1986 год. В районе правительственных дач на Рублевском шоссе одно за другим находят изуродованные тела подростков. Партийное руководство требует немедленной поимки душегуба и прокуратура СССР в спешном порядке формирует опергруппу из опытного ростовского сыскаря Евгения Бокова (Иван Янковский), интеллигентного важняка Валерия Козырева (Александр Яценко) и молодой следовательницы Натальи Добровольской (Александра Бортич). Им поручено расследование, которое впоследствии станет одним из самых резонансных дел в СССР и новой России, а также изменит судьбу каждого из героев на фоне заката советской эпохи.
За последние пару лет отечественные шоураннеры наперегонки стали плодить проекты о разного рода маньяках — как реально существовавших, так и вымышленных. В прокат выходили «Хороший человек» с Никитой Ефремовым и «Казнь» Ладо Кватании, на стримингах шел «Чикатило» с Дмитрием Нагиевым, а еще чуть ранее был крайне успешный «Метод» с Константином Хабенским. Нашего зрителя сложно напугать отечественным хоррором — то ли от врожденного иммунитета к мистике, то ли от отсутствия как таковой жанровой традиции, не позволяющей сделать самобытный фильм ужасов без импортных клише. А вот пощекотать нервишки тру-крайм историей про маньяка – легко! Это заложено почти генетически, начиная с детских установок «не разговаривать и не ходить с незнакомыми», закреплено в подростковом возрасте выпусками «Криминальной России» и окончательно отполировано сводками «Дежурной части» в современности.
В этом ключе, история про серийного убийцу Сергея «Фишера» Головкина, орудовавшего в Одинцовском районе Московской области с 1986 по 1992 годы, настоящая находка для кинопродюсеров – жизнь сама подкидывает сюжет страшнее любого хоррора! В случае с «Фишером» авторам сценария Сергею Кальварскому и Наталье Капустиной удалось не попасть в ловушку мифотворчества и не скатиться при этом в протокольную документалистику — фокус в данном шоу был смещен на истории и характеры самих участников расследования, а убийца на протяжении вот уже пяти серий так и остается за кадром. Многие уже поспешили сравнить «Фишера» с «Охотниками за разумом» и «Настоящим детективом», что, безусловно, не совсем корректно. По атмосфере куда как правильнее тут было бы проводить параллели с финчеровским «Зодиаком», а стилистически сериал больше довлеет к сканди-нуару типа «Каштанового человечка».
Следуя этому канону, на экране мы видим зарождающийся броманс Яценко и Янковского, которые подобно дуэту Харрельсон-Макконахи от серии к серии проходят притирку и играют на контрасте характеров. Рафинированный интеллигент Козырев (Яценко) действует согласно слову и духу закона, опираясь как в советском плакате на ум, честь и совесть. Яценко здесь абсолютно в своем амплуа и эта роль подтверждает поступательное развитие его актерского таланта. Иван Янковский – напротив, делает стремительный рывок в актерской карьере, демонстрируя неожиданную трансформацию: его следователь Боков — эталон южного темперамента и брутального напора, а его «шоканье» и «гэканье» (даром что периодически сбивается на чистый московский диалект), приправленное ростовским говором, вызывает неожиданно приятное удивление. Единственной ложкой дегтя тут, пожалуй, является Саша Бортич — роль эта явно не ее формата. И дело тут даже не в актерском таланте, а скорее в его диапазоне – на фоне тяжелой атмосферы и убедительной игры партнеров по кадру, Бортич демонстрирует типичную пацанку из «Полицейского с Рублевки» (словно ей забыли объяснить, что это про другую Рублевку). Эту роль скорее потянула бы Оксана Акиньшина, но увы..
А вот кому бесконечно хочется петь дифирамбы, так это художницам-постановщицам Анне Стрельниковой и Дарье Уфимцевой! Одной из наиболее сильных сторон «Фишера» является кропотливое и рачительное отношение к мельчайшим деталям в кадре: вот кабинет, где на столе лампа с тем самым пластиковым абажуром, пачка печенья «Светоч» и чай в подстаканнике, а цветок на подоконнике вместо горшка стоит в картонном пакете (с колосьями!) из-под молока; по телевизору «Рубин» смотрят запись следственного эксперимента, воду на чай греют кипятильником, а в кабинете прокурора на полке профиль Ленина из дерева в технике маркетри. В какой-то момент антураж той перестроечной эпохи поглощает настолько, что начинаешь чувствовать запах картофельной запеканки в столовой и нотки рябины на коньяке, в кабине милицейского УАЗика — улавливаешь запах бензина, а гостиничный ресепшн явно источает нафталин. Пока что режиссерскому тандему Сергея Тарамаева и Любови Львовой удается держать планку и градус напряжения, сохраняя стиль и подготавливая зрителя к эффектной кульминации. Пожалуй, главная интрига шоу — как будет обыгран финал, ведь для зрителей знакомых с реальной историей злодеяний Головкина известно, что он был арестован только спустя шесть лет с момента первого эпизода. Хочется надеяться, что у создателей на этот случай еще припасен для нас сюрприз.