Максим Марков | «Советский экран» №7 за 1967 год («Кавказская пленница», «Спартак», Ален Делон)
И единственная претензия, которую автор предъявляет создателям картины: «Так почему же вы, зная, какое полуголодное (только в смысле смеха) существование влачат наши кинозрители, почему же вы выпускаете одну комедию «гайдаевского» типа за два года, а не три комедии за один год? Почему, а? Этот факт – единственное, что не смешно, когда размышляешь о «Кавказской пленнице»».
Что тут ответить автору спустя 45 лет?.. Вот у нас сейчас комедий – пруд пруди; они, действительно, единственное, что реально сегодня окупается. Но как долго они проживут?.. Вспомнят ли о них уже через год?.. Большой вопрос, согласитесь. И Гайдай, понимая, что штамповать подобный успех без существенной потери качества, приключения Шурика и великой «бандитской» тройки на этом закончил.
Забавно, что в этом же номере, всего страницей ранее - рассказ о постановке на сцене Театра киноактера «малоизвестной комедии» М.Булгакова «Иван Васильевич» («Смещенные акценты», автор А.Образцова).
Конечно, отмечаются и недостатки: на всю страну лишь полсотни кинотеатров оборудованы кондиционерами, налицо «плохая организация работы с новыми фильмами и отсутствие хорошей инициативы в использовании фильмофонда» и пр. Так что «славный юбилейный год – год 50-летия Октябрьской революции – выдвигает перед многочисленным отрядом работников киносети и кинопроката большие и почетные задачи. Добиваясь исправления недочетов, они посвящают свой труд великой цели – коммунистическому воспитанию советского зрителя!»
Кстати сказать, из прошлого заглядывая в недалекое будущее, не так давно я имел разговор на аналогичную тему с режиссером сегодняшнего дня – с Андреем Звягинцевым, которого спросил почти что теми же словами, что и Э.Чепоров Ромма в далеком 1967-м: «Не собираетесь ли вы, Андрей Петрович, ставить фильм приключенческого жанра?» Что ответил автор «Возвращения» и «Елены» - в скором времени узнают наши постоянные читатели.
Беда в том, что Делон продолжил играть эту фотографию и дальше.
Центральный же материал разворота – «Два поединка Спартака». «По всем кондициям это типичный голливудский боевик, - начинает Юрий Ханютин. – Три с лишним часа экранного времени, миллионные затраты, роскошные декорации, тысячные массовки, громкие имена исполнителей. По установившемуся обычаю фильмы подобных параметров принято обливать презрением, удовлетворенно констатируя ничтожность содержания, прикрытого пышной формой. {…} Да, все это – зрелище великолепное и захватывающее! Но это не только зрелище», - делает вывод рецензент, объясняя далее, почему «…картина стала чем-то большим, чем только живописным зрелищем из римской жизни с непременными и неизбежными голливудскими штампами» и за что всё же Стэнли Кубрик достоин серьезного внимания.
Четвертая сторона обложки: «Режиссер студии «Союзмультфильм» Вадим Курчевский снимает кукольный фильм «Легенда о Григе».