dokerproject | Документальное кино ММКФ 2014

28.06.2014 14:17, внесены изменения 28.06.2014 14:59

Документальные программы ММКФ, как и прежде, не разочаровали в целом и вдохновили в частностях. Пусть на этот раз не было настолько шокирующего и запоминающегося фильма как «Акт убийства» Джошуа Оппенхеймера или такой тонкой материи как «Двоюродный дядя» Алана Берлинера, которые участвовали в Московском Фестивале в прошлом году. Но это не удивительно — подобные по силе картины имеют свой срок созревания и не способны рождаться слишком регулярно. Зато вся нынешняя программа прозвучала довольно ровно и звонко, без мощных провалов и с самыми разными оттенками жанра.

Победители документального конкурса и фавориты зрительского голосования станут известны уже через несколько часов. А мы пока расскажем о своих личных лауреатах и номинантах, ни в коем случае не претендуя на объективность — скорее с целью не забыть потом, какой была «Свободная мысль» в 2014 году.


____________________________________________________________________
НОМИНАЦИЯ «ВЕЛИКАЯ МЕДИТАЦИЯ»


Мастера живы и полны сил творить, а их кино с годами отдаляется от обыденной реальности, стремясь ко всё большему идейно эмоциональному освоению действительности. Такой вывод напрашивается после просмотра «Посетителей» Годфри Реджио, альманаха «Храмы культуры» Вима Вендерса и даже отчасти картины «Счастье» Томаса Бальмеса. Эти три работы объединяет заложенная в замыслах философская эстетика, глобальная ставка в процессе съёмок на визуальность и вопросы, задаваемые авторами в пространство далёкого будущего. Хотя темы и их актуальность, форма и степень её условности, манера разговора со зрителем и её тонкие нюансы — в этих фильмах совершенно разные.

«Посетители» Годфри Реджио подчеркнуто не похожи на легендарную трилогию «Каци». Режиссер кардинально сменил темп, цветовую палитру и объект фокусировки. Как и следовало ожидать, картина вызвала контрастные эмоции у публики. Впрочем, автор никогда не скрывал, что его фильм — зрелище не для всех. Новая работа — арт-медитация в прямом смысле, сосредоточенная на гипнотической связи современного человека с миром технологий. Посетители смотрят кино, а кино смотрит их. Ощущения, возможно, спорные, но точно ни на что не похожие.


Вим Вендерс и еще пять режиссеров — Михаэль Главоггер, Майкл Мэдсен, Роберт Рэдфорд, Маргарет Улин и Карим Айнуз — создали документальную сказку «Храмы культуры» в 3D, раскрывающую душу архитектурных пространств. Поначалу говорящие здания вызывают недоумение, а ходящие по выверенной траектории кадра реальные персонажи слегка нервируют (так и кажется, что их долго и упорно просили передвигаться с точки на точку). Но постепенно условность затягивает, непрестанно летящая камера успокаивает раздражительные центры мозга и появляется азарт увидеть следующую часть альманаха от нового автора.

Самым метафоричным кажется рассказ о Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге. Институт биологических исследований имени Солка в Сан-Диего, напротив, рассказан по-американски просто, с переизбытком мультиэкспозиций и довольно спорных тезисов. Норвежская тюрьма в Хальдене говорит то от имени себя самой целиком, то от имени стены, то от имени изолятора, иногда путается в показаниях и в конце концов приводит к мысли, что её заключение мало чем отличается от нашей воли. Оперный театр в Осло чувственно-меланхоличен. Центр Помпиду считает себя местом, где Франция хранит воспоминания о 20-м веке. В общем, всё это весьма и весьма необычно. Помимо визуального и звукового удовольствия, в картине есть наслаждение лексическое с обилием прекрасных новых формул и формулировок, надолго занимающих сознание. Создавая эту трёхмерную раскладную книжку, Вендерс явно не гонится лишь за пропагандой архитектуры и культуры, его основные волнения — вопросы о времени и вечности, его цель — уже не настоящее, а будущее. Именно поэтому после трёхмерной документальной «Пины», показанной на Берлинале в 2011-ом году и потом собравшей в прокате 15 миллионов долларов, он продолжает выбирать 3D. Режиссер уверен, что эта технология задействует особые области мозга, и в ней заложена способность вовлекать зрителей иным способом, чем это делает плоское кино.


