Максим Марков | «2morrow/Завтра» 13
«2morrow/Завтра», Tomorrow: «10.000 км» (10.000 KM)
Испания – США, реж. Карлос Маркес-Марсет, в ролях: Наталия Тена, Дэвид Вердагер.
Серхи и Алекс (Александра) вместе уже семь лет и задумались, наконец, о ребёнке. Но тут, как назло, её приглашают стажироваться в Лос-Анджелес: это шанс, которым хотелось бы воспользоваться. Он же остаётся в Барселоне. Им предстоит прожить целый год друг без друга, довольствуясь исключительно виртуальным общением, благо скайпу десять тысяч километров не помеха.
Главная приманка фильма – то, как здорово здесь вовлечены в процесс современные технологии, меняющие и обогащающие жизнь человека. Да, они пока что не позволяют прикоснуться к любимому, игнорируя расстояние. Но согласитесь: ещё относительно недавно Алекс бы просто уехала – и всё, пару соединяли бы лишь написанные рукою письма. Теперь не так, ты можешь и поговорить, и помолчать с уехавшим в режиме реального времени.
Скайп вовлекается в кинооборот со всё большей силой. Режиссёры видят в нём огромный потенциал, даже несмотря на такие его особенности как зависания, «квадратики» и «украденные» сетью кадры. Или наоборот, благодаря им: понятные всем ограничения – это ведь тоже визуальная эстетика.
Для того чтобы избежать обвинений типа «такое кино и школьник снимет», режиссёр демонстрирует всё своё мастерство уже в прологе, снятом одним длинным-предлинным планом. В него помещаются а) секс и обсуждение возможного зачатия, б) чистка зубов, в) пока он принимает душ, она получает меняющее всё письмо, г) за завтраком, обсуждая приглашение, они успевают поссорится и помирится, д) после чего присутствует даже намёк на танец. После такого начала можно переходить уже и к техническому эксперименту.
К чести Карлоса Маркеса-Марсета, он увлекается не столько технологией, сколько чувствами, которые можно высечь от соприкосновения с ней. «10.000 км» - это пронзительная мелодрама о расставании, понятная многим, а кем-то наверняка пережитая и на собственном опыте. Что такое год? Всего лишь время с января по декабрь. Что такое год без любимого или любимой? Период жизни, практически невыносимый. Титры отсчитывают дни: 2, 5, 16, 33, 59, 71, 88, 93, 128, 162, 201… Каждое включение – сгусток эмоций. Сперва сдержанных (ничего, выдержим), потом прорывающихся наружу.
В качестве цементирующего зрительское внимание средства выступают постоянные шутки, до поры до времени фонтаном выплёскивающиеся из уст Серхи. Он: «Ты пойдешь на вечеринку пьяной» - «У меня ещё три часа» - «Есть время, чтобы стошнило дома». Она: «Знаешь, чего мне хочется?» - «Знаю, ты сосёшь вилку». Смех – самый верный способ сделать так, чтобы публика полюбила героев. Его удачное использование говорит о том, что это не абы как снятый фильм («О, давайте что-нибудь сделаем со скайпом!»), а тщательно продуманное кино с чётко прописанным сценарием.
Таким образом, присущий скайпу минимализм не отменяет умения работать со словом, образами и сюжетным движением. А всеобщая доступность того или иного технического приспособления – ничто без наличия у снимающего таланта.