Максим Марков | «2morrow/Завтра» 14
Чтобы не заканчивать цифрой 13, выскажу ещё несколько соображений, касающихся уже не фильмов, а собственно фестиваля – дабы закрепить впечатления.
Невозможно не заметить, что в этот раз фестиваль прошёл необычайно успешно с точки зрения проданных билетов. Необычайно, во всяком случае, для меня – потому что я хорошо помню, как некогда смотрел конкурсные фильмы в одиночестве. Не могу, правда, сказать за все годы – по уважительным причинам я точно пропустил самый первый фестиваль и предыдущий, седьмой, и наверняка ещё один или два между ними. Но это было - пустые залы. Замечательно, что теперь это в прошлом.
Я вижу этому несколько причин. Во-первых, конечно, надо иметь в виду, что чисто зрительно залы «Музея Москвы» отличаются от залов ЦДХ и «35 мм», а это не может не сказываться на точности подсчёта. Но важен всё же не размер помещения, а стремление людей в него попасть. Вот сейчас я это стремление увидел. Во-вторых, организаторы смотра, наконец, поняли, что утренние сеансы в будни не нужны никому, кроме критиков, – и практически полностью убрали их из сетки. Правильное решение.
Но самое главное, мне кажется, в том, что фестиваль наконец-то перестал настаивать на октябрьских сроках. Если знать всю предысторию, произошло это вопреки воле оргкомитета – так расположились звёзды. Но то, что изначально (быть может) казалось бедой, стало залогом успеха. Дело в том, что октябрь – перенасыщенное событиями время. Я как-то подсчитывал, что в какой-то год в Москве в этот месяц проходило где-то семь фестивалей. СЕМЬ!!! Ужас какой. Некоторые из них были разной направленности, но по меньшей мере четыре претендовали на одного и того же зрителя. Но каким же это надо быть зрителем, чтобы всё это посмотреть?.. Физически уставали даже те, для кого поход в кино – работа; а каково было тому, кто ещё и платил за билет?.. Даже если рассчитывать на киноманов с достатком, зарплаты у людей всё равно не резиновые.
А январь – месяц пустой. Когда-то здесь были «Лики любви», но уже давно эта временная ниша свободна. Отгуляв Новый год и насытившись «оскаровскими» просмотровками, интересующийся зритель готов к новым впечатлениям. К тому же, что правильно было обыграно отборщиками, начало нового года – это ещё и закрепление итогов прошлого, некий рубеж, подводящая итоги черта. Подобная подача помогла вовлечь в программу участников и лауреатов не отдельных, а едва ли не всех крупных международных фестивалей плюс номинантов Европейской киноакадемии. И это тоже сыграло свою роль для зрителя.
Очень удачным оказалось и новое месторасположение фестиваля: «Музей Москвы» - в двух шагах от метро, что для некоторых порой чисто психологически важнее качества какого-либо фильма. До ЦДХ или «35 мм» надо было ещё идти, а тут раз – и ты уже в зале. Жаль, конечно, что все три фестивальных зала располагались в разных корпусах. Летом это вообще не составило бы проблемы, а тут были морозы – и приходилось перебегать между сеансами в одной только шапке.
Очереди в гардероб – в числе тех технических неувязок, с которыми ещё предстоит фестивалю бороться. Сюда же примыкает и другой несомненный минус: постоянная задержка сеансов. Ещё ничего, если ты собираешься и следующий фильм смотреть в этом же зале: понятно, что одно на другое не наедет. Но если следующий сеанс – по соседству?.. К сожалению, мне по этой причине пришлось пропустить две картины. Для чего составлять такое плотное расписание и затем ему не соответствовать – загадка. Задавать которую, впрочем, приходится не только на «Завтра».
Однако главной бедой фестиваля, как это ни парадоксально, являются … сами зрители. Та, во всяком случае, их часть, что позволяет себе вольготно разговаривать во время сеанса. Таких людей, к прискорбию, по прежнему очень много. Они считают, что им следует сказать «спасибо» только за то, что они вообще соизволили сюда прийти. Пытаясь соответствовать моде, они приходят на «что-то модное», занимают места и словно бы говорят: «Ну, крутите там своё кино уже», - и не стесняются обсуждать его по ходу дела, вовсе не обращая внимания на прочих присутствующих. А есть ещё те, кто, подобно Цезарю, одновременно и смотрит фильм, и читает ленту в своём фейсбуке. Даже не думая, что экран смартфона светит в глаза соседям. Да, это, случаем, были не вы?..
Вот будь я на месте фестивальщиков, я бы лучше купил права не на «Нимфоманку», а на куда более значимое произведение фон Триера, его лучшую, я думаю, работу, которая не растеряет своей актуальности, наверное, во все времена. Я про его короткометражку для альманаха «У каждого своё кино», в которой он лично убивает излишне разговорчивого соседа. Будь я продюсером фестиваля, я бы эту новеллу показывал перед каждым сеансом – а потом ещё лично бы выходил и говорил: «Уважаемые друзья. Спасибо, что вы пришли и вас так много. Всем нам это очень приятно. Но если вы будете болтать или сидеть в фейсбуке в то время, как мы вам показываем кино, наши волонтёры сфотографирую вас – и повесят ваш портрет на Доску Позора. Куда мы в перерывах будем кидать дротики». И вот если бы зрительская масса исторгла из себя разговорчивых отщепенцев и действительно замолчала, тогда бы удовольствия от кино было бы куда больше. Работу с Культурой Зрителя во всех смыслах этого понятия лично я вижу главной задачей любого фестиваля.
Но это всё впечатления общего плана. О кино же скажу лишь то, что программа была собрана вменяемыми профессионалами и не вызывает с моей стороны никаких нареканий. За эти дни я посмотрел пятнадцать фильмов - впечатления разные, но концепция очевидна. А концепция в фестивальном деле, пожалуй, самое главное. За неё – отдельное спасибо.