Максим Марков | Бумажные комиксы. «Блэксэд» Диаса Каналеса и Гуарнидо: книга 1
«Блэксэд» отдаёт дань кинематографическому нуару: частный детектив расследует убийство актрисы, совершённое, возможно, сбежавшим сценаристом… Похоже, чёрный леопард заменил Хамфри Богарта.
Первая публикация – 4 февраля 2016 года
Условные весы, на правой чаше которых – снисходительное представление о комиксах как о детском развлечении, а на другой – почтительное отношение к графическим романам как к специфическому «взрослому» жанру, вновь чуток склонились влево. На русском языке вышел первый том «Блэксэда» Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо – восхитительный оммаж литературному «крутому детективу» и нуару, киножанру, в середине прошлого века столь же популярному, как и вестерн, да и сейчас не утратившему своей ни с чем не сравнимой притягательности. Автору романа удалось поймать интонацию и соблюсти все давно установленные правила игры, а художнику – блестящими иллюстрациями воссоздать атмосферу минувшей эпохи.
Книга содержит две повести – два дела, расследование которых ведёт Джон Блэксэд, частный детектив в длинном непромокаемом плаще. Сперва («Где-то среди теней») он ищет убийцу своей бывшей возлюбленной, знаменитой актрисы, в упор застреленной в собственной спальне. Схватившись за единственную ниточку (одновременно пропал ухажёр Натальи, сценарист Леон), Блэксэд постепенно добирается по ней до пункта назначения - чтобы не просто обличить преступника, но и расквитаться за причинённую тем сердечную боль: «Там, снаружи, скрывался подонок, виновный в двойном убийстве. Он убил не только её – он убил мои воспоминания».
Во втором случае («Полярная нация») водоворот событий запускает исчезновение маленькой девочки, живущей в некогда элитном районе, в последнее время растерявшем свой былой лоск из-за целого ряда социальных сломов. Здесь герою предстоит столкнуться с процветающим и беззастенчиво декларируемым расизмом: «Близится день, когда мир вновь окажется в наших руках, в руках белой расы, которую Бог создал для того, чтобы управлять другими!..» – что и окажется в итоге ключом к зловещей разгадке.
«Однажды я напишу мемуары. Мне есть о чём рассказать. Я был свидетелем и участником событий настолько невероятных, что все, конечно, примут их за бредни начинающего писаки – в мире просто не может быть такого количества зла…»
Характерные приметы нуара угадываются моментально: насмотренный читатель узнает жанр если не на первой, то уже на третьей странице. Лаконичный слог, сочно выписанные характеры, хлёсткие диалоги в сочетании с выверенными мизансценами и предельно точными ракурсами никак не дадут ошибиться. Комментарий к стычке: «Он испортил мой плащ. Не думаю, что в мире найдётся сыщик, который спустит такое на тормозах». Драка на кладбище: «Как описать этих типов?.. Представьте, что надгробия вдруг оторвались от могил и отправились на прогулку». Очередная угроза: «От тебя много грязи, а на снегу её видно особенно хорошо», - и спокойное философское размышление, не сбивающее с курса: «Да, в этом квартале моя физиономия и впрямь никому не по вкусу… Однако я намеревался и дальше светить ей на каждом углу – по крайней мере, пока не найду ребёнка».
Но если всё-таки в душу закрались сомнения, их точно развеют примечания – обстоятельно рассказывающие не столько о самом романе, сколько об исчезнувшем мире, который авторы с такой любовной восторженностью воссоздают на этих страницах. И что забавно: примечания к примечаниям - приблизительно одного объёма, и всё легендарные имена да культовые названия: Хамфри Богарт, Лорен Бэколл, «Мальтийский сокол», «Двойная страховка»!.. При довольно небольшом объёме – весьма полноценный экскурс в историю жанра, поблагодарить за который следует, разумеется, особо.
Осталось упомянуть ещё один немаловажный момент – очевидный, впрочем, по приведённым выше иллюстрациям. Герои романа живут человеческой жизнью, но имеют (как бы тут помягче выразиться) … звериный облик. Сам Джон Блэксэд – чёрный леопард, комиссар Смирнов – волк, лейтенант полиции – лис, кинопродюсер – морж, репортёр – хорёк, президент США – орёл, костяк расистов составляют белые медведи, их противники – чёрный бык и вороной конь, среди других персонажей – горилла, игуана, мышка, крыса, бурый медведь, носорог, жаба, песец и даже пингвинчик. Но придуманы и нарисованы они так, что никаких «детских поддавков» тут нет и в помине: как люди, все они имеют чувства, у них так же текут кровь и слёзы, они также способны на подлость и предательство. Они – живые, и это – несомненное достоинство «Блэксэда».