Максим Марков | «2morrow/Завтра» 01
В Москве начался 8-й Международный фестиваль современного независимого кино «2morrow/Завтра». Ваш специальный корреспондент в меру своих сил постарается рассказать об увиденном.
«2morrow/Завтра», Конкурс: «Послушай, Филип» (Listen Up Philip)
США, реж. Алекс Росс Перри, в ролях: Джейсон Шварцман, Элизабет Мосс, Кристен Риттер, Жозефин де ла Буме, Джонатан Прайс, Джесс Вейкслер, Дри Хемингуэй, Кейт Лин Шейл.
История молодого писателя, заслужившего определённые похвалы и попавшего в список «35 писателей до 35 лет», но вечно всем неудовлетворённого, а потому на ровном месте ссорящегося и с друзьями, и с издателями. «Паршиво всегда, просто есть разные степени паршивости», - вот девиз его в чём-то возвышенной, но в принципе довольно отстойной жизни. Подтверждая его, за два месяца до выхода новой книги Филип Фридмен оказывается на пороге депрессии, преодолеть которую пытается под крылом видного мэтра, взявшего над приглянувшимся дарованием своего рода опекунство.
Поначалу кажется, что это любовь с первого звука: фильм начинается с закадрового текста, имитирующего либо уже написанный, либо только созревающий роман. Подобные вставки будут появляться всю картину, то комментируя очевидное, то заглядывая в будущее и предрекая финал, далеко не оптимистичный. Кроме того лента цепляет тем, что здесь решительно все персонажи остры на язык – даже начинаешь сомневаться, действительно ли подобное бывает в жизни, чтобы все вокруг говорили такими хлёсткими и отточенными фразами? (Кстати, отдельное спасибо фестивальным переводчикам, введшим в кинематографический оборот слово «ёпта» - и понятное, и не включённое в перечень запрещённых.)
Постепенно, впрочем, становится скучнее, история быстро выдыхается, хотя автор и пытается её всячески разнообразить: в какой-то момент главный герой просто сходит со сцены, уступая экран брошенной им девушке (та находит в себе силы жить дальше), которая в свою очередь передаёт эстафету уже упомянутому старичку-писателю, свой последний роман выпустившему шесть лет назад и тщетно призывающему Музу для завершающего Дела всей его жизни. Любопытно при этом, что когда повествование вновь возвращается к Филипу, речь Спойлер! вовсе не идёт о его «излечении» или возвышении: суть фильма отнюдь не в том, как зануда стал человеком, а в том, как довольно отвратительный тип окончательно и безвозвратно провалился под лёд, навсегда погрузившись в бездну одиночества. Поворот, мягко сказать, нетипичный, а потому даже вызывающий уважение.
Картину, наверное, не пропустят поклонники Джейсона Шварцмана, но особенное внимание хочется обратить на замечательный женский ансамбль: Элизабет Мосс играет ту, которую Он самовлюблённо бросил, Жозефин де ла Буме – ту, которую недооценил, Кристен Риттер - ту, романа с которой вдруг испугался. Умолчу о предыдущих творческих достижениях этих актрис (а они есть у каждой), но выражу надежду, что у них всё сложится и в большом голливудском кино: это лица, которые хочется видеть почаще.