Максим Марков | «Советский экран» №17, сентябрь 1962 года

16.07.2012 00:18

Из-за многочисленных фестивалей наши исторические раскопки были несколько приостановлены – но вот мы снова возвращаемся на 50 лет назад, на страницы журнала «Советский экран». На сей раз перед нами сентябрьский номер 1962 года: снимается «Война и мир», куда пробуется молодой школьник Никита Михалков; Андрей Тарковский накануне своей мировой славы замышляет фильм об Андрее Рублеве; а также Ия Саввина, Марина Влади, Кането Синдо и ноты великой «Песни о друге» («Уйду с дороги. Таков закон: Третий должен уйти»).



Обширный материал «В дни Бородинской годовщины»: «Продолжаются пробы актеров на роли в фильме «Война и мир». Десятки исполнителей прошли перед съемочной группой. На ком остановится окончательный выбор? Пока об этом говорить еще рано. Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми претендентами на главные роли».
Андрей Болконский – Олег Стриженов (сыграл в итоге Вячеслав Тихонов), Платон Каратаев – Александр Борисов (сыграл Михаил Храбров), но главное: Петя Ростов – ученик московской школы Никита Михалков (уступил, увы, Сергею Ермилову). В отличие от них, Владислав Стржельчик (Наполеон) и Людмила Савельева (Наташа Ростова) были режиссером утверждены.

«Мы недавно видели сцены Бородина в американской экранизации «Войны и мира». {…} Постановщикам американского фильма не удалось передать того главного, что произошло на Бородинском поле – победы русских войск. Когда смотришь этот фильм, не понимаешь – чем же кончилось сражение? Ведь войска Кутузова продолжают отступать к Москве. А между тем именно во время Бородинского сражения полностью определилась победа русских войск, и у Толстого это ясно выражено.
Историческая правдивость Толстого должна сохраниться в нашем фильме. В нем должна быть раскрыта величественная ПРАВДА о подвиге русского народа».

Анатолий Голованов, занимающийся подготовкой батальных сцен, рассказывает о подготовительном периоде перед Бородино: 800 лошадей, 12 тысяч пехотинцев, 60 пушек, фантастически легкие клинки и пр. «Кроме актеров, сниматься будут и механические люди – куклы, специально сделанные для съемок и разваливающиеся пополам от удара сабли».

«…А вскоре на пороге появляется молодой человек в гусарском ментике. Это Никита Михалков, знакомый нам по фильму «Приключения Кроша».
- Пробуюсь на роль Пети Ростова, - сказал он. – Конечно, очень волнуюсь. Ведь сниматься в таком фильме большая честь для любого актера, а тем более для такого молодого, как я, которого только в этом году приняли в театр им. Станиславского».
Я вот про театр им. Станиславского не знал – эта страница биографии Никиты Сергеевича как-то прошла мимо меня, к сожалению. Надо бы поискать материалы.
«Слава героям космоса!» Эпиграфом – цитата из другого Никиты Сергеевича, из Хрущева: «Социализм и коммунизм – вот тот надежный космодром, с которого человечество штурмует и будет штурмовать просторы Вселенной».
Слева – рассказ о зарождении космовидения: первый телеэфир из космоса. Слева - кинематографисты делятся впечатлениями о полете Андрияна Николаева и Павла Поповича. Шире всех, в историческом масштабе, смотрит Иван Пырьев: «Залп «Авроры», героика пятилеток, победа в Великой Отечественной войне, энтузиазм и пафос восстановления, грандиозные планы, начертанные в Программе партии, в этом Коммунистическом Манифесте ХХ века – вот истоки и движущая сила подвига, вот база для стартовой площадки космических кораблей!»

Фото - Андриян Николаев и Павел Попович на отдыхе. Я, кстати, видел однажды Николаева – и даже автограф у него взял.

Одна из первых публикаций персонально об Андрее Тарковском – «Искать и добиваться». Номер подписан в печать 16 августа, стало быть, «Золотого льва» за «Иваново детство» он получит через три с лишним недели – как раз тогда, когда этот журнал еще не до конца раскупят, очень вовремя. О самом фильме журнал уже обстоятельно писал в №11, сейчас – слово самому режиссеру, который рассказывает о своей новой работе: над «Андреем Рублевым»:
«Процесс творческого созревания художника, анализ таланта его – вот что увлекает меня. {…} Мы хотим, чтобы наш фильм был современным не только по абсолютно сегодняшнему звучанию главной его проблемы. {…} Нам хотелось бы уйти от традиционной драматургии с ее канонической завершенностью, с ее логически-формальным схематизмом, так часто мешающими выразить сложность и полноту жизни. {…} В нашем фильме ни в одном кадре Рублев не будет писать своих икон. Он будет просто жить…».

