Александр Фельдман | Почему русские боятся Спилберга?
На прошлой неделе стало известно, что Стивен Спилберг возглавит жюри Каннского кинофестиваля. Это произошло аккурат после Оскара, где ему не дали развернуться, и удостоили «Линкольна» лишь двумя статуэтками.
Отличная новость, подумал я, тем более что эта фигура продолжает традицию Роберта де Ниро и Тима Бертона, возглавлявших Каннское жюри в последние годы. Да и мало кто будет ссылаться на непрофессионализм или отсутствие интереса к современному кинематографу у самого Стивена, так что остается выразить уважение руководителям фестиваля - Тьерри Фремо и Жилю Жакобу за то, что смогли заманить в Канны маститого американца.
Однако неожиданно против Спилберга ополчились некоторые отечественные горячие головы, оперируя основной мыслью, что такой председатель жюри обязательно зажмет российское кино, которое совершенно якобы не соответствует его эстетическим и политическим предпочтениям.
Эта мысль: «Ну, все, нам ничего не светит» каждый раз, когда на очередной крупный фестиваль назначают того или иного председателя жюри вызывает недоумение. Скажите, кто предполагал, что Ароновски окажется без ума от Сокурова, а Марио Моничелли от Звягинцева? Эмоциональное восприятие прогнозировать практически невозможно. Особенно, учитывая, что мы не знаем пока ничего о том, что ждет нас в Каннах в 2013 кроме одного - имени председателя жюри.
С другой стороны, какую фамилию хотели бы услышать в качестве председателя жюри те, кто критикует Спилберга, чтобы заранее спать спокойно? Не нужно думать, что если на этом месте будет человек, безмерно любящий русское кино, он будет давать призы по старой памяти, не взирая на качество и силу лент, представленных в официальной программе.
Кстати никто особенно не критикует решения двух последних жюри, которые также возглавляли именитые американцы, когда победили Малик и Ханеке.
И вообще, если речь заходит о Каннах, то говорить о политике в принятии решений не приходится, наверное, с начала 80-х. До этого времени Советский Союз часто торговался, но опять же это все касалось отнюдь не распределения наград, а участия того или иного фильма в конкурсе при определенном условии. Например, мы разрешим вам взять в конкурс Тарковского, если возьмете Бондарчука и т.д.
Так что я призываю тех, кого эта новость взбудоражила, поумерить свой пыл, перестать рвать на себе волосы, посыпая предварительно голову пеплом. Просто потому что еще неизвестно, отберут ли для основного конкурса российские фильмы в принципе. Если их там и не будет, то претензии к Спилбергу точно будут из разряда охоты на черную кошку в темной комнате, где ее попросту нет.
Ну и напоследок напомню, что в первый и последний раз отечественный фильм получал главную награду Канн в 1958 году, и это были «Летят журавли» Михаила Калатозова.