Максим Марков | Журнал «Советский экран»: №7 за 1957 год

23.09.2012 23:32

Не знаю, как вас, но меня старые журналы повергают в священный трепет: в картинках и в текстах буквально на твоих глазах оживает история отечественного (в случае с «Советским экраном») кинематографа. «Высота», «Старик Хоттабыч», «Дон Кихот», «Мальва», «Карнавальная ночь»!.. А имена! Макарова, Касаткина, Филиппов, Плятт!.. Одно сплошное удовольствие – и восхищение, восхищение!..

На обложке - кадр из фильма «Высота», артистка Инна Макарова в роли электросварщицы Кати».

Обложка поддержана разворотом внутри - «Новые фильмы».
Приведены отрывки из обсуждения фильма Александра Зархи «Высота» в Московском Доме кино. «В фильме передана романтика труда – самого простого, самого обыкновенного, раскрыты душевное богатство и красота советского рабочего человека, - говорит Сергей Михалков. - После просмотра «Высоты» рождается хорошая зависть к людям прекрасной профессии строителей, украшающим и облегчающим нашу жизнь, возникает желание трудиться с такой же энергией, радостью и огоньком». Григорий Чухрай подхватывает: «Производство» не служит здесь лишь пассивным фоном для объяснения влюбленных или ссоры друзей, а является настоящим полем боя, местом сражения за коммунизм». Кинокритик Людмила Погожева отмечает игру Инны Макаровой: «Ради правды и естественности она готова пожертвовать и внешней красивостью и эффектной позой, что не так-то часто встречается у наших актрис». Инженер Б.Шенкин заключает: «Побольше бы таких фильмов!»

«Вечно живой и любимый» - программная редакционная статья без подписи к дню рождению вождя: «Ленин! Чем грандиознее победы, одерживаемые ленинизмом, тем ближе и роднее миллионам и миллионам людей во всех странах мира становится человеческий облик Ильича. Киноленты сохранили для нас черты живого Ленина. И, когда смотришь эти уникальные кадры, становится ясно, каким огромным богатством являются они для нас и наших далеких потомков.»
«Творческая мысль советских кинематографистов неоднократно, начиная еще с 20-х годов, обращалась к решению задачи, грандиозной по трудности, но весьма важной по своему значению для широких масс трудящихся: воплотить образ Ленина в художественных фильмах. … Величие и человеческая красота Ленина еще не раз будут привлекать к себе творческие помыслы и устремления все новых и новых поколений деятелей советского кино».

Рубрика «На киностудиях страны» - материал о «Ленфильме». Подрубрика «По цехам студии». Подписи под первыми фотографиями: «Писатель Ю.Герман и режиссер И.Хейфиц еще раз уточняют режиссерский сценарий. Времени до планового срока мало!» и «Продолжается оснащение киностудии более совершенной техникой. Ассистент оператора Н.Вихрова регулирует новую машину оптической печати для цеха комбинированных съемок».
Под вторыми: «Дон-Кихот» выпускается на обычный и широкий экраны. Мы застали режиссера Г.Козинцева и звукооператоров И.Волка, Н.Даболина за стереофоническим переозвучанием фильма» и «С.Филиппов – опытный актер, он охотно помогает молодежи. А так как натура у него комедийная, слушать его всегда очень весело».

Рубрика «Новые фильмы» - уже упоминавшаяся в первом нашей обзоре «Мальва» Владимира Брауна по рассказам Максима Горького. «Душа Мальвы рвется к свободе, независимости, радости… Но что сделать для этого, как изменить жизнь – она не знает. Часто ей хочется уехать далеко-далеко в море, чтобы не видеть людей, которых ей жалко, а порой хочется закрутить, завертеть их…»
Любопытна подпись к верхнему правому фото: «После встречи с сыном Василий (артист П.Усовниченко) понял, что получилось некрасиво – в деревне у него осталась жена, а здесь Яков увидел, что к нему ездит Мальва».
Чуть позже, в сентябре, актриса Дзидра Ритенбергс получит за исполнение роли Мальвы «Кубок Вольпи» - приз Венецианского кинофестиваля (через год, кстати, такую же награду дадут Софии Лорен). Режиссер Владимир Браун до триумфа своего фильма и своей актрисы, увы, не доживет всего нескольких дней…

