Максим Марков | Препарируя «Левиафан»
«Левиафан» принадлежит к тому числу фильмов, что сильно выигрывают при пересмотре. То есть, он и так очень крут – но когда смотришь заново, открываются дополнительные детали. Которые необыкновенно важны как раз потому, что первое достоинство картины – в её недоговорённости. Это в «Дураке» Быков десять раз мораль проговаривает, а Звягинцев твёрдо стоит на принципе: как фильм смотрел – так его и понял.
Так вот, мне в «Левиафане» ещё с первого раза всё было понятно – и даже удивляет, что многие считывают ключевые моменты иначе. Но всё же насчёт одного персонажа у меня полной уверенности нет – поэтому нужна, что называется, помощь зала. Мне кажется, что на кадрах - один и тот же человек, и учитывая, когда он появляется, это вообще совершенно всё проясняет. Но стопроцентно я не уверен, зрение порою подводит. Поэтому нужно ваше мнение: это один мужик – или всё-таки два разных?..