Максим Марков | «Советский экран» №7 за 1967 год («Кавказская пленница», «Спартак», Ален Делон)

14.09.2012 09:58

«На экраны выходит веселая комедия «Кавказская пленница». В главных ролях заняты Наталия Варлей и Александр Демьяненко (статью о фильме читайте на стр.10)». Показательны верхние выносы: «Новые картины о революции» - 1 (для партийной отчетности), «Михаил Ромм: фильмы приключений» -2 (для интеллигенции + попытка завлечь любителей мейнстрима), «Лицо и лица Алена Делона» - 3 (для самых широких масс - вам, дорогие женщины). Также в номере – очень интересная статья о советском кинопрокате (суммарное количество зрителей за год – 5 миллиардов 132 миллиона!!!), фрагменты сценария Льва Арнштама о Джоне Риде, воспоминания Григория Козинцева о ФЭКСе, рецензия Юрия Ханютина на «Спартака» Стэнли Кубрика, известие о том, что популярность Джеймса Бонда «пошла на убыль», а «печально известный кодекс Хейса» заменен на «новый катехизис», который, впрочем, не мешает продюсерам «заливать экраны потоками крови».



Обложка, как и было обещано, поддержана статьей М.Кузнецова «Чувство смеха»: «Утверждают, что минуты безудержного смеха продлевают нашу жизнь. Вот почему так приятно поделиться со всеми чудесной новостью: есть, есть наконец картина, гарантирующая всем зрителям полтора часа безудержного веселого смеха. Одним словом – гомерического!»
Принято считать, что Гайдая не любили критики – оценившие и признавшие его много лет спустя. Чтобы достоверно проверить, так ли это было, имеет смыл, конечно, покопаться в архивах, однако вот эта рецензия подобное утверждение опровергает: «У Леонида Гайдая есть редчайший дар – чувство смеха. {…} Гайдай успешно и талантливо утверждает у нас традицию самой «смехопроизводительной» комедии – эксцентрической. Утверждает, развивает, и есть надежда, что укоренит ее окончательно. Беру на себя смелость сказать, что этот тип комедии – один из самых необходимейших нашему кино жанров».
И единственная претензия, которую автор предъявляет создателям картины: «Так почему же вы, зная, какое полуголодное (только в смысле смеха) существование влачат наши кинозрители, почему же вы выпускаете одну комедию «гайдаевского» типа за два года, а не три комедии за один год? Почему, а? Этот факт – единственное, что не смешно, когда размышляешь о «Кавказской пленнице»».
Что тут ответить автору спустя 45 лет?.. Вот у нас сейчас комедий – пруд пруди; они, действительно, единственное, что реально сегодня окупается. Но как долго они проживут?.. Вспомнят ли о них уже через год?.. Большой вопрос, согласитесь. И Гайдай, понимая, что штамповать подобный успех без существенной потери качества, приключения Шурика и великой «бандитской» тройки на этом закончил.
Забавно, что в этом же номере, всего страницей ранее - рассказ о постановке на сцене Театра киноактера «малоизвестной комедии» М.Булгакова «Иван Васильевич» («Смещенные акценты», автор А.Образцова).
В роли Милославского – Михаил Глузский, обоих Иванов Васильевичей играет Аркадий Толбузин (автор рецензии, судя по всему, ошибся с инициалами), изобретатель Тимофеев – Кирилл Столяров. Критику спектакль не понравился, но в этом «повинна не пьеса, а отсутствие ее острого, современного прочтения режиссером Д.Вуросом». Прочел ли эту статью Гайдай – точно сказать мы не можем, но про спектакль он, конечно же, слышал и, скорее всего, наверняка даже смотрел. Своим режиссерским прочтением он порадует страну через шесть лет и два фильма.

Программная статья номера: «Фильм на пути к экрану», навеянная директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства и посвященная развитию отечественного кинопроката. Очень, очень показательная! Чего стоят одни цифры: количество киноустановок скоро достигнет цифры 160 тысяч, 80% прироста – на село, в городах «предусмотрено строительство около двух тысяч кинотеатров на 1 миллион мест»! А рассчитываемое суммарное количество зрителей – 5 миллиардов 132 миллиона!!! Еще раз: 5 132 000 000. Это двадцать кинопосещений в год на каждого. Сравните теперь с сегодняшними цифрами и с сегодняшними обещаниями.
Конечно, отмечаются и недостатки: на всю страну лишь полсотни кинотеатров оборудованы кондиционерами, налицо «плохая организация работы с новыми фильмами и отсутствие хорошей инициативы в использовании фильмофонда» и пр. Так что «славный юбилейный год – год 50-летия Октябрьской революции – выдвигает перед многочисленным отрядом работников киносети и кинопроката большие и почетные задачи. Добиваясь исправления недочетов, они посвящают свой труд великой цели – коммунистическому воспитанию советского зрителя!»

