Интересно посчитать, сколько на сегодняшний день снято фильмов на тему «Мы и искусственный интеллект». Если говорить о сериале «Люся», то уже на уровне названия приходит в голову хит «Люси» Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон, где главная героиня под конец находится буквально везде. Если взять сюжет об умной колонке, то тут, бесспорно, вспоминается любовная история Спайка Джонса «Она» с Хоакином Фениксом, влюбившимся в операционку, говорящую голосом, опять же, Йоханссон. Можно привести в качестве примера ещё несколько десятков тысяч кинолент, сериалов и документальных фильмов, но чем можно в 2022 году удивить зрителя, когда у каждого пятого в доме стоит умная колонка и вряд ли найдётся человек, не пытавшийся хоть раз в жизни поговорить с «Алисой» или с Siri? Правильно, ничем.
Продюсеры Good Story Media решили удивить проверенным способом – это взять в качестве постановщика популярного сюжета режиссёра, известного по некоммерческим сложным историям. В данном случае, им оказался Иван И. Твердовский, автор вербатима «Конференция» о теракте на Дубровке и «Класс коррекции» о детях с отклонениями в здоровье. Судя по тому, что говорят о работе над «Люсей» артисты, занятые в съёмках, на площадке царили любовь и доверие. Фильм действительно снят с любовью и доверием, но результат смущает чуть ли не на каждом повороте сюжета.
Сеня (Данила Козловский) – крутой компьютерщик, который изобрёл умную самообучающуюся колонку под названием «Люся». Только радости от неё никакой. Жена (Дарья Савельева) не понимает Сеню и хочет развода, маленькие дочки объявляют голодовку, начальник и, по совместительству, единственный друг Гриша (Иван Макаревич) хоть и ласково, но требует завершения какой-то рутинной работы. Тут ещё пришла беда, откуда не ждали: появившийся у Сени на пути депутат Комов (Максим Виторган) случайно погибает, и его сын-гопник обвиняет во всём именно Сеню. Тут ещё нарисовывается вдова Нина (Кристина Асмус), которая чуть ли не насильно склоняет Сеню к измене, и жизнь становится ещё хуже, чем раньше. Но бразды правления берёт «Люся»: наказывает обидчиков, отмазывает своего изобретателя от тюрьмы, пытается устроить его личную жизнь, работу и взгляды на мир. Она перестаёт быть просто колонкой и оказывается везде: от лифтов до беспилотных доставщиков еды. И вот уже Сеня готов вшить самому себе чип, чтобы ещё больше сблизиться со своим детищем.
Начинается всё довольно бодро и весело. Детсадовские воспитательницы вызывают Сеню и супругу Лену, чтобы понять, почему их дочь Варя везде носит бутафорский топор, спит с ним и разговаривает. Родители не дают ответа и тихо хихикают, как и сценаристы, в то время как зритель должен делать свои предположения насчёт этого драматургического хода: если дети общаются с игрушками, то взрослым тоже представляется нормальным разговаривать со своими гаджетами. Только дети кажутся живее и игрушки у них веселее, хоть и в виде окровавленного топора, чем у их родителей.
Во всём надо быть последовательным – и к тебе потянутся люди. Данила Козловский последовательно хочет избавиться от героического имиджа и в «Люсе» играет унылого забитого айтишника с дурацкой причёской, не снимающего одну и ту же рубашку днями и неделями. Даже его начальник устанавливает на турникетах в офисе программу Smile ID, которая узнаёт работников только по улыбке, а то «в будущее с такой кислой рожей нельзя». Кристина Асмус последовательно занимается воплощением того, что называется «good girl gone bad», и здесь исполняет роль дурно одевающейся девицы с низкой социальной ответственностью. Режиссёр Иван Твердовский последовательно вводит в жанр свою правду жизни, где мир жесток, все матерятся, гопники ведут себя отвратительно хоть дома, хоть в ресторанах (например, сын Комова выливает на лицо Нине добрый флакон зелёнки), депутаты бухают, а любовники-мямли таскаются за своими пассиями с «живой водичкой» и «тортиками».
Но ни у кого не получается быть последовательным так, чтобы мы кому-то сопереживали. Мы не болеем за Сеню, настолько он беспомощен и уныл. «Меня унизили на глазах моих детей, меня не уважает жена», - бесконечно бормочет герой Козловского, глядя в пол. Мы не болеем за Нину, настолько героиня безвкусна и пошла. Мы даже не болеем за прекрасную актрису Дарью Савельеву, точнее за её Лену, выбравшую себе в любовники какого-то плюшевого Серёжу (Евгений Гомоной), ещё хуже Сени. Обидно за режиссёра, потому что Иван, оказавшись в формате ситкома (серии длятся по 20-25 минут), пытается справляться с новыми для него ритмом и условиями труда, хочет понравиться одновременно и своим фанатам, и завсегдатаям платформы Premier. Где-то это выходит хорошо, где-то категорически нет, ему тесно и в формате, и в жанре, и в не им придуманной истории. Лишь бы актёрам было весело.