26-летняя Ия Саввина на съемках своей третьей картины – «Грешница». Это «фильм по повести Н.Евдокимова о молодой девушке, воспитанной в глухой деревне, в религиозной семье. Этот фильм будет бороться против невежества, разоблачать религиозный фанатизм». Другими словами – развитие популярной в те годы темы, двумя годами ранее заявленной, допустим, в монументальном фильме «Тучи над Борском» (где небольшую роль, кстати, сыграл упоминавшийся вышел московский школьник Никита Михалков). Особой памяти по себе картина, увы, не оставила.

В 1961 году Кането Синдо получил Большой приз ММКФ за свой потрясающий фильм «Голый остров». Это привлекло внимание к прогрессивному японскому режиссеру – в частности, к его более ранней картине (1959 года) «Трагедия «Счастливого дракона». Но автор рецензии сразу предупреждает, что этот фильм «не понравится тем, кто в кинематографе ищет только развлечения. Не доставит он радости и другим зрителям, для которых важна лишь оригинальная форма. Но человек, склонный к раздумью, поймает себя на том, что все чаще и чаще он мысленно возвращается к просмотренной картине». (Прекрасные слова – с которых, по сути, можно начинать любую рецензию на любой хороший фильм из разряда «авторских»; надо взять на заметку.)
«Счастливый дракон» - это судно, 1 марта 1954 года попавшее в зону действия атомного взрыва. «Первым умер в страшных мучениях радист. Голос диктора сообщает, что «он ушел, провожаемый раздумьями людей всего мира». Но похороны погибшего и митинги протеста свидетельствуют, что люди не ограничились только раздумьями. «Трагедия «Счастливого дракона» сыграла большую роль в объединении борцов против атомных испытаний. Это пример искусства активного и мобилизующего».
Кането Синдо собственным примером доказал, что его искусство и впрямь «мобилизовало»: он умер лишь в этом году, 29 мая, успев отметить собственное столетие.

Статья о творчестве Марины Влади, советскому зрителю известной по фильмам «Колдунья» и «Дни любви» (Высоцкий будет потом). «За спиной Марины Влади – двенадцать лет работы в кино (она дебютировала в 11 лет – ММ). А жизнь киноактрисы не всегда легка. Она недавно призналась, что профессия актрисы начинает ей надоедать. «Люди не понимают, - пояснила она, - что эта профессия состоит не столько из парадных премьер, сколько из кропотливого труда. Но нужно работать – ведь у меня два сына, а свести концы с концами в сегодняшней Франции нелегко». Оох…

В «Киномозаике» - новости о Чарли Чаплине, который заканчивает сценарий нового фильма, в то время как Клод Шаброль делает свою версию истории, легшей в основу чаплиновского «Мсье Верду». При этом Чаплин заканчивает и мемуары: «Я постарался быть как можно правдивее и занимательнее. Впрочем, если вы правдивы, то занимательны».

Рассказ о XIII Кинофестивале трудящихся Чехословакии. Руководитель советской делегации В.Разумовский пишет, что фестиваль проходил в 25 городах Чехословакии – но ни разу не упоминает про Карловы Вары, а ведь сейчас, спустя 50 лет этот фестиваль мы знаем именно как Карловарский. Впечатляет приводимая цифра: «За это время фестивальные цифры посмотрело более миллиона зрителей» - как тут снова не вспомнить Михалкова с ММКФ…
Победил на фестивале Михаил Ромм: «Фильму «Девять дней одного года» присуждена первая премия «за новаторское идеологическое содержание, отображающее коммунистическое отношение к жизни и показывающее новые возможности социалистического киноискусства».

Рубрика «Новые песни» - слова и ноты из кинофильма Георгия Данелии «Путь к причалу». Здесь она без названия, но если вчитаться – вы ее наверняка, конечно же, слышали: «Ну, а случится, что он влюблен, А я на его пути, - Уйду с дороги. Таков закон: Третий должен уйти». Вот это, оказывается, откуда. В номере, кстати, картине посвящен разворот за авторством Анатолия Гребнева, а Борис Андреев, к слову, играет у Данелии … Росомаху.

6479

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×