К тридцатилетию «образцовой приключенческой» картины «Тринадцать» - интервью с ее постановщиком Михаилом Роммом на тему «Какие жанры торжествуют у зрителя?» Режиссер вспоминает о тяжелейших съемках в пустыне и по воле интервьюера постепенно сворачивает на размышления о собственно приключенческом жанре: «В чистом виде этот жанр вообще не может существовать. Он должен быть осложнен – психологическими и социальными мотивами. Только тогда он станет существовать как явление искусства. Скажу проще: право на примитив не имеет ни один жанр. {…} Искусство рождается на смещении жанра. Скажем, когда драматическая ситуация решается оружием острой иронии. И наоборот, комедийная ситуация где-то перекрещивается с трагедией. Это в особенности относится к таким жанрам, как приключенческий, который как бы приглашает авторов порезвиться на материале внешне занимательных положений».
В завершении Ромм не исключает, что может «в более или менее близком будущем поставить настоящий советский умный детектив» - однако, как мы знаем, этого, увы, уже не случится.
Кстати сказать, из прошлого заглядывая в недалекое будущее, не так давно я имел разговор на аналогичную тему с режиссером сегодняшнего дня – с Андреем Звягинцевым, которого спросил почти что теми же словами, что и Э.Чепоров Ромма в далеком 1967-м: «Не собираетесь ли вы, Андрей Петрович, ставить фильм приключенческого жанра?» Что ответил автор «Возвращения» и «Елены» - в скором времени узнают наши постоянные читатели.

«Джон Рид в Мексике» - отрывок из сценария, посвященного американцу, во всех подробностях описавшему Октябрьскую революцию (именно на основе его книги Эйзенштен поставил «Октябрь»). Автор - Лев Арнштам, постановщик «Подруг» и «Зои» (но уточняется, что сценарий написан «по либретто, разработанному совместно с итальянским сценаристом Эннио Де Кончини» - тоже знаменитое имя). К сожалению, фильм не состоялся. Лишь позже, уже в 80-е, появились «Красные» Уоррена Битти и «Красные колокола» Сергея Бондарчука – но судя по титрам последних, Бондарчук с товарищами написал для своего фильма уже новый сценарий.
Правая колонка посвящена выпускаемым к 50-летию Советского государства книгам о кино. Есть несколько замечательных названий.

Творческий портрет актрисы Валентины Владимировой – «Щедрость души, щедрость таланта» (автор М.Павлова). «У героинь Валентины Владимировой разные биографии. Но у всех у них одна судьба. Судьба женщин, в жизнь которых вошла война. {…} Роли Владимировой – всегда рассказы о ПРЕОДОЛЕНИИ людьми своих утрат, своего горя».
«Роли Валентины Владимировой, как правило, небольшие, эпизодические. И тем не менее каждый эпизод, каждая роль – это новелла, раскрывающая перед нами определенный характер. Актриса умеет наполнить образ таким горячим дыханием жизни, расцветить его такими яркими красками, что на этом кусочке жизни легко можно проследить трудную биографию».

В рубрике «Беседа с читателем» - статья Ирины Шиловой «Слушая фильм», о музыке в кино. В качестве примера приводятся картины «Расемон», «Дорога», «Земляничная поляна», «Время, вперед!», «До свидания, мальчики», «Живые и мертвые» («безмузыкальный» фильм) и «Гамлет» с музыкой Дмитрия Шостаковича: «Но вот Гамлет ранен. Медленно выходит он из замка. Вновь звучит его тема. В ее пульсирующей ткани проявляется с полной силой то, что делает этот образ неумирающим. Мысль рождается на наших глазах, она развивается, движется. Мы свидетели ее становления. Возникает скорбная тема финала. Вслушайтесь: это музыка делает и нас, зрителей-слушателей, участниками процессии, провожающей Гамлета к могиле и в бессмертие. Музыка к фильму укрупняет события, раздвигает рамки повествования. В ней языком мелодии говорит современный композитор-философ».

