Максим Марков | «2morrow/Завтра» 07
«2morrow/Завтра», Конкурс: «Рядом с ней» (At Li Layla)
Израиль, реж. Асаф Корман, в ролях: Лирон Бен-Шлуш, Дана Ивги, Яков Зада Даниэль.
У красавицы Хелли есть сестра Габби, инвалид от рождения. Габби любит стучаться головой об пол, пить кофе и раздеваться. Соседи стуками крайне недовольны, хотя и терпят вечерами громкую музыку, доносящуюся из других квартир. Мать девушек заходит к ним лишь наскоками, оставляя все заботы о больной старшей дочери. Которая, несмотря ни на что, отказываться от сестры не собирается – и просто прячет телевизор на ночь в соседнюю комнату, чтобы Габби его ненароком не сломала.
Фильмы об инвалидах – жанр особый. Тут надо право иметь – снимать о таком. У сценаристки и исполнительницы главной роли такое право, кажется, есть: синопсис сообщает, что лента основана на личном опыте. И хорошо, что она смогла взглянуть на этот опыт со стороны.
Очень легко при таком сюжете впасть в слезоточивую пошлость. Авторы картины этого удачно избегают, демонстрируя не только весь ужас ситуации, но и забавные её стороны. Рядовому человеку, пожалуй, и не вообразить, каково это – прожить всю жизнь с тем, кто требует едва ли не ежесекундного пригляда. Фильм в эту сторону не давит. Показывая, конечно, такие подробности как бритьё подмышек или чистка зубов, но не упирая на жалость, не выпячивая трагедию. Многочисленные смешные моменты служат необходимой разрядкой: смеяться, может, и грех, но режиссёр разрешает – иначе с ума сойти можно. И такой подход работает в пользу истории, оставляющей после себя пусть и горькие, но всё-таки светлые впечатления.
Создатели фильма тянут зрителя за собой ещё и любовной линией: Хелли, работающая охранником в школе, западает на нового физрука, 34-летнего Зохара, до сих пор живущего с мамой. Он сразу как-то нормально принимает Габби и даже переезжает к сёстрам, не только ничего не испугавшись, но даже выказывая неподдельное участие. С ним же будет связан единственный принципиальный конфликт, возникающий здесь в последние пятнадцать минут, когда, казалось бы, всё уже закончено и ясно. Без этого конфликта можно было бы, наверное, обойтись, но и с ним картина не становится хуже.
В целом это одна из самых «зрительских» лент фестиваля, вызывающая не только предсказуемое сочувствие, но и симпатию. Она жизненна, действие не выглядит натянутым, актёры поразительно естественны и свободны. Такие фильмы имеют, как правило, долгую жизнь, становясь в своём сегменте лидерами по скачиванию. Есть надежда, что такое кино делает мир и правда чуточку лучше.