«Счастье» Томаса Бальмеса куда менее абстрактно и завязано на уникальном для нашего времени сюжете, когда в затерянную далеко в горах бутанскую деревню приходит свет, дороги и кабельное телевидение. Режиссер три с половиной года следил за жизнью своего главного героя — восьмилетнего монаха, находящегося в эпицентре наступления цивилизации. Тема кажется вроде бы не новой, но конкретная история и изобразительное исполнение поднимает её на ранее неведомый уровень. По законам жанра финал фильма настолько грустный, насколько и неизбежный. И от неизбежности становится еще грустнее. Медитативность повествования в этом случае проявляется через долгие вглядывающиеся наблюдения за жизнью деревни и ровный, неспешный темпоритм рассказа. Постепенно вполне конкретные, на первый взгляд, события картины начинают значить нечто более важное и знаковое в вопросах глобального конфликта цивилизаций. Неспроста перед фильмом режиссер рассказывает историю о своих детях, которые, живя во Франции, не смотрят телевизор, потому что у них в доме его нет... Очень надеемся, что, как и в случае с предыдущим фильмом Томаса Бальмеса «Малыши», его новая работа выйдет в российский прокат.



____________________________________________________________________
НОМИНАЦИЯ «ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА»


Основа любой сильной фестивальной программы — хорошо сделанное с точки зрения профессии, живое и главное — разное кино. В нём может не всё нравиться, но оно будет вас трогать благодаря чему-то важному на интуитивном уровне. Славно, что в этом году таких фильмов можно выделить много.

Это и пронзительная, искусно снятая, польская «Иоанна» Анны Копач, в которой героиня борется со смертельной болезнью и даёт другим почувствовать, какое счастье быть живым. И актуальная отечественная «Cardiopolitika» Светланы Стрельниковой о современном докторе Фаусте, решившем ради нового медицинского центра стать агитатором власти. И короткометражный «Бичбой», в котором датский режиссер Эмиль Лангбаль следует за историей любви молодого кенийца и не совсем молодой британки — документальная версия игрового фильма Ульриха Зайдля «Рай: Любовь».

Это и «В двадцати шагах от славы» Моргана Невилла, получивший в этом году премию «Оскар», развлекающий публику в классической американской манере, но одновременно изучающий психологию и образ мышления «людей второго плана». И «Дневник Шахерезады» Зейны Даккаш, талантливо погружающий в атмосферу ливанской женской колонии. Режиссер фильма одновременно является и театральным режиссером, поэтому ставит пьесу в духе «Театра.doc» в самой тюрьме, что даёт возможность камере максимально приблизиться к героиням, а сюжет построить в том числе вокруг реалистичной и экспрессивной постановки. Это и израильско-американский «Сетевой торчок» — фильм о чрезвычайно интересном месте, несмотря на внешнюю убогость, кинематографически наполненном — эдакий китайский «Город без наркотиков», только вместо наркотиков — «World of Warcraft». Режиссеры Шош Шлам и Хилла Медалия ведут линию трёх мальчиков, постепенно слезающих с интернет-зависимости, и их родителей, переживающих за своих чад, иногда злящихся на них, иногда плачущих от обиды.

И, наконец, франко-шфейцарский фильм «Казус Блохера» Жан-Стефана Брона — на удивление открытый, не лишенный драмы и поэтичности, портрет политика на склоне лет.



____________________________________________________________________
НОМИНАЦИЯ «ПРЕКРАСНОЕ ИЗ ПРОШЛОГО»


Честно говоря, мы не очень помним, часто ли в предыдущие годы фестиваля отборщики «Свободной мысли» показывали фильмы из далёкого прошлого, но то, что они решили это сделать в этот раз оказалось замечательной идеей. Только что отреставрированная, озвученная и представленная зрителям на современном носителе DCP «Моана южных морей» Роберта Флаэрти определенно смотрится в 21-м веке впечатляюще. Это одна из самых красивых лент классика, снятая в Полинезии в 1926 году.


Оказалось, что очень многие не видели раньше легендарный фильм Михаэля Главоггера «Смерть рабочего», снятый почти 10 лет назад в разных точках планеты. Некоторые зрители признались, что эта картина произвела на них самое сильное впечатление из всей документальной программы фестиваля. Фильм действительно за эти годы приобрёл еще большую актуальность, при чем как с точки зрения содержания, так и формы. Михаэль Главоггер, один из важнейших австрийских документалистов, внезапно скончался на съемках нового фильма в Либерии от малярии в апреле этого года. Этот показ был устроен в память о нём.


