Максим Марков | «Левиафан», разобранный по косточкам: четвёртая глава
У многих возникает вопрос: а зачем мы вообще это делаем? В чём смысл проекта? Что интересного в том, как Звягинцев снимал камни?..
В принципе, ответ был уже дан в предыдущих записях этого блога. Но, пожалуйста, ещё раз.
Не воспринимайте этот рассказ как поиск смыслов «Левиафана» - которые мы если и будем затрагивать, то не останавливаясь на них слишком долго. Данный проект ориентирован не столько на зрителей, сколько непосредственно на кинематографистов, как уже состоявшихся, так и - в первую очередь! – будущих. Режиссёр с мировым именем на примере своего самого совершенного (как лично мне кажется) фильма делится уникальным опытом, объясняя, какая работа стоит за каждым кадром и кадриком картины, какая ответственность лежит на всей съёмочной группе и что вообще это значит – перенести бумажный сценарий на большой экран. Как даже камень снять таким образом, чтобы он производил неизгладимое впечатление.
Так что воспримите это как долгую лекцию, цель которой – разобрав отдельный фильм на составные кусочки, показать, как делается кино.
Ну а конкретно здесь, в блоге, я уже «перевариваю» полученную информацию, отбирая те факты, которые могут быть интересны поклонникам непосредственно «Левиафана». Итак, в четвёртой главе мы узнали, что…
- Дома, которые во время проезда Николая по посёлку видны на переднем плане, давно заброшены, но в домах через дорогу и сейчас живут люди.
- Большое здание, заметное в кадре, когда машина поднимается по дороге, - заброшенная школа.
- Дорога, вырубленная в скале, появилась не так давно: её прорубили в сторону океана ради проезда к новому месторождению «Газпрома». Группа «Левиафана» работала именно здесь в самый первый свой съёмочный день – над кадром, когда Николай рано утром отвозит сына в школу.
- Кадр с проездом машины мимо скал имел два варианта. В фильм не вошёл тот, где камера пропускала автомобиль, оставаясь неподвижной.
- Прибывающий на станцию поезд был специально заказан для этого эпизода, но времени на съёмку было очень мало: один час двадцать минут. Снимать поезд, который прибывал бы на станцию согласно расписанию, было нецелесообразно по нескольким причинам, одна из которых заключается в том, что кадр могли испортить выходящие пассажиры, неосведомлённые о съёмках. Сейчас же в кадре – подготовленная местная массовка, задание которой давал непосредственно режиссёр. Даже открывающая дверь вагона проводница – женщина из массовки, проинструктированная настоящей проводницей.
- Человека, работающего в массовке и, в особенности, получающего персональное задание, отличают, по словам Звягинцева, минимум три параметра: он должен быть вменяем; ему подбирают костюм; ему запрещено смотреть в сторону камеры.
- Девушка на перроне в голубом костюме – реквизитор картины.
- Цвет поезда был отобран заранее: красный локомотив и классические, с жёлтой полосой, зелёные вагоны.
- Режиссёр уверен, что в некоторых случаях можно пренебречь реализмом, и приводит в пример финал фильма Андрея Тарковского «Жертвоприношение», всем понятый, но не имеющий логического объяснения. В случае с «Левиафаном» было неважно, что Владимир Вдовиченков входит в кадр слишком рано – но если вдуматься, то очевидно, что он не ехал на этом поезде.
- Всё пространство в кадре прибытия поезда не подвергалось никаким изменениям. Это настоящая железнодорожная станция города Оленегорск, «играющая» в фильме станцию в вымышленном городе Прибрежный, в четырнадцати километрах от которого находится посёлок Загорье, где живёт семья Николая.
- Город Прибрежный и посёлок Загорье составлены из пяти настоящих населённых пунктов Кольского полуострова: Териберка, Кировск, Оленегорск, Мончегорск и Лодейное. В Кировске, например, снимали эпизоды в гостинице, экстерьер милицейского участка и некоторые проезды, в Мончегорске – центральную площадь перед мэрией и сам кабинет мэра.
- Машину Николая купили специально для съёмок, подобрав ему неприхотливый мужской вездеход. Его выкрасили в «запылённый голубой» цвет, хорошо контрастирующий с некоторыми объектами – в частности, с серо-зелёным ягелем.
- Варианты машин для каждого из героев были предложены художником-постановщиком Андреем Понкратовым. Только у Степаныча в сценарий изначально была вписана «Нива».
- Вход в гостиницу также не подвергался намеренным разрушениям или декорированию: в кадре он такой, какой есть на самом деле.
P.S. ООО «Нон-Стоп Продакшн» особо просит указывать на то, что сделанные мною скриншоты могут использоваться только в рамках настоящего проекта.