dokerproject | «ДОКер»: Отпуск в ад

02.06.2015 03:09

Российская премьера хорватского фильма «Возвращение в Освенцим» режиссера и оператора Игоря Паулика состоялась в основном конкурсе Международного Фестиваля Документального Кино «ДОКер»'2015. Лента основана на воспоминаниях бывшего узника концентрационного лагеря. Только по доказанным данным общее число жертв или пропавших там составило около 1 миллиона 300 000 человек.


В качестве рассказчика и проводника по территории фашистского лагеря смерти, выступает сам живой свидетель событий прошлых лет ‒ 81-летний Олег Мандич. Когда-то, 15 мая 1944 года в хорватском городке Волоско, он с семьей, еще мальчиком, был арестован немецкими солдатами и отправлен в вагонах для скота в Польшу. А теперь он вальяжный польский турист из Хорватии и совсем неслучайный посетитель Кракова, от которого Освенцим расположен всего в 60 км. Вот от он берет со стола гостиничного номера белую соломенную шляпу ‒ привычный атрибут праздного денди-путешественника и отправляется в самое зловещее место, когда-либо имевшее значение в его судьбе. Он возвращается в Освенцим. Уже в ином качестве. В другом возрасте. В новом времени. Да и сам лагерь, к безмерному счастью для всего человечества, уже давно функционирует исключительно как музей.

Благодаря широкоугольному объективу окружающая панорама Биркенау с ее статичными сухими планами кажется несоразмерно протяженной. Как гигантская застывшая фреска посмертной маски. Вокруг одноэтажных деревянных бараков вместо грязи и сложенных на морозе трупов сейчас простираются аккуратно подстриженные одинаковые зеленые газоны. Вокруг тишина и умиротворяющий, обманчивый покой. Но раньше тут было все совсем иначе, а ныне это контраст видимого и пережитого. Как именно все было, зрители непосредственно узнают из монолога очевидца.


В 11 лет Олег Мандич в феврале 1945 года последним покинул концлагерь вместе с представителями советских войск. Оттуда он был освобожден вместе с его матерью и бабушкой. Он так и остался последним живым пленником, вышедшим из тех застенок, ставших энциклопедией ада, сотворенного руками фашистов на земле. Кадрами русской исторической хроники, заснявшей этот момент выхода их уцелевшей после всех страданий семьи на свободу и открывается этот неторопливый вдумчивый фильм-погружение в пережитое Мандичем, еще подростком, его мучительное прошлое. Своей причастностью к Освенциму личное прошлое этого человека стало частью общемировой исторической памяти. Что помогло ему спастись? Он мог погибнуть, как и сотни других представителей мужского пола (даже подростков), ведь в момент его отправки в мужской лагерь там были уничтожены многие узники. Но немецкая педантичность сыграла ему на руку, и он, по причине повышенной температуры, был забракован для отправки и отправлен для лечения в местный «госпиталь». Какой иронический диссонанс между произволом творимым руководством лагеря зла и столь скрупулезным следованиям запрещающим инструкциям! «Мы с удивлением узнали, что наш доктор был монстр…», ‒ признается Мандич. В изданиях послевоенного времени он прочел о злодеяниях, творимых в тех стенах. Над заключенными, скорее всего, ставили медицинские эксперименты под видом лечения. Мальчик умудрился остаться невредимым, хотя получил свой травмирующий опыт сопричастности чужим страданиям. Рядом с ним от тяжелой болезни умер его новый русский юный друг.

Тогда кровавый маховик событий вращался, подминая под свои жернова все новых жертв. Беспрерывно работали все 4 крематория в Биркенау. В Освенцим было привезено порядка одного миллиона сто тысяч евреев. Девятьсот тысяч из них были сразу убиты по прибытию.

Игорь Паулик ‒ опытный режиссер, автор короткометражек «Drip» и «Lost», удостоенных призов на МКФ в Хорватии и на МКФ в США. «Возвращение в Освенцим» уже участвовал в 2014 году на МКФ в Колумбии. Новая документальная картина Паулика получила особое упоминание жюри на церемонии вручения 46-й премии хорватской киноиндустрии и на 12-м МКФ в Хорватии, в Любляне. В фильме использована саундтреки Горан Троха и симфонические отрывки из музыкальных произведений австрийского композитора Густава Малера.

Если и в прежние времена вывести на откровенный рассказ о пережитом живых участников было катастрофически сложно (о чем свидетельствовал непростой процесс создания многочасового фильма 1985 года французского документалиста Клода Ланцмана «Шоа» на схожую тематику), то сейчас это сделать стало еще труднее. К тому же, с каждым годом оставшихся в живых свидетелей ужасов немецкого фашизма становится все меньше.


Кинокартина Паулика скорее камерная, а ее спокойный темп повествования кажется иногда даже рутинным. Но это тот самый случай, когда выхолощенная обыденность концлагерного быта и «тусклый» рассказ о творимом там нацистами беспределе, вынуждает содрогаться словно от ползающей по обнаженному телу омерзительной гадюки. Таковы спазмы отвращения от прикосновения к подобному мрачному прошлому, и все же, как в фильме «Иди и смотри», нужно пройти с героем в его воспоминаниях до конца. Тем более, что финал лично для него оказался счастливым.

«Возвращение в Освенцим» ‒ главным образом не фильм-исповедь, а бесценный кинодокумент эпохи, который вполне можно считать достоверным. Здесь нет эпатирующих приемов, киноязык отличает аскетичная выразительность и честность. В нем читается глубокая скорбь, не склонная к приступам дешевой сентиментальности. Как знать, может саму душу рассказчика вместе с его головой тогда, при прохождении первой лагерной санитарной обработки, окунули в дезифинцирующий раствор, таким жутким и болезненным способом навсегда вытравив из него как мысленных блох тягу к пустопорожним душевным метаниям. Олег Мандич признается: «Опыт, полученный в Освенциме, подарил мне возможность прожить по-настоящему прекрасную жизнь в будущем». Он предполагает, что все дело в правильно расставленных приоритетах, когда ты уже в 13 лет знаешь, что ничего хуже пережитого ранее с тобой уже никогда не случится, а самое плохое, что может быть в жизни ‒ это дождливые дни. Внезапно история оборачивается необычной притчей об открытии секрета счастья: «Потому что счастье зависит не столько от обстоятельств, сколько от нашего отношения к этим обстоятельствам».

Светлана Лоцманова
Kinofication School


___________________________________________________________________________
Первый этап Международного Фестиваля Документального Кино «ДОКер» проходил с 22-го по 26-е мая в Москве. Программа фестиваля, в которую вошли 45 фильмов из 32-х стран, состояла из российских и международных премьер. Показы Фестиваля посетили более 2 тысяч зрителей. В состав жюри входили знаменитые документалисты и кинокритики из разных стран: Виктор Косаковский, Туе Стин Мюллер, Матеуш Скальски, Петер Керекеш, Алексей Вахрушев и другие. Победителями киносмотра оказались фильмы из Китая, Польши, Франции, Перу, Венесуэлы, Китая, Испании, Дании и Великобритании.

На сентябрь 2015 года запланирован 2-й этап Фестиваля - «ДОКер-Уикенд», под который в данный момент на краудфандинговой платформе Planeta.ru организован сбор средств. Второй этап будет включать в себя торжественную церемонию награждения победителей фестиваля, мастер-классы с известными деятелями неигрового кино и повторные показы лауреатов фестиваля с возможностью задать вопросы авторам.

1739

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×