____________________________________________________________________
НОМИНАЦИЯ «ТОТАЛЬНОЕ НЕПОПАДАНИЕ»


«Борщ по-русски» - короткометражная работа Марины Кинтанильи о двух супружеских парах из России, которые после Второй мировой войны эмигрировали в Бразилию, и там у них начались разные страсти и любовные злоключения. Подробности этой бразильской мыльной оперы мы узнаём из разных стандартно снятых интервью, параллельно варится русский борщ, а события иллюстрируются мультипликацией. В общем, картина сильно на любителя. Благо длится она всего 18 минут.

Больше удивляет и настораживает, когда на месте начинают топтаться опытные режиссеры, при этом растягивая свои фильмы до совсем неприличных длиннот. Так, «Ложь Армстронга» оскаровского лауреата Алекса Гибни длится чуть больше двух часов и во всех подробностях описывает историю возвращения легендарного велогонщика Лэнса Армстронга в большой спорт на фоне параллельно раскрывающегося допингового скандала. Режиссер так увлекается тайнами велопробегов, что во всех деталях повествует об истории появления допинга в этом спорте, о переливаниях крови, о разных нечистых связях гонщиков и руководства соревнований и так далее. Лгал или не лгал главный герой картины, когда он начал лгать и когда закончил — становится уже не так важно. Бесконечные интервью и такие же бесконечные кадры гонок не начнут укачивать разве что заядлых поклонников «Тур де Франс».

«Книга» Виталия Манского старается выглядеть очень экзистенциально и в самом конце ссылается на труд Нарекаци. Однако, фактически фильм являет собой пространный бесконечный рассказ об армянах, которые раскиданы по всему миру. Структура базируется на героях разных возрастов от 0 до 86 лет, живущих в Аргентине, Ливане, Зимбабве, Австралии, США, Турции и так далее. Впечатление, что персонажи подобраны довольно случайным образом и эмоционально подключиться к ним очень сложно. В целом концепция либо чересчур надумана, либо тщательно скрыта, либо рассчитана в основном на армянскую аудиторию. Продюсер фильма — основатель и генеральный директор «Камеди клаб» Артур Джанибекян, автор идеи — отец Месроп Арамян, который, к слову, был автором и другого армянского хита, показанного некогда на ММКФ, «От Арарата до Сиона». Как в том случае, так и в этом, увы, не пропадает ощущение технично и качественно выполненного высокобюджетного кинозаказа.


____________________________________________________________________
НОМИНАЦИЯ «БЛОКБАСТЕРЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО СМОТРЕТЬ»


Вечный спор о форматах в большом документальном кино на самом деле ни к чему не приведёт. У ладно скроенных фильмов-интервью всегда будут свои поклонники. Успех этих картин зависит, прежде всего, от необычности и притягательности главных героев-рассказчиков, от силы самих историй и от грамотно выстроенной в сценарии и на монтаже драматургии. Фильмы «Навести и нажать» Маршалла Карри, «Зелёный принц» Надава Ширмана и «Неизвестный известный» Эррола Морриса относятся как раз к категории успешных неигровых разговорных блокбастеров. Эстеты от документалистики всегда недолюбливают этот стиль, но зрители, которым по натуре нравится что-то расследовать, пристально наблюдать за политическими процессами, раскрывать мировые заговоры и так далее, — эти работы непременно оценят.



____________________________________________________________________
НОМИНАЦИЯ «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ»


Лучшие фильмы — конечно, очень серьезное и ответственное определение. Но зато проверенное много раз. Лучшие — это такие, которые всё время при просмотре держат и потом тоже не отпускают много дней, а, может быть, месяцев, и иногда даже лет. Это такое кино, которое кажется гармоничным во всех своих аспектах, многослойным и главное — эмоциональным. А еще такое, которое захватывает дух, даже если в нём почти ничего не происходит. Ну, и, конечно, такое, о котором в двух словах не расскажешь. Поэтому мы и пытаться не будем — просто рекомендуем когда-нибудь посмотреть эти работы, если в этот раз вы их пропустили:

«Песни леса» Михаэля Оберта (Германия)
«Глубокая любовь» Яна Матушинского (Польша)
«Рич Хилл» Трейси Дроз Трагос и Эндрю Дроз Палермо (США)
«Доживем до августа» Теодоры Ана Михай (Бельгия-Румыния)
____________________________________________________________________
Спасибо, Документальные Программы ММКФ — с вами лучше, чем без вас!



P.S.: Да, ну, и что касается реальных призов, то среди 8 фильмов документального конкурса мы будем болеть за «Глубокую любовь», но ставим на «Счастье». А что касается зрительских симпатий - ставим на «Зелёного принца».

3978

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×