Максим Марков | Журнал «Советский экран» №24 за 1962 год
«Советский экран» продолжает обсуждать собственную инициативу по возвращению на экран бессмертной, но мало кем виденной в 1962 году киноклассики: отклики снизу, реакция сверху. Коля Бурляев тем временем снимается у Александра Митты, молодой композитор Микаэл Таривердиев рассуждает о музыке в кино, Марлен Дитрих проявила, наконец, большое драматическое дарование. Но главное в номере - список художественных фильмов, выпущенных на экран за год, и анкета для участия в конкурсе на звание Лучшего.
Акимов из фильмов отмечает только «Никогда» и франко-итальянское «Столь долгое отсутствие» и выражает, можно сказать, неудовольствие отходом от старых традиций: «Кино должно быть с антрактами, как в театрах. И верхнее платье в нем также непременно надо снимать». Увы, подобное у нас не прижилось.
Но при этом журнал отмечает и наличие перегибов: «В письмах встречаются предложение возобновить на экранах такие старые фильмы, как «Рассказ о семи повешенных», «Крест и маузер», «Медвежья свадьба» и некоторые другие картины, не имеющие никакой художественной и воспитательной ценности. Зрители, предлагающие это, неразборчивы. {…} Такая неразборчивость может принести только вред делу».
Тут мы сталкиваемся, конечно, с некоторой редакционной наивностью и идеализацией широких зрительских масс. Но и наивность, и идеализм, понятное дело, всегда прекрасны, даже если и не всегда имеют под собой основательную почву.
Первые результаты работы: в Москве намечено открытие пяти кинотеатров повторного фильма, «однако сигналы с мест свидетельствуют, что кое-где раскачиваются медленно», что «вызывает законную тревогу».
В довесок к предыдущим мыслям журнал вносит дополнительные предложения и обещает, что «опираясь на актив читателей-зрителей, возьмет под общественный контроль выполнение на местах принятых решений».
Сам список – весьма полезная сегодня вещь: можно наглядно выявить процентное соотношение того, что осталось и что спустя 50 лет напрочь забыто. Если говорить о советских лентах, то их 89. Из них лично я слышал не более чем о двадцати – и даже из этого числа видел не все. А к суперхитам, одержавшим победу над прошедшим полувеком, отнесу и вовсе фильмов девять. Каких? Думаю, вы и сами их легко назовете.