Максим Марков | «Советский экран» №17, сентябрь 1962 года
Из-за многочисленных фестивалей наши исторические раскопки были несколько приостановлены – но вот мы снова возвращаемся на 50 лет назад, на страницы журнала «Советский экран». На сей раз перед нами сентябрьский номер 1962 года: снимается «Война и мир», куда пробуется молодой школьник Никита Михалков; Андрей Тарковский накануне своей мировой славы замышляет фильм об Андрее Рублеве; а также Ия Саввина, Марина Влади, Кането Синдо и ноты великой «Песни о друге» («Уйду с дороги. Таков закон: Третий должен уйти»).
Обширный материал «В дни Бородинской годовщины»: «Продолжаются пробы актеров на роли в фильме «Война и мир». Десятки исполнителей прошли перед съемочной группой. На ком остановится окончательный выбор? Пока об этом говорить еще рано. Сегодня мы хотим познакомить вас с некоторыми претендентами на главные роли».
Андрей Болконский – Олег Стриженов (сыграл в итоге Вячеслав Тихонов), Платон Каратаев – Александр Борисов (сыграл Михаил Храбров), но главное: Петя Ростов – ученик московской школы Никита Михалков (уступил, увы, Сергею Ермилову). В отличие от них, Владислав Стржельчик (Наполеон) и Людмила Савельева (Наташа Ростова) были режиссером утверждены.
Историческая правдивость Толстого должна сохраниться в нашем фильме. В нем должна быть раскрыта величественная ПРАВДА о подвиге русского народа».
- Пробуюсь на роль Пети Ростова, - сказал он. – Конечно, очень волнуюсь. Ведь сниматься в таком фильме большая честь для любого актера, а тем более для такого молодого, как я, которого только в этом году приняли в театр им. Станиславского».
Я вот про театр им. Станиславского не знал – эта страница биографии Никиты Сергеевича как-то прошла мимо меня, к сожалению. Надо бы поискать материалы.
Слева – рассказ о зарождении космовидения: первый телеэфир из космоса. Слева - кинематографисты делятся впечатлениями о полете Андрияна Николаева и Павла Поповича. Шире всех, в историческом масштабе, смотрит Иван Пырьев: «Залп «Авроры», героика пятилеток, победа в Великой Отечественной войне, энтузиазм и пафос восстановления, грандиозные планы, начертанные в Программе партии, в этом Коммунистическом Манифесте ХХ века – вот истоки и движущая сила подвига, вот база для стартовой площадки космических кораблей!»
«Процесс творческого созревания художника, анализ таланта его – вот что увлекает меня. {…} Мы хотим, чтобы наш фильм был современным не только по абсолютно сегодняшнему звучанию главной его проблемы. {…} Нам хотелось бы уйти от традиционной драматургии с ее канонической завершенностью, с ее логически-формальным схематизмом, так часто мешающими выразить сложность и полноту жизни. {…} В нашем фильме ни в одном кадре Рублев не будет писать своих икон. Он будет просто жить…».
«Счастливый дракон» - это судно, 1 марта 1954 года попавшее в зону действия атомного взрыва. «Первым умер в страшных мучениях радист. Голос диктора сообщает, что «он ушел, провожаемый раздумьями людей всего мира». Но похороны погибшего и митинги протеста свидетельствуют, что люди не ограничились только раздумьями. «Трагедия «Счастливого дракона» сыграла большую роль в объединении борцов против атомных испытаний. Это пример искусства активного и мобилизующего».
Кането Синдо собственным примером доказал, что его искусство и впрямь «мобилизовало»: он умер лишь в этом году, 29 мая, успев отметить собственное столетие.
Победил на фестивале Михаил Ромм: «Фильму «Девять дней одного года» присуждена первая премия «за новаторское идеологическое содержание, отображающее коммунистическое отношение к жизни и показывающее новые возможности социалистического киноискусства».