далеко не всегда). Именно в этих строчках, присутствующих едва ли не на каждой странице, с максимальной отчётливостью проявляется маниакальная погружённость творца в созидаемое им произведение. Именно здесь он позволяет себе:

– прояснить свою собственную позицию по тому или иному вопросу («Что касается северных территорий, было бы замечательно, если бы и японцы, которые жили на них, и советские люди, которые живут там сейчас, смогли как-нибудь сосуществовать. Но никто не ищет решения: каждая сторона лишь талдычит о своих исторических правах на эти земли. {…} Хотя я понимаю, что Горбачёв в нестабильном положении и не может выработать стратегию по этому вопросу…»),

– в меру расплывчато порассуждать («В мире власть зачастую равнозначна справедливости, однако есть и противоположное мнение, гласящее, что во власти справедливости нет»),

– порекомендовать дополнительную литературу («Тем, кто хочет узнать о них больше, следует прочитать книгу «Разговор о микроорганизмах: от вина до компьютеров») или новые впечатления («Наверное, найдутся люди, которым противно слышать о спаривании слизней, но, знаете, в этом процессе есть своя чувственная красота. Вам стоит на него взглянуть»),

– а то и просто признаться в некоторых огрехах, которые вполне могли быть приняты за своеобразный замысел («Рисовать эту сцену было скучно, поэтому я её опустил»).

Разворот манги Сиро Масамунэ «Призрак в доспехах 1» («Отряд особого назначения») © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Впрочем, чуть легче становится (чуть-чуть), когда видишь в конце книги два чёрных разворота с аккуратно собранным «постраничным списком звукоподражаний»: по требованию автора вмешательство в оригинальный рисунок было строжайше запрещено, а потому все эти «топ-топ», «бам-бам», «стук-стук», «шурх-шурх», «дёрг-дёрг», «дрыг-дрыг» да «хлоп-хлоп» не просто венчают данное издание, но даже как будто бы символизируют собой умиротворяющую и успокаивающую точку: нет, это всё-таки манга.

Вчитайтесь, кстати, в надписи на транспарантах во время протестов против полицейского беспредела: «Нет насилию!», «Нет пиратской манге!», «Нет атомной энергии!»… Стойте, что?!.

Обложка манги Сиро Масамунэ «Призрак в доспехах 1» («Отряд особого назначения») © ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус»

Читайте также:
Возвращение супергероя: Карл Маркс становится героем комиксов. «Манифест Коммунистической партии» в графической адаптации Мартина Роусона
Бумажные комиксы. «Трансметрополитен» Уоррена Эллиса: №1
Бумажные комиксы. «Валериан» Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера: 1
Бумажные комиксы. «Валериан» Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера: 2
Бумажные комиксы. «Хранители» Алана Мура и Дэйва Гиббонса
Бумажные комиксы. «V – значит Vендетта» Алана Мура и Дэвида Ллойда
Бумажные комиксы. «НАС3» Гранта Моррисона
Бумажные комиксы. «Y: Последний мужчина» Брайана К. Вона: «Издание делюкс. Книга 5»
Бумажные комиксы. «Атака на титанов» Хадзимэ Исаямы: том 15
Бумажные комиксы. «Death Note» Цугуми Ообы и Такэси Обаты: «Black Edition. VI»
Бумажные комиксы. «All you need is kill. Грань будущего» Хироси Сакурадзаки: Книга 1
Бумажные комиксы. «All you need is kill. Грань будущего» Хироси Сакурадзаки: Книга 2
Бумажные комиксы. Ноябрьский анонс-2020. Часть 2: манга
Бумажные комиксы. Постновогодний анонс. Часть 2: манга

2187

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×