8 января 1967 года трагически погиб польский актер Збигнев Цибульский – Мачек из великого фильма «Пепел и алмаз». Ему посвящены два материала – некролог-воспоминание из Варшавы и репортаж о вечере его памяти в московском Доме кино. «Не многим актерам, - сказал, открывая вечер, Алексей Баталов, - удается даже к концу творческого пути приобрести такую власть над душами людей, какую имел 39-летний Цыбульский. Он был актером, которого судьба наградила возможностью выразить в своем творчестве поиски и разочарования, радости и печали поколения. Именно поэтому он стал не только виртуозом актерского ремесла, но и великим мастером, заменить которого пока некому…»

Под грифом «Мастера зарубежного кино» - И.Лищинский рассказывает об Алене Делоне. «Год рождения – 1935-й, рост 180 см, вес 75 кг, брюнет с голубыми глазами». Впрочем, в 1967-м Ален Делон еще воспринимался совершенно по-другому, совсем не так, как мы привыкли воспринимать его сегодня. Тогда это еще был актер, снимающийся у Висконти, Антониони, Рене Клемана – то есть, это был не только «молодой, стройный, откровенно красивый», но и талантливый актер. Так ведь и было – пока не ушли Мастера и Делон не стал сниматься, где попало, тиражируя свою красоту на постерах и открытках. В какой-то мере подобный исход и предсказывает автор статьи, приводя в пример последний кадр фильма «Рокко и его братья»: «Собственно, это уже не Рокко, а длинный ряд одинаковых плакатов с его портретом и надписью о выступлениях в Брюсселе, Лондоне и Мельбурне. А на портрете – свисающая на лоб прядь волос, сомкнутые железные челюсти, жестокий взгляд исподлобья. Это его бойцовское, гладиаторское нутро, уже отделенное от живого человека, распечатанное в тысячах экземпляров и ставшее товаром. Висконти отлично придумал эту фотографию, а Делон сыграл ее».
Беда в том, что Делон продолжил играть эту фотографию и дальше.
Рубрика «О многом – понемногу». Мэри Пикфорд перевыпускает свой немой фильм «Укрощение строптивой» - но теперь со звуком; популярность Джеймса Бонда «пошла на убыль» - и Шон Коннери стал всего лишь вторым в списке самых популярных актеров (ха!); снят фильм на языке эсперанто. Но с сегодняшних позиций нам даже более интересно вот это: «Печально известный кодекс Хейса, действовавший в Голливуде в течение тридцати шести лет и определявший, что можно, а что нельзя показывать на американском экране, был заменен недавно новым кодексом, разработанным иезуитом Даниэлем Лордом. Этот новый катехизис куда более терпимо относится к изображению разного рода эротических ситуаций, ограничивая их показ «только для взрослых». Что же касается остального, то кодекс ограничивается лишь застенчивым замечанием: «Зло, грех, преступление не могут быть в фильмах оправданы». Такие ограничения продюсеры, разумеется, могут не принимать в расчет и продолжают заливать экраны потоками крови».

Слева – заметка об испанской актрисе Саре Монтьел, полюбившейся советским зрителям после фильма «Королева «Шантеклэра» - «самом по себе посредственном и излишне мелодраматичном. {…} Но как умело и тонко актриса показывает тяжелую душевную драму своей героини, натуры честной и чистой…».
Центральный же материал разворота – «Два поединка Спартака». «По всем кондициям это типичный голливудский боевик, - начинает Юрий Ханютин. – Три с лишним часа экранного времени, миллионные затраты, роскошные декорации, тысячные массовки, громкие имена исполнителей. По установившемуся обычаю фильмы подобных параметров принято обливать презрением, удовлетворенно констатируя ничтожность содержания, прикрытого пышной формой. {…} Да, все это – зрелище великолепное и захватывающее! Но это не только зрелище», - делает вывод рецензент, объясняя далее, почему «…картина стала чем-то большим, чем только живописным зрелищем из римской жизни с непременными и неизбежными голливудскими штампами» и за что всё же Стэнли Кубрик достоин серьезного внимания.
Сбоку, кстати, – новость о новой постановке Кубрика (известного «своими прогрессивными фильмами») «2001: космическая одиссея»: «Фильм будет цветным и широкоэкранным. На его постановку фирма «МГМ» ассигнует 10 миллионов долларов».

Три полосы посвящает журнал истории советского кино (рубрика к 50-летию Октября, начатая в №1). Вверху – статья о замечательном режиссере Якове Протазанове, слева – заметка о мастерах грузинского кино. Внизу и на третьей полосе – отрывки из книги Григоря Козинцева «Глубокий экран», посвященные первым годам существования ФЭКСа: «Денег у нас, разумеется, не было ни копейки, но мы постановили: 1. Устроить диспут. 2. Выпустить сборник. 3. Открыть мастерскую. 4. Поставить спектакль. 5. Устроить выставку». Пункты, хорошо знакомы и современным художникам.

Четвертая сторона обложки: «Режиссер студии «Союзмультфильм» Вадим Курчевский снимает кукольный фильм «Легенда о Григе».

8430

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×