Рубрика «Зарубежные фильмы» рассказывает советскому читателю об американском фильме «Соль земли». Понятно почему рассказывает: картина посвящена забастовке шахтеров-мексиканцев. Однако: «История создания фильма не менее значительна, чем его содержание. Прогрессивные американские кинематографисты во главе со сценаристом М.Уилсоном и режиссером Г.Биберманом снимали фильм на цинковых рудниках штата Нью-Мексико, где в действительности и происходили изображенные события. Этот дерзкий замысел испугал капиталистов. Они делали все, чтобы сорвать постановку. Их наймиты запугивали и избивали участников съемок. Исполнительница главной роли мексиканская актриса Росаура Ревуэлтас (на фото справа) была выслана из США. И все же фильм удалось поставить: выручила организованная поддержка рабочих. Они были героями исторической пятнадцатимесячной забастовки – именно их мы и видим теперь героями замечательного, правдивого фильма».
Впрочем, надо отметить, что несмотря на всю свою прогрессивность, картина дошла до СССР с заметным опозданием: еще в 1954-м году она получила главный приз – «Хрустальный глобус» на фестивале в Карловых Варах (разделив его, что замечательно, с «Верными друзьями» Михаила Калатозова), а та самая высланная из Америки актриса была отмечена там наградой за лучшее исполнение женской роли.

Разворот «Творчество молодых» - биографический очерк В.Навроцкой и Е.Смолянской о Людмиле Касаткиной. Пройдя сквозь годы учебы (особо отмечена необходимость «заниматься основами марксизма-ленинизма») и сыграв уже 25 ролей в театре, актриса пробует свои силы в кино – в картине «Укротительница тигров».
«Фильмы с участием Касаткиной пользуются большой популярностью у зарубежного зрителя. Актриса побывала с делегацией советских кинематографистов в Индии, принимала участие в кинофестивале в Канне в 1955 году, где ее шутливо назвали «укротительницей тигров с ангельской улыбкой». Французская газета писала: «У Касаткиной голубые глаза, которые, кажется, бросают вызов лазури каннского неба, белокурые локоны и широкая улыбка. Но не доверяйте ее внешности, у нее суровый характер! Она покорила не только тигров, но и французских зрителей».
Согласитесь, особые чувства испытываешь, читая это – и зная, что легенда советского кино умерла меньше двух месяцев назад в возрасте 86 лет…

Топовый, как бы сказали сегодня материал «Чудеса Гасана ибн-Хоттаба» - о спецэффектах в фильме «Старик Хоттабыч».
Секрет кадра с игрушечными акробатами на блюде в руках Хоттабыча объясняется так: «Темный фон, на котором видны акробаты, - это фильтр. Он пропускает только инфракрасные лучи от мощных источников света, расположенных за этим фоном. Акробатов снимали аппаратом, заряженным двумя пленками. На первую действовали инфракрасные лучи. После обработки она получилась прозрачной, кроме мест, где зафиксировались как бы «тени» акробатов, их силуэты. А вторая пленка, прикрытая первой, осталась незасвеченной, кроме мест, где зафиксировалось изображение акробатов (пока еще скрытое, необработанное). Отдельно сняли Хоттабыча. Затем во вторую пленку (прикрывая, как маской, скрытое изображение акробатов силуэтами первой) на специальной машине впечатали кадры Хоттабыча. Вот и получилось «киночудо»…»
Аналогично – методом «блуждающей маски» - снимали и несущийся над Москвой ковер-самолет.
А чудесный взлет к потолку Вольки (Леша Литвинов) – и вовсе детский сад сперва подвесили на крюк, потом свалили на тюфяки, а кадры падения дали в обратной последовательности.


Рубрика «Трибуна читателя»: «Редакция журнала получает от читателей много писем, содержащих непосредственные отклики на просмотренные кинофильмы, отдельные конкретные замечания, живые впечатления зрителей, изложенные простыми, идущими от души словами. …С редким единодушием все авторы писем хвалят, например, «Карнавальную ночь». …Хорошо выразил это ефрейтор Н.Шафиров: «Смотришь «Карнавальную ночь» и радуешься ее песням, ее веселью, ее шуткам, за которыми скрываются и критика и поучение».
И специально для ефрейтора и всех остальных поклонников фильма - слова и музыка песни «Пять минут».


Рисунки Д.Бабиченко на тему А.Чикарькова: «О тех, кто нам частенько мешает».


Да, Ларса бы фон Триера туда… (из альманаха «У каждого свое кино», если кто вдруг не видел).

Шарж И.Игина на Ростислава Плятта.

Киновикторина «В ожидании киносеанса»: угадай цитату из фильма. Среди прочих имеется и такая загадка: «…мои отсталые родители дали мне пошлое имя – Федор, а я заменил его и называюсь теперь красивым заграничным именем Альфред». Гугл подсказывает, что эта реплика Эраста Гарина из «Музыкальной истории» в свое время была крылатой, однако… Несмотря на то, что среди кадров узнаются и известные картины, из цитат испытание 55-летним стажем выдержала, на мой взгляд, лишь великая «В Греции всё есть».

На последней странице обложки - кадр из документального цветного фильма «Афганистан».

9342

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×