Максим Марков | Журнал «Советский экран» - №20 за 1957 год

14.09.2012 23:03

Странная ошибка: написано, что на обложке – кадр из фильма «Пролог» (картина Ефима Дзигана о первой революции 1905 года), хотя каждый, конечно, мгновенно узнает в этом снимке знаменитый кадр из эйзенштейновского «Октября». И вспомнит характерную для советских времен историю: картина-то была игровой, постановочной (и вообще 1928-го года), - а кадр всеми воспринимался как взаправдашний, документальный (потому как его и выдавали за таковой).

Юбилейный выпуск - 40 лет советской власти – открывается программной редакционной статьей «Сорок лет Октября».
Сперва следуют привычные для того времени восхваления и обзор достижений (по сравнению с 1913 годом), затем неназванный автор плавно подходит к теме кино: «Великая Октябрьская социалистическая революция обеспечила все условия для создания нового, свободного, подлинно народного советского киноискусства. Известно, что в дореволюционной России не было многонациональной кинематографии. Сейчас нет ни одной союзной республики, где бы не было своей национальной кинематографии. […]
Кино вошло в жизнь и быт советских людей. Во всей дореволюционной России было всего 1414 киноустановок, в том числе на селе 133. Сейчас в Советском Союзе насчитывается 65 тысяч киноустановок, в том числе на селе 50 тысяч. Ежедневно в нашей стране смотрят художественные кинофильмы девять миллионов человек. В юбилейном 1957 году кинотеатры страны обслужат около трех миллиардов зрителей».
ТРИ МИЛЛИАРДА зрителей в год!.. Сейчас мы, как вы сами понимаете, вновь на дореволюционном уровне – спустя сотню лет! Причем не знаю, как там с цифрами на селе – но есть такое ощущение, что тут-то мы уж совершенно точно отстаем от 1913-го года на ужасающий совершенно порядок.

Главной теме номера посвящены развернутые статьи «Октябрь в кино» и «В тесной связи с жизнью народа». Подборка кадров из лучших советских фильмов отчетного периода иллюстрирует вторую из них. «Кинозритель нашего времени, - начинается она, - не смог бы назвать кинематографию дореволюционной России художественной в сегодняшнем смысле этого слова – то, что заполняло тогда экраны, находилось еще за пределами подлинного искусства. […] Еще в ту далекую пору Владимир Ильич Ленин в одной из бесед с друзьями заметил, что, пока кино находится в руках пошлых спекулянтов, оно приносит больше вреда, чем пользы, нередко развращая зрителя отвратительным содержанием пьес, и на многие годы вперед предсказал, что в руках настоящих деятелей социалистической культуры кино явится одним из могущественнейших средств просвещения масс. Так и произошло в действительности – предсказанное осуществилось».
Интересно, какой бы прогноз сделал бы Владимир Ильич сегодня?..

Выставка достижений народного киноискусства была бы неполной без оценки «Международного признания». Здесь первенство, разумеется, за шедевром Сергея Эйзенштейна: «Легендарный «Броненосец «Потемкин» - с гордо поднятым красным флагом – протаранил полицейско-цензурное окружение и обошел почти все страны. История кино еще не знала такого триумфа. Как ни бесновалась реакция, запрещая просмотры, зрители добивались отмены запретов. Прогрессивные художники, журналисты, критики писали статьи о рождении небывалого, революционного кино. […]
Около 200 советских фильмов (художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных), их авторов и участников постановочных коллективов получили на международных фестивалях премии, награды, призы, медали, почетные грамоты и дипломы».
Не могли остаться без внимания и новые фильмы, развивающие «лучшие традиции историко-революционного жанра». Среди таковых, как удачно, оказался и «Коммунист» Евгения Габриловича и Юлий Райзмана, о съемках которого мы уже рассказывали в предыдущем выпуске «СЭ». «В своем повествовании они стремятся сохранить дух суровой, даже жестокой правды и в то же время поэтически рассказать о внутренней, духовной красоте простого человека, показать не всегда заметный для окружающих героизм, который проявляют повседневно тысячи подобных Василию людей».
Повторюсь – фильм потрясающий.

Картина «Рожденные бурей», экранизация одноименного романа Н.Островского о гражданской войне на Украине. Олеся – Ольга Бган, Андрий Птаха – Сергей Гурзо. К нижней фотографии подпись: «Рабочие слышат: раздался гудок, призывающий их к восстанию».

Статья «Кинолетопись нового мира» посвящена хроникальным кинолентам. «В дореволюционной России, - напоминает автор К.Славин, - документального кино, по существу, не было. Искусство «образной публицистики», как назвал документальное кино В.И.Ленин, родилось у нас в огне революционных боев, в битвах гражданской войны, в созидательном трудовом пафосе народа, строящего новую жизнь».
И немножко статистики: «В 1956 году выпуск документальных фильмов и киножурналов в нашей стране достигает рекордного уровня. Центральная студия и 23 республиканские студии выпустили в прошлом году свыше 300 фильмов и более 2000 номеров киножурналов. В 1957 юбилейном году эта цифра значительно возрастет».
Вот тут, конечно, сегодняшнее телевидение советские показатели, что называется, «делает». Правда, жаль чистую, не телевизионную документалистику – некуда ей податься, а место киножурналов перед сеансами заняли трейлеры.

Прогрессивные писатели зарубежья – Ромен Роллан, Анри Барбюс и Лион Фейхтвангер - шлют свой братский привет советским кинотруженникам. Вот что пишет первый из них, Нобелевский лауреат 1915 года: «Великие советские художники, первые работы которых были работами мастеров, с самого начала создали, сами не зная этого, самое характерное искусство советского мира, столь же поразительное по своей оригинальной направленности и естественной гармонии, каким для античного мира была греческая трагедия. Ему не мешали, как другим старым жанрам литературы и искусств, обременительные образцы минувших веков. Оно само себе пробило дорогу. Оно отметило все свои этапы памятниками, сумело обеспечить им незыблемость».

Закрепление пройденного материала – традиционная киновикторина.

Последняя сторона обложки – кадр из ленты «Партизанская искра». Вот что рассказывается о нем внутри номера: «Юные украинские патриоты-школьники и комсомольцы в дни Великой Отечественной войны объединились в отряд, названный «Партизанская искра», чтобы сражаться за освобождение родной земли от фашистских оккупантов».
Свою вторую роль здесь сыграл скончавшийся в прошлом ноябре Лев Борисов. Однако новой «Молодой гвардии» из фильма, как мы можем понять из его нынешнего забвения, не получилось.

4524

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×