Максим Марков | «2morrow/Завтра» 04
«2morrow/Завтра», Tomorrow: «Прекрасная молодость» (Hermosa Juventud)
Испания, реж. Хайме Росалес, в ролях: Ингрид Гарсия Джонссон, Карлос Родригес, Инма Ньето, Фернандо Барона, Хуанма Кальдерон, Патриция Менди, Мигель Гуардьола.
Карлосу 23, Наталии 22, вместе они уже больше двух лет. Но счастья мало, так как мало денег. У него больная мать, на стройке платят гроши. У неё мать здоровая, но скупая и требовательная: муж бросил с тремя детьми, потому без строгости тут никак не справишься. Паре остаётся только мечтать, что когда-нибудь у них будет свой дом и «феррари», а пока – работы нет, кругом одно болото. На этом фоне Наталия узнаёт, что беременна.
Для того чтобы на фильм об испанской молодёжи пришёл полный зал, имеется один манок: в синопсисе слит тот факт, что в качестве подработки он и она решаются сняться в порно. Но кто губу раскатал, тот её и закатал – ничего «такого» здесь не показано. Разделись / поцеловались / монтаж / 600 евро (которые они к тому же делят пополам, что и наивно, и несправедливо: девочки в этом бизнесе всегда получают больше, тут героиня могла бы и призадуматься насчёт моральных качеств своего кавалера). В дальнейшем про порно решительно забывают, весь сюжет перекладывая на образовавшуюся беременность, увенчавшуюся рождением дочки. Хотя ведь тот мужик говорил им: заходите ещё, лёгкие деньги, милости просим. Но нет: герои страдают от безработицы и безденежья – но речь о том, чтобы повторить, всё не заходит и не заходит. Чувства зрителей обостряются до предела, ожидание растёт прям до дрожи в коленах: когда же, когда же!..
Но Хайме Росалес снимает вам вовсе не «клубничку», а фильм о тяготах молодых, о том, как сложно жить в мире, где все вакансии заняты, о том, чем на самом деле является миф о всеобщем европейском благоденствии и благолепии. Заявленное порно – это всего лишь хитрый ход, при помощи которого беспечный народ легче заманить на социалку. Впрочем, терпеливый зритель высидит до конца и своё хоть отчасти и получит: Спойлер! сорвавшись на заработки в Германию, молодая мать и там не находит в полной мере того, чего искала, и в финале всё-таки отправляется уже в свободное плавание, приходя на «собеседование», где её просят снять с себя «аллес».
Только и тут режиссёр не идёт на поводу у толпы, а лишь ставит закономерную точку: как нет рая в Мадриде, так нет его и в Гамбурге. Так и хочется крикнуть экрану: «Ребята, езжайте к нам, у нас лучше!..» Вообще, интересно, обвинила ли испанская общественность молодых кинематографистов в очернении окружающей их действительности? Наверняка ведь клевещут, да ещё ведь наверняка на деньги тамошнего Министерства культуры!.. А потом разъезжают со своей чернухой по заграничным фестивалям, давая миру заведомо ложное представление о быте вскормившей их Отчизны. Нет, правда, что говорят насчёт этого фильма местные депутаты?..
Если отвлечься от этих мыслей, то стоит сказать, что сделана картина в реалистичном ключе с привлечением новых технологий. В какой-то момент фильм в буквальном смысле делает перерыв на видеоигру и общение в чате с просматриванием фотографий. Аналогичным образом решена и вся немецкая «командировка», сведённая к перелистываемым в полной тишине бессчётным фоткам на смартфоне и двум включениями скайпа. Лишённая иных изысков в изобразительном плане, «Прекрасная молодость» в очередной раз доказывает, что сегодня кино можно снять очень просто: было бы про что, было бы с кем. Ну а для того, чтобы твой фильм увидели не только твои товарищи, помни про тот самый «манок», который в итоге затащит в зал даже того, кто бесконечно далёк от поставленных тобою вопросов.